О месте с настоящим духом СССР в центре современной Москвы, «легендарной утке 90-х» и первом ресторане самообслуживания времен Российской империи — в нашем материале.
Длина маршрута — 2,9 км, или 4 тыс. шагов.
Рождественский монастырь. Фото: К. Спасский
Начнем прогулку с посещения (1) Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря, также известного как Рождественский. Это один из древнейших женских монастырей Москвы. Он был основан в 1386 году в честь победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве, состоявшейся шестью годами ранее.
Инициатором создания обители выступила княгиня Мария Серпуховская — мать одного из героев битвы Владимира Храброго. Также в основании монастыря приняли участие сам Дмитрий Донской и преподобная Ефросиния Московская. Первым духовником Рождественского монастыря был сам Сергий Радонежский.
Обитель сгорела при пожаре 1547 года, когда за два с небольшим месяца пламенем была уничтожена треть Москвы. После этого монастырь был восстановлен царем Иваном IV Грозным и его первой женой Анастасией Романовной, матерью царя Федора Ивановича.
В 1670-х годах монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростовских. К собору Рождества Пресвятой Богородицы с востока была пристроена семейная усыпальница.
Пережив другие пожары и нашествие Наполеона на Москву, Рождественский монастырь действовал до 1922 года, пока не был закрыт из-за гонений на религию в постреволюционной России. Был возвращен Русской православной церкви в 1989 году.
Сейчас в обители действуют четыре храма, о которых мы сейчас и расскажем подробнее.
Храм во имя Казанской Иконы Божией Матери, 1906 год. Фото: Myhalych / pastvu.com
(2) Храм во имя Казанской Иконы Божией Матери был построен в начале XX века в русско-византийском стиле по проекту архитектора Петра Виноградова. Задуман как трапезная церковь. Интересно, что в его стенах в конце XX века находилась кафедра живописи Московского архитектурного института.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы и храм Евгения Херсонесского, 1945-1947 годы. Фото: Sergey Zyablikov / pastvu.com
(3) Собор Рождества Пресвятой Богородицы в современном виде начал формироваться в 1501–1505 годах. Позже к нему были пристроены многочисленные приделы, а к созданию западной части и вовсе приложил руку знаменитый Федор Шехтель в начале XX века.
Храм Иоанна Златоуста, 1882 год. Фото: 1_9_6_3 / pastvu.com
(4) Храм Иоанна Златоуста в первоначальном виде строился с 1676 по 1678 год по желанию окольничего князя Александра Лобанова-Ростовского. Претерпевая небольшие изменения, он просуществовал до 1860-х годов, пока не был полностью перестроен. В начале XX века под руководством Петра Виноградова были проведены работы по расширению проемов и созданию новых входов в храм.
Храм Евгения Херсонесского. Фото: К. Спасский
(5) Храм Евгения Херсонесского возведен в стиле московского классицизма в 1835–1836 годах архитектором Николаем Козловским.
Интересны и башни монастыря, построенные в 1782 году вместе с новой каменной оградой. Они решены в типичном для того времени стиле — цилиндрической формы, без окон и бойниц.
Угловая башня Рождественского монастыря, 1970-е годы. Фото: Alx / pastvu.com
В здании конца XIX века, расположенном по адресу: Малый Кисельный пер., д. 3, стр. 2, расположена (6) Первая Московская галерея восточной живописи. Открылась в 2019 году с целью популяризации традиционного восточного искусства и его демонстрации в современном и неожиданном ракурсе. С расписанием выставок и мероприятий вы можете ознакомиться на официальном сайте галереи.
Музей советских игровых автоматов. Фото: К. Спасский
Далее пройдем до бывшей усадьбы Маслова-Оболенского, которую сейчас занимают Институт востоковедения и (7) Музей советских игровых автоматов.
Такой необычный музей появился здесь в 2020 году. Его экспозиция включает 59 популярных у советских детей и подростков игровых автоматов, таких как «Морской бой», «Снайпер» или «Городки».
Здесь же можно найти и коллекцию 13 торговых автоматов — по продаже газированной воды, кислородных коктейлей или даже аналоговую фотобудку.
Погружение в атмосферу советской эпохи дополнит молочный коктейль, созданный на советском миксере «Воронеж-2» 1979 года выпуска.
В Варсонофьевском переулке находится дом, в который по сюжету романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Остап Бендер отправился к Эллочке-Людоедке за двумя стульями «из дворца».
