«Символ женственности» Мария Ермолова будоражила сердца не только любителей театра, но и самых искушённых профессионалов. Несмотря на шумный успех и занятость, она никогда не забывала посещать село Владыкино, где семья проводила почти каждое лето. Сейчас там расположен столичный район Отрадное.
Выход на сцену
Мария Ермолова родилась в Москве в 1853 году в семье суфлёра Малого театра. Больше всего она любила читать и бывать на природе. В девять лет Машу отдали в балетный класс Московского театрального училища. Особых задатков балерины у неё не было, но в свободное время ученицы училища разыгрывали спектакли, тогда-то и начало раскрываться большое драматическое дарование Ермоловой.
Началом творческого пути великой актрисы можно считать 1866 год — Мария Ермолова впервые выходит на сцену: она играет в бенефисе отца. В 1871 году Ермолова окончила Московское театральное училище и поступила в труппу Малого театра. Всю свою последующую жизнь, вплоть до 1921 года, она оставалась ему верна.
Слава
Актриса стала «властительницей дум» нескольких поколений зрителей. В течение многих лет она играла почти ежедневно и оставила после себя огромное наследство — около 300 ролей. Вот лишь малая часть: главная роль в пьесе «Эмилия Галотти» Г. Э. Лессинга, Фадетта в «Сверчке домашнего очага» Ш. Бирх-Пфейфера, Мария Стюарт в одноимённой пьесе Ф. Шиллера, Олёна в «Воеводе» А. Н. Островского, Кручинина в «Без вины виноватых» А. Н. Островского, царица Марфа в «Дмитрии Самозванце и Василии Шуйском» А. Н. Островского, королева Анна в «Стакане воды» Э. Скриба, леди Макбет в «Макбете» У. Шекспира, Зейнаб в «Измене» А. И. Сумбатова и другие. Сумбатов, который был не только драматургом и актёром, но и многолетним партнёром Ермоловой на сцене, говорил о ней так: «Ермолова живёт только чужой жизнью, только на сцене». Особняком стоит роль Жанны д’Арк в «Орлеанской деве» Ф. Шиллера.
Актёрская убедительность Ермоловой была столь сильной, что, по воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, во время премьеры спектакля «Татьяна Репина» по пьесе Алексея Суворина и партнёры по сцене, и публика поверили в реальную смерть актрисы: «В зале творилось что-то неописуемое: истерики, вопли, вызывали докторов, выносили женщин без чувств». Станиславский писал о таланте актрисы: «Мария Николаевна Ермолова — это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения это — символ женственности, красоты, силы пафоса, искренней простоты и скромности». Сама актриса воздерживалась от высказываний о своём творчестве и не любила писать и говорить о себе.
«Иоанна Д’Арк русского театра»
Актриса всегда ставила успех дела выше успеха личного, нередко отказываясь от собственной выгоды в пользу общей. Чего стоит борьба актрисы за отмену цензурного запрета на драму «Орлеанская дева» Шиллера, прорывавшуюся на сцену более 60 лет. Целиком трагедия Шиллера, переведённая Жуковским ещё в начале XIX века, была поставлена на русской сцене только в 1884 г. Этому событию предшествовало крупное цензурное дело, которое было начато после ходатайства Дирекции Императорских театров в 1878 году. Целых шесть лет ушло на то, чтобы добиться появления пьесы «Орлеанская дева» в репертуаре Малого театра.
Ермоловой было суждено прославиться в роли Жанны д’Арк: она имела такой грандиозный успех, что из-за огромного стечения публики спектакль из Малого театра приходилось переносить в Большой. Ермолова исполняла роль Жанны д’Арк 18 лет. «Сама не знаю почему, но исполнение этой роли считаю заслугой перед русским искусством, повторяю, единственной», — писала актриса.
В 1920 году театральная Москва отмечала 50-летний юбилей творчества великой русской актрисы. В своей приветственной речи на праздновании Немирович-Данченко сказал: «Нам хочется крикнуть истории наше требование, чтобы в издании портретов борцов за свободу портрет Ермоловой находился на одном из самых почётных мест». Тогда же Марии Николаевне Ермоловой первой из актрис было присвоено звание народной артистки республики.
«…Сама драма, даже трагедия»
После событий 1917 года, несмотря на ухудшившееся здоровье и то, что революцию Мария Ермолова приняла тяжело, актриса продолжала выступать. Но в 1921-м она всё-таки покинула сцену. «Лучше я уйду от театра, чем дождаться того времени, когда театр уйдёт от меня», — сказала к тому времени уже тяжелобольная актриса.
Мария Ермолова вела довольно замкнутый образ жизни и этому правилу не изменяла до конца своих дней. С годами окружение актрисы ещё более сужалось, включая лишь самых близких друзей и домочадцев. Ещё в 1889 г. вместе со своим мужем, известным московским адвокатом Николаем Шубинским, эмигрировавшим за границу после революции 1917 года, и дочерью Маргаритой актриса переехала в старинный особняк конца XVIII века на Тверском бульваре. Тут она жила до самой своей смерти. В 1970 г. в особняке открылся Музей-квартира М. Н. Ермоловой, а чуть позже был создан и Дом-музей М. Н. Ермоловой.
Именно в этом особняке в 1905 году художник Валентин Серов начал писать знаменитый портрет Ермоловой в чёрном бархатном платье со шлейфом. В момент написания портрета актриса находилась в расцвете творческих сил. Станиславский вспоминал: «Её данные были исключительны… У неё было превосходное лицо с вдохновенными глазами, сложение Венеры, глубокий, грудной тёплый голос, пластичность, гармоничность, ритмичность даже в метаниях и порывах, беспредельное обаяние и сценичность, благодаря которым самые её недостатки обращались в достоинства». Гений художника уловил душевный настрой актёрского гения. Живописец Игорь Грабарь заметил, что при взгляде на портрет «перед вами стоит сама Драма, даже Трагедия».
Скончалась актриса 12 марта 1928 года. Заголовки газет тех дней пестрели сообщениями о том, что прощание с великой русской актрисой М. Н. Ермоловой происходило в Щепкинском фойе Малого театра. Прощалась с актрисой вся театральная Москва. Согласно завещанию была погребена на территории церкви Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине рядом с родителями и сёстрами. Позже перезахоронена на Новодевичьем кладбище рядом с Чеховым, Станиславским и актёрами МХТ. На месте первоначального захоронения установлен памятный знак.