Первая районная АТС города, самый маленький «памятник» Москвы, «допожарная» и «постпожарная» архитектура Замоскворечья — в нашем материале.
Длина маршрута — 2,6 км, 4 000 шагов.
Дом доктора Эберлина. Фото: К. Спасский
Первый объект нашей сегодняшней прогулки станет виден еще сквозь стеклянные стены наземного вестибюля станции метро «Третьяковская». Это ярко-желтый, под стать осени, (1) дом доктора Эберлина. Построен в 1913 году по проекту Бориса Великовского в неоклассическом стиле.
Эберлин был доктором медицины, врачом Голицынской больницы и статским советником. Этот дом он строил как для сдачи квартир в найм, так и для своей семьи и собственной гинекологической клиники для состоятельных пациенток.
На крыше был оборудован зимний сад со стеклянной крышей в виде палатки, дошедшей до нас в оригинальной форме, но в жестяной внешней оболочке — такой же, как и у всей остальной кровли.
Также в эберлинском доме работает одна из старейших московских галерей современного искусства — «Крокин галерея», известная с 1990 года.
Стрит-арт «Мальчик и птица». Фото: К. Спасский
Далее отправляемся в путь по улице Малая Ордынка, чтобы по правую сторону увидеть отличный пример превращения обычной вентиляционной шахты метро в знаковое место. Изображенная здесь (2) стрит-арт-работа с народным названием «Мальчик и птица» появилась здесь благодаря Русскому географическому обществу. Создана по мотивам фотографии — победителя конкурса «Самая красивая страна» 2015 года в номинации «Народы России». Вы видите тогда еще маленького, но сейчас уже, наверное, сильно подросшего мальчика из народа коми по имени Даниил. На голове у него близкий друг — сапсан. Именно в честь этой птицы были названы высокоскоростные электропоезда, курсирующие между Москвой и Петербургом.
Первая районная АТС Москвы, 1928 год. Фото: Sergey Zyablikovo / pastvu.com
Над вентшахтой возвышается крупное конструктивистское здание — (3) первая районная советская автоматическая телефонная станция Москвы. Его закладка состоялась 17 августа 1926 года, а строительство было приурочено к 10-летию Октябрьской революции. Автором проекта выступил инженер В.В. Патек, аналогичные здания были построены на Арбате и на Бакунинской улице.
Первая районная АТС Москвы. Фото: К. Спасский
В 1930 году первая столичная АТС на 8 000 номеров была торжественно открыта. Вот что об этом событии писала газета «Вечерняя Москва»:
«Это будет районный «Узел Связи» — и почтовая контора, и телеграф, и телефон. Десять тысяч номеров здесь будут обслуживаться всего четырьмя служащими, и само понятие «телефонистка» станет археологическим термином».
Станция была в эксплуатации вплоть до конца XX века, к тому времени такие слова как «телеграф» стали археологическим термином. Сегодня в нем расположен один из офисов одной из крупнейших отечественных телекоммуникационных компаний — будто дань памяти прошлой функции здания.
Памятная доска Виктору Васильеву. Фото: К. Спасский
На фасаде бывшей АТС еще одно напоминание о прошлом — памятная доска Виктору Васильеву, бессменно руководившему с 1975 по 1994 годы Московской городской телефонной сетью.
Храм Святителя Николая в Пыжах. Фото: К. Спасский
Идем дальше по Малой Ордынке, до (4) храма Святителя Николая в Пыжах. Это во всех смыслах ортодоксальный пример архитектуры русского узорочья со своими сложными формами и композициями, обилием декора и выразительным силуэтом. Зачастую оно характеризуется и яркими цветами, но данная церковь выполнена в сдержанных тонах.
С 1928 по 1931 годы певчей храма служила Татьяна Гримблит, причисленная в будущем к лику мучениц в Соборе новомучеников, в Бутово (на Бутовском полигоне).
Подворье Малоярославецкого Никольского монастыря, 1910-е годы. Фото: Alexall / pastvu.com
На Большую Ордынку обращен фасад (5) бывшего подворья Малоярославецкого Никольского монастыря. Здание в неорусском стиле построено в 1899 году по проекту Петра Ушакова.
Бывшее подворье Малоярославецкого Никольского монастыря. Фото: К. Спасский
Нетрудно увидеть и двухэтажную надстройку 1930-х годов. Русский стиль здесь резко переходит в стиль «необходимости эпохи» — уплотнять и надстраивать Москву без задачи «продления» декора ввысь.
