Все началось с простого и необязательного вроде подарка: друзья принесли Ивану ароматизатор воздуха — обыкновенный флакон с палочками.
«Для меня диффузор был вещью отвлеченной, вроде адронного коллайдера — все знают, что он есть, а как работает, понятия не имеют, я уж точно. Поставил на тумбочку и вроде забыл. Но через пару дней стал ощущать, что его фоновый запах не оставляет меня равнодушным. Более того, отметил, что и ноутбук для работы начал чаще передвигать к нему поближе. В общем, мне понравилось, как эта штука работает, и когда она закончилась, пошел уже осознанно выбирать себе новую, — вспоминает предприниматель. — И вот тут-то оказалось, что в этом сегменте нет ничего интересного — все диффузоры какие-то безликие, разница лишь в том, что у одного баночка черная, у другого матовая, а где-то и стразы есть. Но по сути — флакон и палочки. А мне хотелось, чтобы это был еще и предмет декора…»
Три аромата в одном букете
И тогда Иван по принципу «критикуешь — предлагай» сам разработал концепт-дизайн будущей формы — пример того, что и сам бы хотел видеть в своей квартире. Затем на основе наброска сделал 3d-модель и показал своим близким. «Огонь!» — единодушно выдали те, и он решил рискнуть собственными средствами.
«У меня есть опыт в бизнесе — я запустил, а затем успешно продал продуктовую историю, так что по опыту знаю: надо сразу выделиться среди конкурентов — это облегчает маркетинг и закрывает еще ряд сопутствующих вопросов», — рассказывает Иван.
Выделиться ему помогло простое решение: все производители льют свои ароматы в один флакон, а если из них собрать композицию по принципу цветочного букета — в нескольких разных флаконах? Бортников, до этого свыше полутора десятков лет занимавшийся интернет-маркетингом, тщательно изучил соответствующую литературу и понял, что, в принципе, и это возможно. И даже провел собственные тесты, чтобы подтвердить гипотезу — это сразу заставило отказаться даже от идеи кустарного промысла и обратиться к профессионалам, заключив со специализированной отраслевой лабораторией контракт на разработку технологии для промышленного производства.
«Мне не только подобрали вещества нужных для моей задумки формул, но и собрали подходящие ароматы — им был устроен настоящий кастинг, в результате из 50 предложенных запахов я оставил только три», — поясняет Иван.


Здоровый и качественный продукт
С сырьем вопрос решался просто: французы продолжают поставлять нам свои отдушки, да и отечественные производители уже достигли того уровня, когда их продукция может выступать на равных с образцами ведущих компаний. И вопросы с дистрибуцией Бортников отдал на аутсорс профильному агентству, удостоверившись в сертификатах и паспортах качества поставщиков. Единственное принципиальное требование, которое он выдвинул ко всем исходным материалам, — никакого спирта в составе.
«Мы и без того живем в экологически неблагополучной среде, и усугублять ее составом, от которого может заболеть голова или возникнуть аллергия, мне не хотелось, — поясняет Иван. — Хотя растворитель в виде спирта в определенном сегменте диффузоров дает более четкий и насыщенный аромат и заполняет почти все помещение. У нас более камерный ароматный профиль без агрессии, и он тише по площади распространения, но зато мы получили здоровый и качественный продукт».
Еще одна его особенность — это раскрытие запахов по модульному принципу: ноты из каждого флакона раскрываются и соединяются уже в воздухе, создавая более сбалансированную композицию.
«То есть просто поставить рядом лимон и розмарин в надежде, что и так будет хорошо пахнуть, не получится — нужно учитывать фракции каждого аромата, скорость их испарения и диффузии, а также то, как они будут складываться в совместное звучание», — поясняет Иван действие модульного принципа, лежащего в основе его парфюмерных композиций
Лучшее на континенте…
Сложнее оказалось разработать саму подставку — основу концепции нового бренда. Придерживаясь исключительно натуральных составов, он и тут хотел видеть только стекло и дерево ценных пород.
«Мне пришлось обзвонить массу предприятий не только в Москве и Подмосковье, но и в других регионах, и оказалось, что в большинстве своем производства не работают с такими требованиями точности, а главное, не гарантируют такого качества: помимо выточки основы на фрезерном станке, необходима была и основательная доработка вручную», — рассказывает Иван.
Причина, конечно, в условиях — Бортникову требовалась не просто хорошо сделанная вещь, а серийное изделие в лучших традициях итальянского дизайна. Ведь при разработке своей подставки он сам вдохновлялся работами лучших мастеров Апеннинского полуострова.
«Все-таки у итальянцев одни из лучших в мире школ предметного и мебельного дизайна, аксессуаров, очков и даже парфюмерных флаконов. Поэтому для доработки своего опытного образца я провел собственное мини-исследование, изучил множество каталогов различных фирм, пока в одном из изданий не наткнулся на очень необычный катер, чьи обтекаемые формы меня очень впечатлили — на их фоне моя заготовка показалась мне уже довольно грубой, и в дальнейшем я ориентировался на этот стандарт, пока в итоге не остался доволен достигнутым качеством».
