Для начала разберёмся в этимологии. Слово «таганская(ий)» широко представлено в московской топонимике: район, площадь, улица, тупик, ветка и станция метрополитена. Основная версия связывает с определением «таган» — подставки для котлов в виде железного треножника с кругом наверху, на которые ставились железные котлы для варки пищи и разводился огонь. Эту версию подтверждает нахождение здесь ранее Таганской, Гончарной и Котельной слободы с одноименными улицами, переулками, набережной.
Длина маршрута — 4 километра, 5 700 шагов.
Происхождение названия Вшивой горки (в некоторых источниках Швивой) до сих пор является загадкой, несмотря на широкое упоминание в летописях и литературе.
Плотность населения этой части города долгое время была одной из самых высоких в Москве. Высокая плотность ранее обязательно приводила к антисанитарии, однако в данном случае можно углубиться в слово «вшивый» еще глубже — как синоним грязный, плохой, вонючий.
Верность названия для этой горки как «Швивая» до сих пор оспаривается, имея много малоправдоподобных версий, слабо относящихся к топонимике. Кто-то утверждает, что это и вовсе эвфемизм, созданный заменой звуков от оригинального названия.
Вшивая горка — уже третий из семи московских холмов на наших маршрутах в рамках рубрики «Москварека». Она может похвастаться одной из самых интересных в столице комбинации рельефа и изгибов улиц. Приготовьтесь ходить скорее по лестнице, чем тротуару. Наградой вам будут потрясающие виды.
Интересен к посещению (1) Государственный музей Владимира Высоцкого, открытый здесь на рубеже развала СССР и привязанный к «альма-матер» Высоцкого — находящемуся неподалеку Московскому театру драмы и комедии («Театру на Таганке»).
Фото: Фрагмент квартиры Высоцкого на Малой Грузинской. Фото: Музей Высоцкого / visotsky.ru
Далее по маршруту (2) «пряничный» дом XIX века постройки. Одни из самых пастельных тонов Москвы — по адресу Земляной Вал, 68/18 строение 8. Не пожалейте время обойти его «буквой п», рассмотреть детали фасадов, запечатлеть себя и эти фасады на фотографиях.
Прекрасный пример того, как обычные социальные объекты могут не нагружать город своим серым видом, а быть современными архитектурными достопримечательностями — (3) реконструкция фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Здесь архитекторы бюро СПИЧ использовали прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана. Украшением здания стали стеклянные кассеты с фотографиями исторического декора расположенной по соседству Усадьбы Баташёва, нанесёнными на стекло с внутренней стороны кассеты.
Фасад больницы. Фото: С. Козлов
(4) Храм преподобного Симеона Столпника за Яузой. Борис Годунов повелел поставить его в честь святого, в день которого он венчался. В советское время здание было лишено изначальной функции и полностью перепланировано, став семиэтажным из-за пробития в ротонде трех рядов окон. Несмотря на такие изменения, на наш взгляд, это один из редких случаев, когда проведенную реконструкцию можно даже назвать удачной. Храм стал сильно выделяться среди своих московских «собратьев».
Храм преподобного Симеона Столпника за Яузой. Фото: С. Козлов
Самый обычный дом современной Вшивой горки, расположенный по адресу Яузская улица 6-8, строение 5, неожиданно является одним из самых примечательных. Построенный в 1965 году девятиэтажный блочный жилой дом серии II-18/9, которую можно встретить в большом количестве районов Москвы — это, пожалуй, (5) самая «центровая жилая панелька» — всего 1,5 километра по прямой до Красной площади. Ее нахождение здесь ясно показывает отношение к градостроительной политике города в середине 1960-х гг. Интересно было бы сделать здесь музей панельного домостроения в будущем.
Удивительное тихое и благодатное место в самом центре Москвы — (7) Подворье Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря, построенное в конце XVI века (!) и находящийся по соседству прекрасный (6) Музей русской иконы — первый в Москве и второй в России частный музей такого типа.
Подворье Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря и Музей русской иконы. Фото: Музей Русской иконы / new.russikona.ru
Про «Высотку на Котельнической набережной» рассказывать нет никакого смысла. Её знают далеко за пределами столицы. Интересно другое.
