Сегодня мы совершим прогулку по южной части Мещанского района — важнейшего места для торговой и банной истории Москвы. Сбывшееся столетнее предсказание, парилки за бриллианты Екатерины II и вечно недовольный таксист из «Брата-2» — в этом материале.
Длина маршрута — 2,5 км, или 3,5 тыс. шагов.
Дом-коммуна ЖСК «Изотерма», 1950-е годы. Фото: Seakonst / pastvu.com
Начнем прогулку у (1) дома-коммуны «Изотерма», также известного как здание треста «Хладострой». Был построен в 1930 году в конструктивистском стиле по проекту Николая Колли, который работал вместе с французским архитектором Ле Корбюзье над зданием Центросоюза на Мясницкой. Изначально проектировался как дом смешанного назначения, с квартирами и конторами, которые нынче принято называть офисами.
Дом-коммуна ЖСК «Изотерма». Фото: К. Спасский
Простые формы, характерные конструктивизму, усложняет скошенный угол, придающий зданию интересный объем. Также отметим и остекление, уменьшающееся в своей площади по нарастанию высоты.
Кадр из фильма «Брат-2» (2000)
У ныне расселенной западной части дома, выходящей на Нижний Кисельный переулок, снималась одна из сцен фильма «Брат-2» (2000). Именно до этого адреса вечно недовольный таксист довозит главного героя, после чего оскорбительной репликой дает понять, что ждать его не намерен.
Дом-коммуна ЖСК «Изотерма». Фото: К. Спасский
Далее пройдем до (2) бывшего здания Ювелирной фабрики Федора Лорие. Скрытое от глаз случайных прохожих, оно доступно для изучения, только если зайти через арку дома № 4 по Нижнему Кисельному переулку. Со стороны Рахмановского переулка просматривается лишь модерновая верхушка крыши с майоликой. Здание фабрики в стиле модерн было построено в 1914 году по проекту Федора Ганешина.
Бывшая ювелирная фабрика Лорие. Фото: К. Спасский
Ювелирная фирма Лорие была основана в 1871 году и по качеству продукции была схожа со знаменитым Домом Фаберже. В какое-то время она даже находилась через стенку от знаменитого магазина Карла Густавовича на Кузнецком мосту, дом 4.
Сандуновские бани. Фото: К. Спасский
Даже если вы не большой любитель бань, вы точно слышали про легендарные (3) «Сандуны». Именно здесь, вдоль Неглинной улицы, находятся ее множественные корпуса.
Название бань происходит от фамилии актера придворного театра Екатерины II Силы Сандунова, открывшего их в 1808 году. Основал он их совместно с коллегой и супругой Елизаветой Урановой, обменяв бриллианты, подаренные самой императрицей по случаю их свадьбы.
Уранова и Екатерина II были в настолько хороших отношениях, что тогдашняя правительница России защитила ее от чересчур настойчивых ухаживаний одного из самых богатых и влиятельных людей империи — графа Александра Безбородко.
Новые бани сразу же стали одним из центров общественной жизни Москвы, как писал Гиляровский в «Москва и москвичи»: «В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, что собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе».
Несмотря на развод с мужем, Елизавета сохранила его фамилию в названии бань, которое дошло до наших дней. Весь XIX век «Сандуны» меняли хозяев, но при этом сохраняли высокий статус. Под конец столетия, благодаря Алексею Ганецкому и его жене Вере Фирсановой, был построен, по сути, новый банный комплекс, отличающийся особой роскошью. Теперь он включал в себя еще и гостиницы, рестораны и даже зоологический магазин, а также имели собственную электростанцию, водоснабжение и один из первых в городе телефонов.
Труба Сандуновских бань. Фото: К. Спасский
Федор Шаляпин, Антон Чехов, Лев Толстой, Сергей Рахманинов и многие-многие другие приходили в Сандуновские бани на пар, известный на всю Москву. В советское время бани также сохраняли статус эталонных общественных русских бань.
Их интерьеры вы видели во множестве фильмов — «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1976), «Статский советник» (2005), а также в уже упомянутом «Брат-2» (2000).