Бывшая мастерская скульптора Вячеслава Клыкова. Фото: К. Спасский
Все на той же улице находится (6) бывшая мастерская скульптора Вячеслава Клыкова — автора как гражданских, так и религиозных монументов, среди которых фигура бога торговли Меркурия у Центра международной торговли, памятники Кириллу и Мефодию, Маршалу Жукову, а также памятник святителю Николаю Чудотворцу в итальянском городе Бари. В этом доме он жил и работал с 1980 по 2006 год.
Клуб завода ВАРЗ в храме Иверской иконы Божией Матери на Всполье, 1972 год. Фото: Ser57 / pastvu.com
Второй храм на нашем сегодняшнем маршруте — (7) Иверской иконы Божией Матери на Всполье — относится уже к рубежу XVIII и XIX веков. Авторство проекта в стиле московского классицизма приписывается Ивану Еготову из-за характерных его работе упрощенным, даже «сухим» формам.
Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье. Фото: К. Спасский
В храме есть придел иконы «Неупиваемая чаша», к ней обращаются желающие избавить родственников от пьянства, наркомании и даже игромании.
Скульптура «Возрождение». Фото: izi.travel
Во дворе бывшей городской усадьбы промышленников и меценатов Морозовых можно увидеть открытую здесь в 2000 году (8) скульптуру «Возрождение» Эрнста Неизвестного. Изображенный на ней Архангел Михаил призван защищать Россию, а плодоносящее Древо Жизни — символ возрождения отечественного меценатства.
Увидеть «Возрождение» вы сможете только через забор или на фотографиях — территория усадьбы частная.
Главный дом городской усадьбы А.П. Арсеньевой, 1914 год. Фото: Alexall / pastvu.com
Главный дом городской усадьбы А.П. Арсеньевой. Фото: К. Спасский
(9) Главный дом городской усадьбы А.П. Арсеньевой — образец классического для начала XIX века деревянного двухэтажного, да еще и с мезонином, сооружения в стиле ампир на каменном цокольном этаже. Размещение окон в арочных нишах также является явным почерком эпохи. Важная особенность конкретно этого экземпляра заключается в том, что он, несмотря на свою близость к центру города, пережил пожар 1812 года.
Улитка, 2022 год. Фото: Antannanariva / yandex.ru/maps
Особняк Анисимова интересен своей декоративной решеткой у одного из входов, на которой можно обнаружить самый маленький «памятник» Москвы — (10) скульптуру улитки. Появилась она здесь в 1990-х годах, как часть оформления входной группы в офис строительной компании.
Усадебный дом дворянина Константина Крицкого. Фото: К. Спасский
Находящийся по соседству (11) усадебный дом дворянина Константина Крицкого представляет собой образец уже «постпожарной» архитектуры Москвы. Построен в 1826 году на основе сгоревшего в 1812 году дома, оставившего ему «в наследство» каменный подвал. Уже в веке XXI был воссоздан в максимально близком к историческому виду.
Дом-музей Александра Островского, начало 1990-х годов. Фото: Jenot / pastvu.com
(12) Дом-музей Александра Островского, как и скульптуру «Возрождение», возможно рассмотреть только через забор. Но в данном случае это временное ограничение, так как он находится на реконструкции.
Создание здесь музея связано с тем фактом, что Островский родился в этом доме в 1823 году. В дальнейшем судьба дома была разной, он долгое время пустовал, здесь размещались коммунальные квартиры, но главное — он дожил до конца XX века. В 1984 году было решено открыть музей с экспозицией, посвященной жизни великого драматурга. Этому способствовали жители Замоскворечья, приносившие предметы эпохи Островского для воссоздания необходимой атмосферы.
Обязательно следите за новостями об открытии музея, чтобы увидеть все это воочию.
Дом Федора Рихтера. Фото: К. Спасский
Выходим на Пятницкую улицу и ищем (13) дом с номером 42. Проект здания приписывается Федору Рихтеру, больше известному как искусному реставратору и в целом основателю научного подхода к реставрации в России.
Само здание представляет собой типичный городской особняк XIX века, в котором сейчас расположены отель и ресторан «Рихтер», своими названиями будто пытающиеся прекратить спор об авторстве архитектора.
Храм Климента Папы Римского. Фото: К. Спасский
Завершим прогулку у величественного (14) храма Климента Папы Римского. Он построен в 1774 году на месте каменного храма, известного с 1657 года.
Авторство проекта в стиле барокко чаще всего приписывают дальнему родственнику известнейшего петербургского зодчего Доменико Трезини — Пьетро Антонио. Оттого и непохож он на классические московские храмы XVIII века, а выглядит будто петербуржец, оказавшийся ненадолго в Москве и пытающийся всем показать свою значимость и непохожесть на окружающих.
«Ненадолго» это длится уже 250 лет.
Кирилл Спасский