(8) Корпус «А», обращённый к Москва-реке является самой старой частью вообще всех сталинских высоток. Дело в том, что его строительство было завершено еще до Великой Отечественной войны как самостоятельного здания в комплексе, который так и не был реализован в изначальном проекте. Корпус «А» долгое время стоял без парадной облицовки, в красном кирпиче. «Одели» его вместе с корпусами «Б» и «В», уже в рамках проекта строительства «Высотки на Котельнической набережной».
Корпус «А» и ЛЭП, 1944-47 год. Pirogov / pastvu.ru
На фотографии примерно 1944 – 1947 гг. напротив будущего корпуса «А» вы можете увидеть ЛЭП, проложенную прямо вдоль Москвы-реки, что довольно дико для современных крупных городов. Тогда они казались символом промышленного развития и новых технологий. Примерно, как «ветряки» сейчас.
Из небанальных исторических фактов про комплекс зданий на Котельнической набережной — проживание в корпусе «В» великой советский актрисы Фаины Раневской, известной даже современным детям своими острыми высказываниями, очень популярными в интернете. Она жила аккурат над булочной и знаменитым кинотеатром «Иллюзион», тонко иронизируя над этим фактом: «Живу над хлебом и зрелищем».
Мы не считали угол наклона, но почти начали бояться смотреть вниз. (9) 1-ый Котельнический переулок — возможно, самый крутой переулок старой Москвы. Одышка гарантирована даже кенийским марафонцам. В советские времена использовался зимой как горка для катания на санках. Благо тогдашний автомобильный трафик позволял делать это более-менее безопасно.
1-ый Котельнический переулок. Фото: С. Козлов
(10) Ансамбль Дома Тутолмина, состоящий из главного дома и флигелей — интересный пример московского классицизма. Однако, его постигла участь неоднократной перестройки, что заметно, если взглянуть на фасад со стороны Москва-реки. При чем, это происходило как в дореволюционное, так и в советское время. Это один из самых старых отечественных примеров грубой надстройки, изменяющей архитектурный стиль здания в эклектичный. Такой вот отечественный пионер «брюсселизации» — хаотичного подхода к реконструкции и редевелопменту исторических центров городов.
Дом Тутолмина. Фото: С. Козлов
Загляните сквозь прекрасную ограду, обрамляющую его двор, на (11) Городскую усадьбу Д. Ф. Беляева — хорошо сохранившийся образец московского модерна.
Городская усадьба Беляева. Фото: С. Козлов
В 5-м Котельническом переулке пред вами предстанет (12) «вид-духи». Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, здание ЦИТУО и Храм Николая Чудотворца на Болвановке как один комплекс. Настоящая «Красная Москва». Краснее только Красная площадь.
«Вид-духи». Фото: С. Козлов
(13) Музей холодной войны, он же экспозиционный комплекс «Бункер-42». Расположен в подземном бункере на глубине 65 метров на территории бывшего засекреченного военного объекта СССР — Запасного командного пункта дальней авиации. Во времена Карибского кризиса на его территории дежурило до 2 500 человек. Здесь вы можете посетить большое количество разнообразных экскурсий на актуальные для тех времен тематики.
Музей холодной войны. Фото: С. Козлов
«Сталинка среди сталинок» — дом по адресу (14) Гончарная улица, 38, наверное, самая красивая «сталинка», из тех, что скрыта от парадных проспектов Москвы. Пышность декора этого здания зашкаливает. От колонн и арок до скульптур львов.
Гончарная улица, 38. Фото: С. Козлов
Здесь же происходило нашумевшее в 1990-х ограбление, известное как «схватка на Гончарной», чему посвящена мемориальная доска в память о погибших сотрудниках милиции.
Этот и расположенный через переулок Жилой дом Министерства вооружённых сил СССР имеет чересчур гигантский масштаб для такой улицы, так как был построен на планируемом широком проспекте, проект которого, к счастью для исторической застройки Вшивой горки, так и не был реализован.
Редакция Telegram-канала «Стройка»