На пересечении Московской кольцевой автодороги и Куликовской улицы стоит на зелёной поляне небольшой деревянный храм Святых преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби. Но через несколько лет вместо маленькой церквушки при въезде в Северное Бутово жителей будет встречать белокаменный храм в честь одного из самых влиятельных деятелей Русской православной церкви, митрополита Алексия.
Ранние годы
Святитель Московский и всея Руси чудотворец. Митрополит Киевский и всея Руси. Дипломат. Государственный деятель. И всё это об одном человеке, известном как митрополит Алексий.
Родился он в семье видного черниговского боярина Фёдора Бяконта где-то между 1292 и 1305 годами. При рождении ему было дано два имени — Симеон и крестильное Елевферий. Мальчик был рано обучен грамоте, и, вероятно, его отец с матерью предполагали отправить его, как и братьев, на государственную службу. Но юноша мечтал о монашеской жизни. В житии святителя описана красивая история, как однажды, устанавливая силки для птиц, он уснул и во сне услышал голос: «Алексий, зачем понапрасну трудишься? Отныне будешь ты ловцом людей». В 19 лет Симеон явился в Богоявленский монастырь в Москве, где его и постригли в монахи под именем Алексий.
В монашестве
Затем последовали 20 лет иноческой жизни — об этом периоде жизни Алексия известно лишь то, что он усердно молился и постился, изучал священные тексты. Благодаря богоугодной жизни он снискал уважение братии. Около 1344 года по инициативе князя Симеона Гордого Алексия назначили наместником митрополита Феогноста. Старый митрополит любил Алексия и ещё при жизни благословил его занять митрополичью кафедру после своей смерти. В 1352 году Алексий был посвящён в епископы во Владимир-на-Клязьме.
В 1353 году на Русь пришла эпидемия чумы, известной как чёрная смерть. Люди умирали так быстро, что их не успевали хоронить, вымирали целые деревни. Болезнь унесла также митрополита Феогноста и Симеона Гордого с семьёй. Алексия болезнь пощадила—согласно завещанию великого князя он остался советником его младшего брата Ивана Красного (Ивана II), которому и перешёл престол. Впрочем, совсем скоро Алексию пришлось уехать в Константинополь, дабы святейший патриарх Филофей, одобривший его кандидатуру, смог возвести его в митрополичий сан. Само назначение Алексия на эту должность было беспрецедентным шагом — обычно митрополит на Русь назначался из греческого духовенства! Здесь свою роль сыграли как незапятнанная репутация Алексия, так и проблемы с Киевской митрополией.
Иван II и патриарх Филофей
Между трёх огней
Киевская митрополия была проблемной. Светское влияние на её территории было поделено между литовскими и русскими князьями и польским королём. В религиозном смысле всё было ещё сложнее — поляки были католиками, русские православными, а среди литовцев и вовсе было много язычников. Одновременно литовские христиане стремились создать собственную митрополию, чтобы иметь возможность контролировать митрополита и даже использовать его власть в своих интересах. Но в Византии насчёт разделения митрополии не было единого мнения, и если патриарх Филофей был настроен ограничить вмешательство светских правителей в дела церкви и сохранить Киевскую митрополию в её старых границах, то сменивший его в результате междоусобицы Каллист выделил отдельно Литовскую митрополию и назначил туда митрополитом литовского епископа Романа. И хотя за Алексием был сохранён титул «митрополита всея Руси», это было лишь формальностью. Борьба за восстановление единства Киевской митрополии, охранение её границ от посягательств митрополита Романа и князя Ольгерда стало задачей Алексия с самого момента рукоположения в митрополиты и до самой смерти.
Борьба эта шла с переменным успехом. Митрополит Роман регулярно нарушал границы Литовской митрополии, рассылая послов к епископам митрополии Киевской. Алексию приходилось регулярно ездить в Византию и, умасливая патриарха богатыми подарками, убеждать решить спор о границах в его пользу. Сложности создавали военные действия между Ольгердом и русскими князьями. Литовский князь умело использовал разногласия в стане русских, чтобы склонить к союзу с Литвой одних князей и завоевать земли других. Как только княжество оказывалось под властью Литвы, митрополит Роман включал её в сферу своего влияния в нарушение условий раздела митрополий.
А в 1359 году Ольгерд захватил Киев, первопрестольный центр Русской митрополии, и пленил и ограбил находившегося там митрополита Алексия. В заточении ему угрожала смерть, но Алексию удалось бежать и вернуться в Москву. В 1370-е годы Ольгерд под угрозой обращения православного населения Литвы в католичество «выбил» у патриарха отдельную митрополию для своих земель, попутно обвинив Алексия в пренебрежении западнорусской паствой. К 1375 году во владении Киевской митрополии из литовских земель остался лишь Брянск.
«Союз нерушимый…»
Успешное противостояние Литве (как, впрочем, и Орде) было невозможно без политического единства русских правителей. Благодаря своему влиянию на князей московского великокняжеского престола, сначала Ивана Красного, а затем Дмитрия Ивановича, Алексий достаточно свободно руководил московской политикой, стремясь достигнуть определённого равновесия под эгидой Москвы и не допустить возобладания пролитовских сил. Для этого он на полную использовал свою власть и авторитет первосвятителя. Так, например, когда в конце 1360-х смоленский князь Святослав и ряд других князей перешли на сторону Литвы, нарушив тем самым крестное целование, данное великому князю Димитрию Ивановичу о союзе против Ольгерда, святитель Алексий отлучил их от Церкви. Отлучён от церкви был и князь Михаил Тверской, традиционный союзник Литвы.
Несмотря на лояльность к ордынской верхушке, Алексий не забывал о необходимости ликвидировать разногласия между русскими князьями. Под его эгидой и его печатью скреплялись договоры между княжествами и князьями. Так было и с соглашением между Москвой, Новгородом и Тверью, и с «докончанием» между князьями Дмитрием Ивановичем и Владимиром Андреевичем Серпуховским. Благодаря посредничеству Алексия была создана основа того союза, который смог нанести поражение ордынским войскам в 1380 году.
С заботой о душе
Помимо руководства внешней политикой московских князей и борьбы за западнорусскую паству Алексий не забывал уделять внимание и пастве русских княжеств. Он активно занимался устроением обителей общежитного типа. Наиболее известны Чудов и Спасо-Андроников монастыри в Москве. По его благословению и с его подачи были возрождены несколько древних обителей, например, Благовещенский монастырь близ Нижнего Новгорода. В Серпухове им был основан Введенский владычный монастырь. Скончался святитель Алексий в 1378 году. Через 50 лет он был канонизирован, а обретённые в 1431 году святые мощи считаются исцеляющими и находятся в Богоявленском соборе в Елохове.
Спасо-Андроников монастырь