Получив должный образец, заказал тестовую партию, которая позволила заявить о продукте на нашем рынке. А дальнейшие поиски привели в подмосковную мастерскую, сегодня готовую обеспечить производство подставок партиями средних объемов, но должного уровня.
«Пожалуй, я собрал самое лучшее на континенте: ароматы из Франции, дизайн из Италии, а также мастерство и техническое исполнение отечественных умельцев, благодаря которым выработал классическую форму для своей подставки, в дальнейшем возможны лишь ее небольшие вариации с цветом или, например, толщиной», — заключает разработчик.
Распорядок дня: «Пробуждение», «Поток» и «Тишина»
После этого оставалось лишь придумать имя бренда. За неймингом Иван извел толстый блокнот — пытался в одном названии отразить и суть своей концепции, и дань итальянской школе дизайна, и дружески подмигнуть понимающей в этом аудитории — своими клиентами Бортников видит преимущественно женщин как наиболее осознанных потребителей, оценивающих в первую очередь качество и готовых платить за него справедливую цену.
«Это жительницы мегаполисов — и семейные, и карьеристки, но все те, кто следит за собой, за своими мыслями и своим состоянием, — отмечает Иван. — Все наши ароматы основаны не только на понимании их действия, но и на личном опыте, ведь хороший аромат тебя может заряжать с утра и на весь день, как бодрый музыкальный трек».
С учетом и маркетинговых трендов самым оптимальным названием стало Senso Fiori — «чувство цветов» или «чувственные цветы», кому какой вариант ближе. Сегодня под этим брендом выпускаются три коллекции ароматов: «Пробуждение», дарящее по утрам энергию за счет запахов лайма, эвкалипта и мяты, вносящий ясность «Поток» с розмарином, сосной и гвоздикой, и «Тишина», собравшая лаванду, кедр и апельсин для мягкого и теплого вечера.
Все готовые композиции прошли лабораторные тесты, и Бортников готовится получить сертификат уже на свою брендированную продукцию.


От логистического узла…
Сегодня средоточие Senso Fiori — это логистический узел, в котором работает компания Бортникова. В помещении, представляющем собой нечто среднее между офисом и складом, идет комплектация наборов: помимо подставки, флаконов и емкостей с отдушками, в каждом комплекте идет инструкция на крафтовой бумаге. При этом тщательно проверяются качество и чистота всех комплектующих. Здесь же собираются интернет-заказы прямым покупателям и отгружаются поставки на маркетплейсы.
«Команда у меня пока небольшая, но сплоченная, а моя бизнес-модель основана на использовании новых технологий — я активно использую аутсорс- и фриланс-услуги, а также цифровые решения больших компаний — интернет-магазин, например, мне помогает делать «Яндекс», — знакомит основатель бренда Senso Fiori с его внутренней кухней. — Думаю, это хороший путь для молодого бренда — такой формат дает максимальную скорость и работы, и принятия решений. Именно это и позволяет нам двигаться в сторону клиентоцентричной компании».
При таком подходе Бортников не стремится расширять ассортимент и в целом ставить производство на конвейер: лишь бы заработать — не его подход. Поэтому пока он сосредоточен на сборе обратной связи от покупателей, что позволит выбрать дальнейшее направление развития, которое будет гарантировать определенный успех на рынке.
«В целом сформированного ассортимента пока достаточно, и нет повода для спешки, — уверен предприниматель. — К тому же учитывая свои возможности и скорости производства и тестирования ароматов, я склонен перейти в режим запуска одной линейки ароматов в год, при хорошем раскладе — двух. Например, весенней и зимней, праздничной коллекций — такой темп будет релевантен и качеству продукции, и нашим творческим устремлениям».
…до бутика
При этом, не скрывает Иван, у него уже готов только дизайн подставок на три года вперед и под разную аудиторию: для молодежи, для дома и отдельно — мужской вариант. Хотя первым же, к слову, покупателем аромадиффузора Senso Fiori на маркетплейсе оказался именно мужчина — его привлекло минималистичное решение, органично вписывающее в его деловое пространство.
«Вообще, я предприниматель молодой и не могу пока смотреть на 5—10 лет вперед, но у меня есть точка “Б”, в которой хотел бы через пару лет оказаться со своим продуктом — это полка федерального ретейлера, например “Золотого яблока”, но для этого надо упорно трудиться и при этом не упасть в качестве, — делится планами Иван Бортников. — Также в перспективе возможно открытие собственных офлайн-точек продаж и даже небольшого бутика, где можно будет выбрать подставку, подержав ее в руках, и в спокойной обстановке оценить коллекцию ароматов, уже прошедших одобрение рынком.
А для этого, считает он, уже есть все необходимое — отлажена хорошая технологическая и логистическая инфраструктура, делающая жизнь предпринимателя очень комфортной. Впрочем, без хорошей идеи, очевидно, здесь тоже не обойтись.