Станции Калужско-Рижской ветки московского метро на границе Обручевского района стали символом оттепели и «большой души новизны» шестидесятых.
«Новые Черемушки»
Хрущевская оттепель с ее романтикой расселения коммуналок и новоселий нашла отражение в единственном произведении Дмитрия Шостаковича в легком жанре оперетты. «Москва, Черемушки» (1958 г.) поднимает насущную проблему нехватки комфортного жилья в столице. «Очень трудно, между прочим, если в разные районы спать идут молодожены», — звучит ария супругов Бубенцовых. Счастье неполно, нет собственной комнаты, Бубенцовы вынуждены жить врозь. Финал, разумеется, счастливый. Под озорную «Песню о Черемушках» управдом Барабашкин вручает жильцам ордера на квартиры в новом московском районе: каком именно, следует из самого названия произведения.
Строился и Обручевский район. На границе с Черемушками расположилась станция метро — чтобы Бубенцовы и другие москвичи легко добирались до дома. «Новые Черемушки» воплотили в себе дух оттепели. В 1962 году, когда до Обручевского района и Черемушек дотянулся метрополитен, советский живописец Юрий Пименов своей «Свадьбой на завтрашней улице» воспел «большую душу новизны» и светлую надежду, в данном случае органично сочетавшуюся с аскетизмом. Архитектурный минимализм плюс рациональный подход распространились и в подземные чертоги. Станции, как и дома массовой застройки, теперь строили скромные и похожие друг на друга. Архитектура, изобразительное искусство и дизайн заговорили на одном языке.
Архитектор Михаил Марковский, ученик Алексея Душкина и один из авторов апофеоза излишеств метро «Киевская» (радиальная), а также первой оттепельной станции «Университет», в «Новых Черемушках» пошел в ногу со временем. Он выстроил прямоугольные столбы в две шеренги по сорок и облицевал классическую «сороконожку» желтоватым волнистым мрамором «газган». Ресурсы проектировщикам достались скромные. Кафельная плитка путевых стен напоминает чистый лист школьной тетрадки и типовые панельные домики. На путевой стене — обведенные темно-бордовой чертой буквы названия станции. Ровно по центру зала красная гранитная дорожка в сером каменном обрамлении ведет к выходам — подземным переходам. Их оборудовано несколько: на улицы Профсоюзная, Гарибальди и Академика Полякова. Наземных павильонов «Новые Черемушки» лишены.
«Калужская»
Метроархитекторы не могли обойти вниманием Юрия Гагарина и первый полет в космос 12 апреля 1961 года. Станцию «Калужская» посвятили покорению космоса, выходу человека на орбиту, воздухоплаванию. Под землей расцвел фантастический мир с запуском советского искусственного спутника и космическим кораблем «Восток-1», на котором Гагарин совершил оборот вокруг Земли за 108 минут.
Авторы проекта станции архитекторы Николай Демчинский и Юлия Колесникова в попытке преодоления однотипности «оттепельных» станций прибегли к актуальному сюжету. На металлических чеканках технологических дверей путевых стен изображены многоступенчатая ракета, орбитальная станция, искусственный спутник и луноход. Проектировщики без труда привязали сюжет четырех панно еще и к топониму — Калужскому шоссе, что идет поблизости. Калуга — родина Константина Циолковского, основоположника теоретической космонавтики.
Станция — все та же типовая «сороконожка». Восьмигранные, сужающиеся внизу колонны облицованы розовым байкальским мрамором. Фоном розовым колоннам служит белая плитка путевых стен. Пол выложен серым гранитом. Разумеется, в режиме строгой экономии о наземном вестибюле не стоило мечтать. Вход и выход в город — только через подземные переходы.