Третьяковская — Полянка: «маленькость» Большой Ордынки

Сегодня мы совершим прогулку по северной части района Якиманка, вокруг многочисленных корпусов Третьяковской галереи. Чугунная ограда 1760-х годов, «голова Цезаря» в одном из скверов, дом критика Латунского из «Мастера и Маргариты» и музейный зал на улице — в нашем материале.

Третьяковская — Полянка: «маленькость» Большой Ордынки, фото

Усадьба Демидова и ЖК «Лаврушинский»

Фото: К. Спасский

Длина маршрута — 2,1 км, или 3 тыс. шагов.

Третьяковская — Полянка: «маленькость» Большой Ордынки  фото

Начнем прогулку с осмотра (1) офиса «Росатома» и небольшого сквера перед ним. Как вы видите, они нетипичны для Большой Ордынки как по архитектуре, так и по высоте и отступу от красной линии застройки. Завершенное в декабре 1957 года здание планировалось как часть новой парадной улицы, которую собирались увеличить на ширину сквера. Но Большую Ордынку, к счастью, все же оставили «малой», сохранив ее уютную атмосферу старой купеческой Москвы. План сделать из нее одну из основных сквозных магистралей, соединяющих Останкино и Серпуховское шоссе, так и не был реализован.

Первоначально в здании авторства архитекторов Лазаря Чериковера и Павла Зиновьева размещалось Министерство среднего машиностроения, занимавшееся атомной энергетикой и ядерным вооружением. Стиль здания однозначен — советский монументальный классицизм. Фасады оформлены практически идентично, главный из них выделяется портиком с четырьмя дорическими колоннами, которые поддерживают фриз с карнизом.

По Большому Толмачевскому переулку двигаемся в сторону (2) усадьбы Демидова рубежа XVIII и XIX веков. Тогда она занимала гораздо большую площадь, раскинувшись от Ордынки до Пыжёвского переулка. Современный фасад главное здание усадьбы приобрело после пожара 1812 года. Единственное, что дошло до наших дней, — классицистический руст цокольного этажа и обновленная отделка верхних этажей в стиле ампир. Боковые флигели появились в 1849–1859 годах, когда усадьбой владела графиня Мария Соллогуб. В усадьбе она устраивала гремящий на всю Москву светский салон. Ее гостями были Гоголь и Тургенев.

Третьяковская — Полянка: «маленькость» Большой Ордынки  фото
Третьяковская — Полянка: «маленькость» Большой Ордынки  фото

От множества схожих московских усадеб ее сильно отличает превосходная чугунная ограда. Она была выполнена по чертежам Ф.С. Аргунова и отлита крепостным мастером Д. Т. Сизовым в 1760-х годах на одном из Демидовских заводов в Нижнем Тагиле.

В сквере перед усадьбой находится (3) памятник писателю Ивану Шмелеву, появившийся здесь в 2000 году. Работа скульптора Лидии Лузановской выполнена по портрету писателя, который был изготовлен еще при его жизни. Худощавое, даже впалое лицо писателя стоит на постаменте в виде колонны с каннелюрами. Композиция получила народное название «голова Цезаря».

Сам писатель был человеком крайне сложной судьбы, что отразилось в его характере и творчестве. Хоть и дважды номинированному на Нобелевскую премию по литературе, к нему все равно сложилось неоднозначное отношение, в основном из-за его политических высказываний из эмиграции в период Великой Отечественной войны.

Сквер, в котором находится памятник, с 2014 года носит имя Шмелева. Он родился здесь, с Замоскворечьем были связаны многие обстоятельства его жизни.

Третьяковская — Полянка: «маленькость» Большой Ордынки  фото

В сквере Шмелева к празднованию 150-летия Третьяковской галереи был открыт (4) фонтан «Вдохновение». В его основе — три картинные рамы из патинированной бронзы и золота. Они опираются на гранитные плиты в форме чаши, из которой растет голубое дерево. Каждая из рам отсылает к знаменитым полотнам: «Царь Иван Грозный» Виктора Васнецова, «Снедь московская. Хлебы» Ильи Машкова и «Березовая роща» Архипа Куинджи. Авторами работы стали Александр Рукавишников и его сын Филипп.

Над сквером возвышается (5) Дом писателей, построенный в 1935–1937 годах в стиле сталинский ампир по проекту архитектора Ивана Николаева для жилищного кооператива «Советский писатель». Знаменит писателями, поэтами, драматургами и литературными критиками, проживавшими здесь. В доме проживали Агния Барто, Борис Пастернак, Константин Паустовский, Михаил Пришвин и многие-многие другие.

Третьяковская — Полянка: «маленькость» Большой Ордынки  фото

Именно он стал прообразом Дома Драмлита из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В нем жил критик Латунский, в квартире которого Маргарита и устроила погром. По одной из версий, Михаил Афанасьевич сам активно пытался попасть в число пайщиков жилищного корпоратива, с жаром описывая свое плачевное жилищное положение и ожидая материальной помощи. Получить квартиру у него так и не удалось, поэтому, видимо, Булгаков и отомстил за это руководству Союза советских писателей, разгромив хотя бы на бумаге одну из объективно «хороших» квартир этого дома.

Во дворе писательского дома находятся (6) палаты Титовых в переходном стиле от лаконичной средневековой архитектуры к «узорочью». Древнейшую, юго-западную часть здания составляют палаты середины XVII века, построенные при думном дьяке Семене Титове. В XVII–XVIII веках палаты многократно перестраивались и расширялись. В одну из таких реконструкций и появились яркие наличники в стиле барокко.