Здание Госбанка СССР, 1949 год. Фото: IBarantsev / pastvu.com
После этого отправимся изучать (4) ансамбль Центрального банка Российской Федерации, который сформировался на рубеже XIX и XX веков. Центром композиции служит построенное по проекту Константина Быковского в 1890-1894 годах здание для Московской конторы Государственного банка и достроенное в 1908-1911 годах двумя корпусами по проекту Иллариона Иванова-Шица. Уже в 1927-1929 годах была осуществлена перестройка комплекса под руководством Ивана Жолтовского.
При Центробанке работает Музей Банка России, в котором можно узнать об истории российских денег и денежного обращения, увидеть редкие монеты и банкноты, а также другие экспонаты, связанные с финансами. Обращаем внимание, что посетить его можно, предварительно записавшись на экскурсию.
Бывшее здание гостиницы и ресторана «Яр». Фото: К. Спасский
На пересечении Неглинной и Кузнецкого Моста находится (5) здание бывшей гостиницы француза Транкиля Ярда с рестораном «Яр», открытых здесь в 1826 году.
«Яр» попал на страницы многих произведений отечественной литературы, он упоминается у Пушкина, Герцена, Толстого, Тургенева. В дальнейшем ресторация переехала сначала на Петровку, а позднее в Петровский парк, где оно гремело вплоть до Октябрьской революции.
Здание переходило из рук в руки, надстраивалось и перестраивалось. В современный вид оно пришло к 1878 году, сначала к нему был пристроен трехэтажный корпус по Неглинной, а уже позже весь комплекс был полностью перестроен под руководством архитектора Александра Каминского — автора первого здания Третьяковской галереи.
Количество всевозможных магазинов, контор и учреждений, находившихся здесь, не поместится даже в одну статью — от фотоателье «Шерер, Набгольц и Ко» до бутика Alexander McQueen.
В витринах работающего на первом этаже магазина «Консервы» в годы Великой Отечественной войны выставляли антифашистские плакаты — «Окна ТАСС».
Московский дом художника. Фото: К. Спасский
В здании на Кузнецком Мосту расположен (6) Московский дом Художника (МДХ), здание которого имеет богатейшую «творческую историю», а с 1930 года используется для проведения художественных выставок. Здесь же в годы Великой Отечественной войны художники рисовали те самые «Окна ТАСС».
МДХ был основан в 1979 году как творческая мастерская для московских художников. С тех пор он стал одним из самых популярных мест для проведения выставок и других мероприятий в сфере искусства.
Кузнецкий Мост до Октябрьской революции был главной торговой улицей Москвы. Один за одним здесь появлялись пассажи — прародители нынешних торговых центров. Их владельцы, пытаясь привлечь покупателей, уделяли особое внимание как экстерьерам, так и интерьерам. Оттого улица и сейчас смотрится особенно роскошно.
Бывший дом банка и торгового дома «И. В. Юнкер и Ко». Фото: К. Спасский
(7) Дом банка и торгового дома «И. В. Юнкер и Ко» изначально был построен в 1876 году Петром Кампиони, однако только за первую четверть XX века дважды перестраивался: сначала — в модерн, а после — в неоклассические формы. Создаваемая в его стенах капитализация позволяла тратить на это большие средства. Впоследствии здание неоднократно меняло функцию и владельцев, в 1931 году здесь даже состоялась встреча Бернарда Шоу с советскими писателями. Собрание социалистов в памятнике буржуазной жизни.
Бывшее здание торговой фирмы Михайлова. Фото: К. Спасский
(8) Здание торговой фирмы Михайлова построено архитектором Адольфом Эрихсоном в 1903 году и отличается крупными оконным проемами. Это помогло сохранить свою «модную» функцию даже в советское время, с середины 1940-х годов и вплоть до начала XXI века в здании размещался Общесоюзный дом моделей одежды. Дом моделей создавал коллекции одежды для более чем 300 швейных фабрик СССР, а также проводил обучение, методическую работу, здесь продавали готовые выкройки, проводили показы моделей. Редакция популярнейшего «Журнала мод» также находилась в этих стенах.
До революции в здании размещался «Магазин сибирских и американских меховых товаров» Михайлова, сейчас в нем находится один из новых отечественных брендов одежды для широкой публики.
