Тот, кто впервые попадает в старое здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, легко может запутаться в его переходах и лестницах. Что совсем не случайно — особняк в Замоскворечье за долгие годы не раз расширялся и обрастал пристройками. Изначально же это был просто-напросто жилой дом основателей галереи. А сегодня это одно из самых значительных собраний картин с филиалом в районе Якиманка.
Путь к галерее
«Основатели» во множественном числе? Именно так, хотя многие годы музей связывали исключительно с именем Павла Михайловича Третьякова, и именно ему стоит памятник во дворе галереи (о памятниках здесь — вообще разговор отдельный). Но не забудем: до 1918 года это была Московская художественная галерея братьев Павла и Сергея Третьяковых. Происходит купеческий род Третьяковых из Малоярославца, тогда уездного города Калужской губернии. В Москву ее представитель — прадед известных коллекционеров — перебрался во второй половине XVIII века. Ну а дом в Лаврушинском — к слову, совместная собственность наследников династии Павла и Сергея — был приобретен в 1851 году. О коллекции речь, понятно, сначала не шла. Первые приобретения Павла Михайловича носили характер исключительно интерьерный, да и высокими художественными качествами, прямо скажем, не отличались.
Но лиха беда начало — картин становилось все больше, подход к ним серьезнее: Павел Михайлович задумал отразить в своем собрании все периоды русской живописи, да еще и создать портретную галерею российских деятелей культуры (для чего специально заказывал портреты известным тогда мастерам). Уже в 1873 году дому понадобилась первая пристройка — специально для размещения собрания. Годом позже экспозицию открыли для посещения.
1882 год: для новой пристройки пришлось пожертвовать частью сада, но зато появились шесть новых залов. 1885-й: еще восемь залов добавлено к экспозиционному пространству. Четвертая сделанная при Павле Третьякове пристройка была осуществлена в 1892 году.
У галереи вскоре после этого сменился статус. Изначально речь шла о частном собрании — правда, с определенного момента открытом для публики. Собраний, собственно, было два — коллекционированием каждый из братьев Третьяковых, Сергей Михайлович и Павел Михайлович, занимался самостоятельно.
К смене статуса галереи подтолкнуло печальное событие — скоропостижный уход Сергея Третьякова из жизни в 1892 году. Вскрыли его завещание, и оказалось, что свое собрание картин (не столь большое, как у брата Павла, и не ограниченное русской живописью, но тщательно отобранное) Сергей Третьяков готов оставить в дар городу Москве — как и принадлежащую ему часть дома в Лаврушинском.
Исполняя волю брата, Павел Третьяков пошел дальше — в дар Москве он решил передать и свое собственное собрание (как и свою часть дома) еще при жизни. Уже в сентябре 1892 года Городская дума постановила «принять дар братьев Третьяковых и благодарить Павла Михайловича». В 1893 году, после перевозки в Лаврушинский экспонатов, находившихся в доме Сергея Третьякова на Пречистенском бульваре, и переформатирования общей экспозиции, состоялось официальное открытие музея, получившего название «Московская городская художественная галерея братьев Павла и Сергея Третьяковых».
Портрет С. И. Щукина. Д. Мельников, 1915 год; Портрет Ильи Остроухова. Валентин Серов, 1902 год; Алексей Щусев. 1920-е годы, частное собрание; Юрий Королев (1929–1992)
Галерея без Третьяковых
После ухода из жизни в 1898 году Павла Третьякова делами галереи ведал совет, определявший в том числе новые приобретения (для чего оба брата Третьяковых оставили целевым назначением немалые суммы). Совет же решил в 1900 году перестроить фасад галереи в едином стиле. Стиль избрали модный тогда неорусский, а проект поручили признанному знатоку старины Виктору Васнецову. Так что знакомый всем фасад появился вовсе не при Павле Михайловиче.
Но впереди были новые перемены. В 1918 году декретом Совнаркома галерея (хотя к тому времени давно не частная, а городская) была национализирована — по сути, переведена из городской в государственную собственность. Событие это увековечено мемориальной доской на фасаде главного здания.
Перетряске подверглось и само собрание Третьяковской галереи. Речь теперь уже шла не только о новых приобретениях, но и об утратах — часть коллекции стали отправлять по другим, в основном региональным, музеям. Разрознены таким образом частично оказались и вещи, приобретенные в свое время лично Павлом Третьяковым. Были, правда, и новые поступления — главным образом за счет конфискаций из частных собраний.
Последнее обстоятельство вновь поставило вопрос о расширении помещений — иначе многие залы вместо экспозиционных уже превращались в запасники. Занялся этим архитектор Алексей Щусев (с 1926 по 1929 год он занимал пост директора Третьяковской галереи). Сначала музей получил соседний дом по Малому Толмачевскому — там расположилась администрация. Новым запасником стало переданное галерее здание закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах (в 1990-х годах его вновь сделают храмом, но с особым статусом — домового храма Третьяковской галереи). Ну, а главное — по собственному щусевскому проекту был построен дополнительный экспозиционный корпус, успешно влившийся в основную структуру (это строительство завершили в 1936 году).
И в строительстве последовал перерыв почти на двадцать лет (если не считать восстановления военных повреждений — комплекс галереи, в частности, пострадал от бомбежек). Но в 1956 году галерея решила отметить свое столетие (отсчет — почему бы и нет? — повели от первых приобретений Павла Михайловича). По такому случаю достроили зал с работами Александра Иванова. Но экспозиционных площадей галерее опять катастрофически не хватало.
