Станции «Шоссе Энтузиастов» и «Перово»

Станции «Шоссе Энтузиастов» и «Перово», фото

Станция метро «Перово»

Две станции метро района — «Шоссе Энтузиастов» и «Перово» Калининской линии были открыты одновременно 30 декабря 1979 года, но оказались очень разными.

Станция «Шоссе Энтузиастов»

Как нетрудно догадаться, метро «Шоссе Энтузиастов» получило название по одноимённому шоссе — бывшему Владимирскому тракту, проще говоря, Владимирке, по которой начинался безотрадно-мученический путь на сибирскую каторгу. В 1919 году нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский предложил переименовать Владимирский тракт в Шоссе Энтузиастов — под энтузиастами Луначарский подразумевал революционеров и политзаключённых, отправленных в ссылку царским правительством.

Спустя 60 лет так же назвали и станцию метро. Понятно, что перед авторами проекта — архитекторами Юрием Вдовиным и Виктором Черёминым — даже не стоял вопрос, чему посвятить оформление подземного объекта Калининской линии: разумеется, теме каторги и революционной борьбе в истории Российской империи.

Художник-монументалист Андрей Кузнецов, автор работ на одиннадцати станциях Московского метрополитена, покрыл путевые стены «Шоссе Энтузиастов» металлическими барельефами «Декабристы», «Крестьянское восстание», «Народовольцы» и «Баррикада».

Здесь можно обнаружить и вид на Петропавловский собор из казематов Петропавловской крепости, и Сенатскую площадь с Медным всадником, и штыки, сабли, револьвер, свечу, падающую треуголку, и горящую усадьбу, и вилы, косы, грабли, винтовки и флаги. Мировой пожар революции символизирует панно «Пламя свободы» в перспективе центрального зала. Герб Российской империи и царская корона благополучно повержены. Каменные руки разрывают цепи и, кажется, уже проламывают каменную же стену.

Станции «Шоссе Энтузиастов» и «Перово»  фото

 

Путевые стены станции облицованы красным и светлым гранитом, пол выложен серым и красным мрамором. Само шоссе Энтузиастов знаменито уникальными памятниками архитектуры эпохи конструктивизма и советской классики. Поднявшийся из подземного вестибюля метро пытливый путешественник не забудет посмотреть на кинотеатр «Слава», построенный по проекту Ивана Жолтовского в 1952-1955 годах, бывшее здание научно-исследовательского института Министерства нефтяной промышленности, спроектированное в 1949 году мастерской Леонида и Виктора Весниных, жилой дом для профессуры 1940 года по проекту Алексея Щусева и выходящую в Измайловский парк полуротонду стадиона «Авангард» 1954 года.

Попытки переименования

Станцию «Шоссе Энтузиастов» хотели переименовать во «Владимирку» ещё в начале 1990-х годов. Но Моссовет не принял такого решения. В 2015 году патриарх Кирилл предложил переименовать само шоссе Энтузиастов во Владимирский проспект (что наверняка повлекло бы за собой и переименование станции, как это было со станцией «Улица Подбельского», переименованной в «Бульвар Рокоссовского»). Но московская комиссия по переименованиям отказалась — иначе почти 100 тысячам москвичей, живущим на шоссе Энтузиастов, пришлось бы менять массу документов.

Станция «Перово»

Первый участок жёлтой ветки (от «Марксистской» до «Новогиреево») строился в 1975-1979 годах, к московской Олимпиаде 1980 года. Ждали приезда интуристов. Судя по станции «Перово», в архитекторах метрополитена заговорило желание познакомить гостей с русским народным творчеством. Восемь парных барельефов станции с обрамлёнными растительным орнаментом солярными знаками, львом, крылатым пегасом, птицей Сирин, птицей Гамаюн и прочими мифологическими существами выполнила художник Любовь Новикова в технике резьбы по камню.

Станции «Шоссе Энтузиастов» и «Перово»  фото

Алёшина Нина Александровна — советский и российский архитектор, проектировщик наземных и подземных объектов Московского метрополитена. Заслуженный архитектор РСФСР

Эти прихотливые резные завитки на мраморе Коелга напоминают скульптурный декор соборов Владимира и Суздаля. Панно окаймляют перронный зал станции «Перово», решённой преимущественно в светлых тонах. Автором проекта выступала знаменитая Нина Алёшина, метроархитектор, построившая девятнадцать станций московской подземки.

Станция МЦК «Андроновка»

10 сентября 2016 года, в День города, была открыта станция Московского центрального кольца Андроновка. Названа по имени железнодорожной станции «Андроновка» Малого кольца МЖД, а та — по деревне Андроново, существовавшей в этих краях до конца XIX века и снесённой при расширении в 1900 году промзоны станции (в соседнем районе Лефортово об исчезнувшей деревне напоминает топоним Андроновское шоссе). Станция МЦК «Андроновка» с 2017 года соединена подземным переходом с железнодорожной платформой Фрезер Казанского и Рязанского направлений.

Читайте также

Фильтр