Бывший пассаж Попова. Фото: К. Спасский
(9) Пассаж Попова построен Александром Резановым в 1877 году по заказу купца Попова. В пассаже располагались магазины, рестораны, а также проводились выставки и концерты. Здание выполнено в стиле эклектики с элементами классицизма и барокко. Фасад украшен лепниной, колоннами и скульптурами. Внутри пассажа были установлены стеклянные купола, которые обеспечивали естественное освещение.
В 1882 году здесь открылась первая московская телефонная станция, а в 1885 году на фасаде пассажа впервые в городе появилась световая реклама.
Бывший пассаж Попова, 1933 год. Фото: Beta / pastvu.com
После продажи Банкирскому дому братьев Джамгаровых, здание стало использоваться под банк. В советское время его занимали различные учреждения: Госстрах СССР, трест «Электроимпорт» с бюро фирмы Siemens, райсовет Городского района и многие другие. Сейчас оно находится в очередной стадии смены функции — теперь на жилую.
Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Фото: К. Спасский
Бывшее Военное сиротское училище, построенное по рисункам архитектора Осипа Бова в 1822 году на месте Пушечного двора, с 1856 года занимает (10) Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина — старейшая театральная школа страны. Образованное как Московское театральное училище почти за 50 лет до этого события, в 1809 году, оно долгое врем «скиталось» по различным московским зданиям, пока не нашло здесь «порт постоянной приписки».
Среди выпускников училища — Пров Садовский младший, Олег Табаков, Людмила Касаткина, Виталий Соломин и многие другие известные актеры.
Памятник Михаилу Щепкину, 1999 год. Фото: Allkiviad / pastvu.com
Во дворе «Щепки» находится (11) памятник одному из основоположников русской актерской школы — Михаилу Щепкину. Он был открыт в 1980 году, выполнен архитектором Алексеем Тихоновым и скульптором Александром Тарасенко.
Бывшая гостиница «Дюссо». Фото: К. Спасский
Над Театральным проездом нависает объем (12) бывшей гостиницы «Дюссо», построенной в 1820-х годах и перестроенной под конец XIX века по эклектичному проекту с балкончиками и массивной лепниной Семена Эйбушица.
В «Дюссо» жили герои романа «Анна Каренина» (1873) — Левин и Вронский, здесь нашел Каренина Стива Облонский:
«Давно ли? А я вчера был у Дюссо и вижу на доске „Каренин“, а мне и в голову не пришло, что это ты! — говорил Степан Аркадьич, всовываясь с головой в окно кареты. — А то я бы зашел».
Гостиница «Дюссо», конец XIX века. Фото: Pirogov / pastvu.com
Выражение «на доске» обозначает традицию выписывать постояльцев на меловую доску при входе. Многие москвичи в то время любили заходить в буфет владельца Карла Дюссо, чтобы заодно посмотреть, не приехала ли какая-нибудь известная личность.
В советское время здание надстроили двумя этажами, сейчас здесь располагается аппарат МЧС России.
Центральные бани. Фото: К. Спасский
На нашем сегодняшнем маршруте действительно становится жарко, так как мы встречаем еще одни исторические бани — (13) Центральные, также известные как Китайские. Современные два корпуса — восточный и западный — строились вместе с гостиницей «Дюссо» — в то же время и под руководством того же архитектора.
Китайскими банями они назывались по наименованию Китайского проезда, однако впоследствии за ними закрепилось народное название — Центральные или еще Хлудовские, по имени владельца, купца 1-й гильдии Герасима Хлудова.
Центральные бани, начало XX века. Фото: TravelerCar / pastvu.com
Существует легенда, согласно которой в день открытия комплекса в 1893 году пожилая цыганка напророчила Эйбушицу, что бани проработают ровно век. Неидеально знавший русский язык архитектор попросил коллегу пояснить, что она имела в виду. Не желая расстраивать друга, другой архитектор, Владимир Чагин, обманул того, сказав, что «век» значит «вечный». Однако предсказание сбылось: в 1993 году случился страшный пожар, после которого сохранилось лишь четыре зала.
Даже если это и легенда, то точное совпадение по годам все равно удивляет. Не цыганка, так автор этой легенды точно обладает даром предсказания.
Кирилл Спасский