Аспиранты Бауманки разработали автомобиль и планируют выпустить его на рынок
«Мой район» рассказывает об инженерах, которые, еще учась в вузе, создают проекты вместе с крупными российскими и иностранными компаниями. Например, это студенты, а сейчас уже аспиранты Бауманки, собравшие автомобиль «Крым».
Вместе с инвесторами они планируют выпустить его на рынок. Это будет первый отечественный автомобиль, разработанный в университете, который может появиться на дорогах страны. А вот студенты из ВШЭ вместе с OpenDev, разрабатывающей электронику и программное обеспечение, создают систему «Умный офис».
Она должна решать за сотрудников некоторые повседневные задачи: контроль доступа в помещения и к оборудованию, учет рабочего времени, управление системами климата и др. «Умный офис» состоит из беспроводных программируемых устройств, которые могут взаимодействовать друг с другом. Таким образом получается автономная система-конструктор для «умных» офисов.
Симбиоз инженерных и технологических компаний с вузами есть не только в Москве. Например, студенты Южно-Уральского государственного университета совместно с компанией «Лаборатория Касперского» работают над кибербезопасностью IT-инфраструктуры.
Молодые специалисты в области защиты информации совместно со старшими коллегами из «Лаборатории» ищут, обнаруживают и обезвреживают киберугрозы в сети, в том числе ранее неизвестные. Для Уральского региона появление таких специалистов открывает новые перспективы для развития безопасности предприятий.
«Не секрет, что здесь сосредоточено огромное количество важных наукоемких производств оборонно-промышленного комплекса, предприятий «Росатома» и «Роскосмоса», — рассказывает Дмитрий Постельник, руководитель образовательных программ «Лаборатории Касперского». — Несмотря на закрытость, управление такими производствами немыслимо без применения интернет-технологий, а они требуют особого подхода при обеспечении безопасности».
Откидная крыша, спортивное «рычание» мотора, стильный дизайн — такой двухместный автомобиль собрали аспиранты Бауманского технического университета. Инженеры третий год работают над проектом бюджетного молодежного родстера, полностью построенного на отечественной компонентной базе. Название машина тоже получила родное — в честь полуострова Крым. «В России это точно первый такой проект, когда в стенах университета был собран автомобиль, допущенный до дорожных испытаний», — уверен Дмитрий Онищенко, профессор МГТУ им. Н. Э. Баумана, куратор группы аспирантов.
УЛУЧШЕННЫЙ. Разработчики собирают родстер на базе Lada Kalina. Но это не значит, что машине просто поменяли дизайн, оставив внутреннюю начинку неизменной. В нее внесли новшества. Так, например, несущая система, или рама родстера, представляет собой трубчатую конструкцию из листового металла, которая усилена дополнительными ребрами жесткости в наиболее нагруженных местах. Этот подход при проектировании рамы позволил снизить ее массу до 120 килограммов и при этом обеспечить необходимую прочность и жесткость.
«Мы стремимся к тому, чтобы вес машины был не более 950 килограммов, — объясняет профессор. — За счет этого она разгоняется быстрее. Также в этом ей помогает правильная развесовка по осям — 50 на 50 (мотор находится сзади) и легкий кузов из карбона — это прочный углепластик».
Кстати, о кузове. Обычно это самая дорогая деталь в авто. Поэтому при производстве машин дизайн часто фиксируется на долгое время. У университетского родстера обратная ситуация, аспиранты собрали раму и пластиковые обвесы, которые позволят менять вид кузова. Такая сборка не характерна для массового производства, это, скорее, мелкосерийный и штучный выпуск. Но разработчики и планируют в будущем как раз мелкосерийное производство — до 1000 автомобилей в год.
СЕРДЦЕ МАШИНЫ. Кроме облегчающих деталей ехать быстрее родстеру помогает усовершенствованный двигатель. «Я занимаюсь доработкой двигателя, его турбированием, то есть он станет более мощным, — рассказывает Никита Ложкин, аспирант энергофакультета кафедры поршневых двигателей. — В моторе будет 150 лошадиных сил (изначально 106), которые смогут разогнать родстер до максимальной скорости в 220 километров в час. А разгон до 100 километров будет осуществляться за 8,6 секунд. Это сравнимо, например, с родстером Mazda MX-5. Также мы панируем усилить трансмиссию — добавить шестую передачу».
ИСПЫТАНИЯ. Машина успешно прошла дорожные испытания. В прошлом году ребят к себе пригласил губернатор Севастополя. Они проехали на родстере около 5 тысяч километров по южному берегу полуострова.
В целом пробег машины составляет 25 тысяч километров, за время которых не было выявлено ни одной серьезной неисправности.
Дело осталось за государственной сертификацией. Для этого аспиранты проводят комплекс инженерных работ, связанных с математическим моделированием. Проще говоря, они делают расчеты на компьютере перед настоящими испытаниями. Например, это касается безопасности автомобиля. Разработчики стремятся сделать машину максимально надежной. Так, по планам, родстер должен получить 5 баллов из 5 по Европейской программе оценки новых автомобилей.
«Что касается названия, то оно не имеет отношения к политике, его предложил я, — говорит Дмитрий Онищенко. — В детстве мы семьей ездили отдыхать в Крым летом, купаться в море, оттуда много хороших воспоминаний. А это частая история, когда создатели автомобиля называют его дорогими сердцу местами. Например, Chevrolet Tahoe, Тахо — это озеро в США. Да и где еще кататься на машине с откидной крышей, как не вдоль побережья?». На самом деле, добавляет Дмитрий, название обсуждалось, но все «орлы», «ястребы» и «барсы» в итоге были забракованы.
Если все пойдет по плану разработчиков и инвесторы, с которыми сейчас ведутся переговоры, одобрят проект, то на дорогах отечественный родстер можно будет увидеть через 2‑3 года.
***
Газета «Мой район» совместно с Федеральным агентством по печати делает проект «Россия — инженерная страна». В цикле публикаций мы расскажем о востребованности инженерных профессий, возможностях получения профильного образования и о том, как в будущем России инженеры будут играть одну из ведущих ролей. А также о том, чего уже добились современные российские инженеры. Если у вас, дорогие читатели, есть вопросы или предложения по инженерной тематике, присылайте их на volodina@mr-msk.ru.
29 июня 2017, 19:49
Тест-драйв «Крыма»
С ВЕТЕРКОМ. Казалось бы, машина с откидной крышей не совсем для нашего климата. «Мы проанализировали проценты продаж родстеров и кабриолетов в Европе, — объясняет Дмитрий Онищенко, профессор. — Оказалось, что 70 процентов этих машин продаются в Швеции, Германии и Франции. Если исключить Лазурный Берег, то это не самые теплые страны в Европе. На самом деле если на улице плюс десять градусов, то в машине с откидной крышей не холодно». Фото: Андрей КАРА