После строительства Дома писателей их передали под коммунальное жилье для обслуги нового дома. Остававшиеся до 1975 года жилыми, они в дальнейшем несколько раз реставрировались. В 2015 году в этих помещениях открылся музей военной истории «Стрелецкие палаты», посвященный развитию военного дела в России XVII века, стрелецкому войску и событиям Смутного времени.

Выходим обратно в Лаврушинский переулок, чтобы изучить фасады (7) факультета графики Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова. Именно в этом здании в 1951-1989 годах располагалась знаменитая Московская средняя художественная школа. Пострадавший в годы Великой Отечественной войны от прямого попадания бомбы дом был перестроен в послевоенное время, получив пятый этаж к прежнему типовому корпусу здания школы 1935 года.

На фасаде малозаметно выбита цитата Владимира Ленина: «…вся постановка дела просвещения, как в политико-просветительной области вообще, так и специально в области искусства, должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата…».

Третьяковская — Полянка: «маленькость» Большой Ордынки  фото

В 1980 году по соседству появился (8) памятник Павлу Третьякову — промышленнику и меценату, основателю одноименной галереи. Авторами проекта являются скульптор Александр Кибальников и архитектор Игорь Рожин.

На этом месте ранее находилось аж три различных памятника: два сменяющих друг друга памятника Ленину и воздвигнутая в 1939 году статуя Иосифа Сталина работы Сергея Меркурова. Ее в 1958 году перенесли во двор «Третьяковки».

Третьяковская — Полянка: «маленькость» Большой Ордынки  фото

Сама (9) Третьяковская галерея вряд ли нуждается в представлениях. Это всемирно известный и один из самых крупных и значимых музеев русского искусства в мире. Галерея была основана в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеет богатейшую коллекцию произведений русских художников XVIII-XX веков.

Третьяковская — Полянка: «маленькость» Большой Ордынки  фото

Важно сказать, что галерея началась с комнат дома Третьяковых, расширялась и достраивалась, да так, что сейчас и сам дом Третьяковых уже скорее стал «комнатой» музея. Самый известный из фасадов музея выстроен в начале XX века в русском стиле по проекту Виктора Васнецова.

Третьяковская — Полянка: «маленькость» Большой Ордынки  фото
Третьяковская — Полянка: «маленькость» Большой Ордынки  фото

В комплексе зданий «Третьяковки» выделяются два корпуса начала XIX и XVII веков соответственно: (10) Дом Гусятниковых и палаты. Являются напоминанием о находящейся здесь с 1630-х годов слободской усадьбе ткача Федора Гусятникова.

По другой стороне переулка находится здание сложной формы: (11) бывший приют для вдов и сирот русских художников им. Павла Третьякова. Известный также как Вдовий дом, он был построен в неорусском стиле в 1910-1912 годах по проекту архитектора Николая Курдюкова. Правом на бесплатное проживание в нем пользовались вдовы и незамужние дочери русских живописцев, скульпторов и архитекторов до смерти или выхода замуж, а сыновья — до совершеннолетия. Управлялся приют советом, в состав которого входил один из членов семьи основателя «Третьяковки».

Третьяковская — Полянка: «маленькость» Большой Ордынки  фото

В советское время дом был перестроен, утратив щипцовые кровли и майоликовые украшения фасада. С 1922 по 1949 год здесь жил и работал известный художник Георгий Савицкий — автор батальных и историко-революционных картин.

Сейчас здание относится к комплексу Третьяковской галереи.

Отдельно обратим внимание на (12) открытый в мае 2024 года на Кадашёвской набережной новый корпус «Третьяковки». На фасадах почти 30-летнего бывшего долгостроя размещены репродукции 34 произведений русских художников, входящие в зону охраны Всемирного наследия ЮНЕСКО — Левитана, Венецианова, Куинджи, Поленова, Васнецова, Врубеля, Дейнеки, Малевича и других. Такая вот возможность посетить «Третьяковку», не заходя в нее.

По оценке главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, принимавшего участие в его создании в партнерстве с бюро SPEECH Сергея Чобана: «Проект в наибольшей степени соответствовал высказанным в рамках конкурса пожеланиям: он уважительно относится к культурному контексту, не мимикрирует под историческую архитектуру и выглядит современно, а также узнаваем как часть Третьяковской галереи благодаря цвету, материалам и характеру архитектуры».

(13) Храм Святителя Николая Чудотворца в Толмачах известен с 1625 года. В каменном исполнении он находится в этой части Замоскворечья с 1697 года. В дальнейшем дополнялся приделами и перестраивался.

Третьяковская — Полянка: «маленькость» Большой Ордынки  фото

Такое близкое соседство с «Третьяковкой», конечно же, привело к размещению в советское время в стенах церкви различных ведомств музея. В конце 1990-х годов храм был отреставрирован и возвращен РПЦ.

Завершим прогулку у другого росатомовского корпуса — (14) бывшего здания Главпромстроя МВД СССР — еще одного яркого представителя сталинского ампира 1950-х годов.

Третьяковская — Полянка: «маленькость» Большой Ордынки  фото

В отличие от первого, этот корпус еще в советское время был «открытым» и имел соответствующую вывеску. Хотя даже невнимательный прохожий обратил бы внимание на два таких заметных и величественных здания в непосредственной близости, заключенных в тихих улочках и малоэтажной застройки Замоскворечья. И особенно курсирующих туда-обратно между ними людей с задумчивыми лицами и кучей бумаги в руках.

Кирилл Спасский

Читайте также

Фильтр