«Пять морей». Фото: К. Спасский
Сегодня мы изучим северную часть района Нагатинский затон, расположенного в одноименной пойме, которая, кстати, является крупнейшей в черте города. Долгое время в этих местах располагались подмосковные деревни и села, такие как Коломенское, Нагатино, Садовники. Сам район, как административная единица, появился лишь в 1995 году.
Этот маршрут будет одним из самых длинных в рамках рубрики «Москварека», поэтому на некоторых его частях советуем воспользоваться велосипедом или самокатом. Благо погода позволяет.
Длина маршрута — 13 км, или 19 тыс. шагов.
Начнем прогулку с осмотра (1) закладного камня, посвященного открытию Парка им. 60-летия Великого Октября в 1977 году. Парк был разбит по проекту архитектора В. И. Иванова и занимал площадь более 100 га. Создавался работниками ЗИЛа и жителями близлежащих районов. В дальнейшем был перестроен, а закладной камень был перенесен сюда с Центральной аллеи бывшего парка.
Закладной камень «Парк им. 60-летия Великого Октября». Фото: К. Спасский
Русский «Диснейленд», он же парк (2) «Остров мечты» — крупнейший в Европе крытый парк развлечений, который включает в себя торгово-развлекательный комплекс и ландшафтный парк с набережной.
Парк «Остров мечты». Фото: К. Спасский
Занимает все те же 100 га, но из природного стал еще и развлекательным. Разделен на 10 тематических зон с 40 разнообразными развлечениями для взрослых и детей. Доминантой нового парка стало здание, стилизованное под сказочный замок с башнями и витражами высотой 75 м. Интересно, что парк открылся в високосный 2020 год, в редкий для календаря день — 29 февраля.
Строящийся «Остров мечты», 2019 год. Фото: mos.ru
Далее пройдем до (3) Южного речного вокзала (далее — ЮРВ), первое здание которого было построено в 1933 году у Даниловского моста по проекту Романа Хигера. В дальнейшем менял свое местоположение.
Южный речной вокзал. Фото: К. Спасский
С 1972 года переехал уже в привычные для современности места, занимая первое время обычный дебаркадер. Нынешнее здание было открыто для пассажиров в 1986 году первым рейсом теплохода «Павел Юдин» до Астрахани.
ЮРВ, 1989 год. Фото: Tomka / pastvu.com
Автором проекта нового здания является Юрий Коган, архитектор «Гипроречтранса» и автор аналогичных сооружений в других городах СССР. Интереснейший пример советского модернизма, фасад ЮРВ украшен (4) скульптурной группой «Пять морей» авторства Салавата Щербакова.
«Пять морей». Фото: К. Спасский
Группа включает в себя пять женских фигур. Каждая из них символизирует пять морей, с которыми Москва соединена водными путями: Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское, Черное. На торцевой части фасада находится (5) большой компас с символом Москвы в центре. Здание венчает шпиль с наконечником в виде парусника и надписью «Южный речной вокзал».
Компас. Фото: К. Спасский
В 1990-х годах ЮРВ пришел в упадок, подвергался нескольким реконструкциям, превратившим здание в торговые площади. Недавно вокзал обрел очередное «второе дыхание». В ходе работ по возвращению ЮРВ исторического облика, начавшихся в апреле 2021 года, были приложены максимально возможные усилия, чтобы восстановить и сохранить для будущих поколений этот пример архитектуры советского модернизма. Помимо работ по восстановлению исторического облика, ЮРВ вернул себе и прежнюю транспортную функцию. Торжественное открытие Южного речного вокзала состоялось совсем недавно — 28 апреля 2023 года, одновременно с началом летней речной навигации по Москве-реке. Уже 8 мая на обновленный вокзал прибыл первый рейс круизного теплохода.
По соседству находится (6) Музей транспорта Москвы, конструктивно — часть комплекса ЮРВ. Является точной копией оригинального строения 1986 года, воссозданной во время капитальной реконструкции все того же вокзала.
На другую сторону Москвы-реки нам поможет перейти (или переехать) (7) Нагатинский совмещенный мост, построенный в 1966 году по проекту архитектора К. Н. Яковлева и инженера А. Б. Дуганова.