Реконструкция и новое строительство в Лаврушинском начались только в 80-х годах, при директоре Юрии Королеве (завершились же при его преемнике Валентине Родионове). Так, ввели в строй депозитарий с реставрационными мастерскими, отстроили совершенно новый корпус, получивший название Инженерного (там, что невдомек посетителям выставок, разместились и многие инженерные системы музея). Основное же здание, с сохранением исторического облика, подверглось реконструкции — на все это ушел добрый десяток лет.
Но как же показывала галерея в это время свое собрание? Для этого уже имелось новое здание — в некотором отдалении от Лаврушинского, на Крымском Валу.
Третьяковская галерея — практически единственное в Москве из больших частных художественных собраний, не только более-менее (пусть с определенными утратами) сохранившееся как таковое, но и по-прежнему носящее имя своих основателей. Другим собраниям не так повезло.
оллекционер Иван Цветков при жизни, в 1909 году, передал свое собрание и выстроенный для него дом на Пречистенской набережной городу Москве. До революции он не дожил, а Цветковская галерея, национализированная в 1917 году, продолжала существовать как отдельный музей до 1925 года. В дальнейшем упразднена, фонды переданы в Третьяковскую галерею. Национализации подверглись в 1918 году собрания Сергея Щукина и Ивана Морозова. Оба коллекционера до этого выражали намерение завещать свои коллекции Москве и, пусть в разной степени, открывали их для публики. Дальше судьбы также схожи: назначенные хранителями собственных коллекций, оба собирателя через некоторое время эмигрировали, их собрания были разрознены, а имена надолго забыты.
В 1929 году, после кончины собирателя Ильи Остроухова, был расформирован музей, учрежденный на основе его национализированного собрания (где сам Остроухов до последнего трудился сначала хранителем, потом директором). Работы разошлись по разным музеям, имя коллекционера было забыто.
Чехарда памятников
Привычное уже не одному поколению зрителей скульптурное изображение Павла Михайловича Третьякова во дворе дома в Лаврушинском (работа скульптора Александра Кибальникова на основе прижизненных живописных портретов коллекционера) появилось здесь на самом деле только в 1980 году.
Старые фотографии показывают иное: в 1920-х годах на постаменте перед «васнецовским» фасадом высился бюст Ленина. Правда, не очень долго: уже в 1939 году вместо него появилась внушительная скульптура: гранитный Сталин в шинели встал у Третьяковской галереи по случаю собственного шестидесятилетнего юбилея.
В хрущевскую эпоху Сталина от фасада Третьяковки убрали (совсем, правда, не выбросили — все-таки работа известного автора памятников вождям Сергея Меркурова). С вождями на этом покончили, и у здания почему-то встали «Футболисты» Иосифа Чайкова (правда, не по центру двора, а чуть в стороне). Футболисты со временем переехали в экспозицию на Крымский Вал. Ну а место Павла Михайловича, надо надеяться, теперь определено прочно.
Новая Третьяковка
Вообще-то, на участке у Крымского Вала могло встать что угодно — планов было поистине «громадье». В 1920-х годах намеревались расширить Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, что занимала место нынешнего ЦПКиО. Потом зашла было речь о строительстве Дворца искусств, но в середине 1930-х в Москву переехала из Ленинграда Академия наук, и участок отдали ей. Однако строительству помешала война.
В послевоенное время академии определили иное место. А для Крымского Вала появился проект другого дворца — Дворца Союзов. Не сложилось и тут, и в год своего столетнего юбилея Третьяковка стала просить о новом здании для себя. Решение приняли — но решение так же легко и переменили. Не Третьяковка, а Государственная картинная галерея — вот что здесь будет, решили в 1959 году. Архитекторы Николай Сукоян и Юрий Шевердяев взялись за разработку проекта.
И опять изменения: вместо планировавшихся двух зданий — для ГТГ и для будущего Дома художника — в конце концов предписали строить одно. Но — для двух обитателей. Наличие двух заказчиков и двух линий финансирования привело к тому, что две части почти двадцатилетнего долгостроя завершались не одновременно, и ЦДХ уже функционировал, когда в Новой Третьяковке еще шли работы.
Но главное было сделано: экспозиционное пространство на Крымском Валу позволило закрыть на реконструкцию главное здание галереи. Именно здесь почти десять лет находились и, собственно, экспозиция, и временные выставки. А когда вновь открыли старое здание, на Крымском создали постоянную экспозицию ХХ века.
Последующие приключения происходили уже на глазах у большинства сегодняшних зрителей. Здание на Крымском (неплохой, между тем, пример советского модернизма) в 2008 году предлагали вообще снести — спас его то ли вал протестов общественности (доходило до митингов), то ли все-таки экономический кризис. Относительно недавно здание передали Третьяковке полностью, и теперь его ждет реконструкция с обещанным сохранением прежней стилистики.
Планы, планы…
Когда приступят к реконструкции Крымского Вала? А когда завершат другое строительство— в районе Кадашевской набережной, где для Третьяковки запланированы пространства для архивов, хранения, реставраторов, а также выставочные и лекционные залы. И тут в лучших традициях возник долгострой, но надежды на его завершение все-таки есть.
Ну и последнее: дом, где родились и Павел, и Сергей Третьяковы, также находится в районе Якиманка (нынешний адрес— 1-й Голутвинский переулок, 16, строение 1). Поразительно, но при всех переменах вокруг этот осколок старого купеческого Замоскворечья— так называемый «полукаменный» двухэтажный дом конца XVIII века— как-то умудрился уцелеть, хотя пережил в советское время и коммуналки, и период бесхозности, доведшей здание до почти руинированного состояния.
Переданный некоторое время назад Третьяковке и получивший статус памятника истории и культуры регионального значения, дом поставлен на реставрацию. Здесь планируется создать мемориальную экспозицию.