Доходный дом Гагарина. Фото: К. Спасский
По одной из основных версий, это был (8) дом под номером 6, построенный в 1896 году по проекту архитектора Льва Кекушева. Примечательно, что в каноничном фильме Леонида Гайдая 1971 года изображен другой дом, находящийся в Печатниковом переулке.
Дом в Варсонофьевском переулке также отмечается двумя своими известными жильцами — композитором и пианистом Александром Скрябиным, а также архитектором Иваном Жолтовским.
Московский Международный торгово-промышленный банк. Фото: К. Спасский
После этого отправляемся изучать (9) здание Московского международного торгового банка, построенное в 1895–1898 годах в стиле неоренессанс с элементами римского барокко по проекту архитектора Семена Эйбушица. По одной из версий, автор здания банка почерпнул идею фасада в римском здании Банка Святого Духа начала XVI века.
Здание Банка Святого Духа, 2008 год. Фото: Jensens / wikipedia.org
Такой роскошный декор и монументализм должны были подчеркнуть статус нового учреждения, созданного на основе Рязанского Торгового банка.
Позже помещения были заняты новым Соединенным банком, который поглотил несколько несостоятельных финансовых учреждений, включая и Московский международный торговый банк.
В истории здания отдельной строкой вписан ресторан «Квисисано», который в начале XX века поражал своих посетителей автоматическими буфетами и полным отсутствием прислуги. Для покупки нужно было опускать в аппарат десятикопеечные монеты.
В дальнейшем здание использовалось под различные нужды, подвергалось реконструкциями и реставрациям. Сейчас здесь вновь расположился банк.
Бывшее Тверское подворье. Фото: К. Спасский
Тверское подворье, начало XX века. Фото: Silver44 / pastvu.com
По соседству расположено (10) Тверское подворье — бывшая резиденция тверских архиепископов в современном архитектурном прочтении. Существовавший здесь с XVII века комплекс зданий был значительно перестроен на рубеже XX и XXI веков.
Палаты Тверского подворья. Фото: К. Спасский
Одним из отреставрированных в близком к изначальному виду зданий подворья являются (11) палаты XVII века, в которых находилась резиденция архиереев.
В первой четверти XIX века в них располагалась мастерская скульптора Сантина Кампиони, работы которого украшают дом Благородного собрания на Охотном Ряду, дом графа Разумовского на Гороховом поле, Голицынскую больницу, дворцы Останкина и Архангельского.
Пассаж «Кузнецкий мост». Фото: К. Спасский
Здание (12) пассажа «Кузнецкий мост» было построено в две очереди в 1886 и 1898 годах архитекторами Виктором Коссовым и Романом Клейном соответственно.
В 1888 году здесь разместился филиал известной торговой фирмы «Мюр и Мерилиз», куда часто наведывался Антон Чехов. В целом присутствующие в пассаже магазины можно было отнести к дорогим и даже роскошным по имеющимся в них товарах.
В раннесоветское время в здании работало издательство «Земля и фабрика», выпускавшее произведения русских авторов, классиков зарубежной литературы, а также журналы «30 дней», «Всемирный следопыт», «Вокруг света».
Сейчас здесь расположен пассаж «Кузнецкий мост», ценой и премиальностью вернувший этому зданию уровень рубежа XIX и XX веков.
Центральный дом работников искусств, 2020 год. Фото: culture.ru
Во дворе, у наземного вестибюля станции «Кузнецкий Мост», расположено (13) здание Центрального дома работников искусств (ЦДРИ). Изначально это учреждение появилось в виде одноименного клуба по инициативе наркома просвещения Анатолия Луначарского в 1930 году. Тогда, на первом заседании, Владимир Маяковский впервые прочитал свою последнюю поэму «Во весь голос». Именно ее на похоронах Маяковского читал его ученик и один из последних футуристов — поэт Семен Кирсанов.
В 1979–1982 годах во дворе клуба было построено современное здание, объединенное переходом со старым особняком.
В «лихие девяностые» ЦДРИ потеснил легендарный для своего времени бар The Hungry Duck, открытый канадцем Дагом Стилом. На пике своей популярности «Утку» называли «иконой московского гедонизма». «Икона» провисела здесь недолго — уже в 1999 году бар был закрыт.
«Голуби мира». Фото: К. Спасский
Завершим прогулку в этом же дворе, у (14) памятника «Голуби мира» работы Льва Кербеля, установленного в 2005 году в честь 75-летия ЦДРИ.
Памятник из-за своего расположения незаметен даже для тех, кто регулярно пользуется станцией метрополитена «Кузнецкий Мост». Символично, что одними из основных его почитателей являются те самые голуби, воркующие в несметных количествах вокруг памятника самим же себе.
Кирилл Спасский