Станция под номером один

Станция под номером один, фото

«КОПТЕВО» МЦК

В 1908 году именно в Коптеве началась Московская окружная железная дорога, в 2016 году возрожденная как МЦК.

В День города осенью 2016 года состоялся пуск пассажирского движения по МЦК — Московскому центральному кольцу. Амбициозный транспортный проект обошелся столичной казне в сотню миллиардов рублей. Он был призван разгрузить метрополитен и дать новый импульс к развитию позабытых от времени промзон, таких как окраина Коптева, где в конце жилой застройки начинается развязка Октябрьской железной дороги. Именно здесь и появилась станция «Лихоборы», на схеме МЦК обозначенная номером 1.

МЦК возникло не на пустом месте. Как известно, Московскую окружную железную дорогу начали строить по проекту архитектора А. Н. Померанцева и инженера П. И. Рашевского в 1903 году. Однако из-за перебоев с финансированием во время Русско-японской войны линию запустили только через пять лет. Протяженность дороги составила 54 км, использовалась она преимущественно для перевозки грузов. Путь стартовал именно с точки пересечения с Николаевской железной дорогой и двигался по часовой стрелке. Архитектор Александр Никанорович Померанцев спроектировал станционные здания и сооружения окружной дороги, выбрав для этого модный стиль модерн в сочетании с мотивами из арсенала древнерусского зодчества или английского коттеджного строительства.

«ЛИХОБОРЫ» МЦК
Дата открытия: 10 сентября 2016 года
Проектное название: «Николаевская»

Сохранившийся с тех далеких времен ансамбль станционных зданий тянется вдоль нынешнего проезда Черепановых. В нише на фасаде дома начальника депо или начальника участка тяги даже каким-то чудом уцелела фигурка совы — символ мудрости. До нас дошли в первозданном виде формы кровли и оконных проемов.

Проект Померанцева предусматривал с десяток типов небольших жилых зданий при станции, преимущественно двухэтажных. Домики строились из кирпича и щедро декорировались светлыми карнизами, филенками, пилястрами, коваными кронштейнами, уютными угловыми балконами, окошки обрамлялись наличниками.

Через Лихоборы шла передача грузов с Николаевской железной дороги, посему платформа играла важную роль на трассе.

Позднее кирпич был оштукатурен и покрашен. Станция «Лихоборы», объект культурного наследия, дает понять современным москвичам, что кроме пассажирского вокзала в станционный комплекс входило багажное помещение, пожарный сарай, готических форм водосборная башня, дом коменданта, столовая, казарма, кузница и так называемое «отхожее место». В 2008 году на станции произошел пожар, в результате которого сильно обгорели части веерного паровозного депо с поворотным кругом, к слову, единственного в Москве.

В тот же 2008 год Московская окружная железная дорога отмечала столетие. В честь этого события славному отечественному ваятелю Салавату Щербакову была заказана памятная стела из чугуна на постаменте, которую установили на станции «Лихоборы» — Кремль как бы обнят колесом железной дороги с рельсами и шпалами. Ограждение вокруг постамента украсили рельефы с изображением четырнадцати станций МОЖД и декоративные паровоз и электровоз. С появлением трамвая, метро, а затем выводом промышленности за пределы города, железнодорожная магистраль, созданная в 1908 году, оказалась практически невостребованной.

«КОПТЕВО» МЦК
Дата открытия:
1 ноября 2016 года
Проекты переименования:
«Головинская», «Михалково»

В 2008 году московские власти решили бывшее грузовое кольцо перепрофилировать строго под пассажирское. Сейчас по МЦК курсируют поезда «Ласточки», разработанные компанией Siemens по заказу РЖД. Станции приобрели новый вид. Павильон «Лихоборов» с витражным остеклением и панелями желтого оттенка интегрирован с пригородной электричкой. С платформой «Лихоборы» (бывшая «НАТИ») Ленинградского направления он соединен пешеходным мостом — подобные сооружения горожане уже любовно окрестили «сухими ногами». С противоположной стороны имеется выход к тому самому проезду Черепановых.

***

Станция «Коптево» запущена чуть позже «Лихоборов» — 1 ноября 2016 года. Этот транспортный объект с надземным переходом появился напротив локомотивного депо «Лихоборы». Выход из единственного вестибюля «Коптево» ведет к Михалковской и Коптевской улицам. 

Читайте также

Фильтр