Нагатинский метромост, начало 1970-х гг. Фото: Nagatinetz / pastvu.com
Является одним из метромостов — одной из интересных особенностей Московского метрополитена. Интересно, что появился он здесь раньше самого канала, над которым он возведен, так как его проводили через Новинковский рукав — старицу (участок прежнего русла) реки Москвы. И лишь после этого здесь провели канал.
С метромоста хорошо можно разглядеть (8) комплекс из трех многоэтажных жилых домов на основе серии П-3, они же «паруса». Ансамбль создан мастерской «Моспроект-1» и построен в конце 1970-х — начале 1980-х годов. По задумке авторов, три группы домов в бело-голубых тонах переменной этажности (от 10 до 23 этажей) возвышаются здесь в такт Нагатинской набережной. В дальнейшем между «волнами» этого комплекса появились более современные дома, сбив этот такт.
«Паруса». Фото: К. Спасский
На самой Нагатинской набережной находится (9) три кинетические скульптуры в стиле стимпанк автора Андрея Асерьянца: «Девушка с собачкой», «Девушка с велосипедом», «Девушка с фотоаппаратом».
«Три девушки». Фото: К. Спасский
Далее пройдемся от набережной вглубь районов застройки. Первым интересным объектом на нашем пути будет (10) дом 1937–1938 годов, построенный заключенными по проекту архитекторов А. Ф. Кельмишкайта и И. П. Кычакова.
ул. Судостроительная, дом 31, корпус 1. Фото: К. Спасский
Является самым старым из сохранившихся жилых домов в районе, выделяясь своими постконструктивистскими чертами в этом абсолютно модернистском районе.
ул. Судостроительная, 1976 год. Фото: Василий Скубрий / pastvu.com
Далее у нас на маршруте три дома (11-13), которые являются представителями жилой серии домов II-67 — «Смирновской», «Тишинской» и «Москворецкой».
ул. Затонная, дом 13, корпус 1. Фото: К. Спасский
После этого пройдем до (14) Нагатинского затона, давшего названию всему району. Самая частая версия происхождения — создание на месте старицы, в том числе из части бывшего Нагатинского озера.
Мост через Нагатинский затон. Рендер: mos.ru
Поэтому восточный берег затона — естественный. Из-за своего расположения и характеристик исторически был связан с судостроением. Здесь, в том числе с 1936 по 2017 год, располагался Московский судостроительный и судоремонтный завод. Топоним получил от ранее расположенной здесь, «на гати», деревни, где гать — это дорога в болотистой местности.
Через затон сейчас строится велопешеходный мост, разработанный по проекту немецкого архитектурного бюро Schlaich Bergermann & Partner. Проект выполнен в форме полумесяца по принципу фермы инженера Финка. Закончить его обещают до конца 2024 года.
Мост будет вести с противоположного берега к (15) станции Большой кольцевой линии «Нагатинский Затон». Открыта она была совсем недавно, 1 марта 2023 года, в составе участка «Каховская» — «Нижегородская», став 253-й станцией Московского метрополитена.
Станция «Нагатинский Затон». Фото: mos.ru
Одна из самых «медийных» станций БКЛ. Благодаря проекту архитектурного бюро Za Bor Architects, в отделке используются мозаики с изображением обитателей рек Московского региона и Нагатинского затона. Всего на станции установлено 12 панно — «Карась», «Бычок», «Ротан», «Голавль», «Щука», «Уклейка», «Налим», «Окунь», «Судак», «Плотва», «Головастик» и «Лещ».
Завершим прогулку у (16) шлюза № 10 канала им. Москвы. Он, как и постконструктивистский дом нашего маршрута, был сооружен силами Дмитровского исправительно-трудового лагеря в период с 1932 по 1935 год.
Шлюз № 10 канала им. Москвы. Фото: К. Спасский
К шлюзу нельзя подойти близко, поэтому его можно изучить разве что через забор. Надеемся, этот шлюз пропустит нас к следующей прогулке в рамках рубрики «Москварека».
Кирилл Спасский