В книге Сергея Голицына «Сорок изыскателей» подростки пытаются найти картину русского художника, о существовании которой раньше никто не знал.
Детям приходится убегать от милиционеров, искать тайник в кремле, ползать по узким проходам в пещерах и преодолевать другие препятствия для разгадки тайны.
Эту повесть Голицын написал в 1959 году. Хоть действие происходит в советские годы, произведение будет интересно и современным школьникам. Оно похоже на книги Дэна Брауна, только написанные для детей: загадки, непонятные надписи, шифры, которые надо разгадать.
Сергей Голицын в детстве очень увлекался книгами о путешествиях и приключениях — Купера, Скотта, Рида. Поэтому в собственных детских книгах он рассказывает о том, чем интересовался сам, будучи ребенком. Только его приключения происходят в СССР, и они тесно связаны с историей.
Из советских слов, которые, возможно, не очень понятны современным читателям, в тексте «Сорока изыскателей» встретится лишь одно — «пионер».
Другое непонятное слово содержится в самом названии — «изыскатель». Это слово автор однажды услышал от своего сына. Им он описывал «тех, кто все время что‑то изобретает, что‑то придумывает или мечтает разыскать новое, неизведанное, таинственное и ищет на земле, под землей, на воде, под водой, в воздухе и даже в космосе».
СЮЖЕТ. В повести «Сорок изыскателей» пионерский отряд вместе с двумя вожатыми, доктором и его дочкой отправляются в поход в город Любец. По сюжету это старинный русский город в Московской области, в котором есть белокаменный кремль, сообщает автор. В нем художник, который оставлял на своих картинах фразу «Я не могу даже подписаться», создал портрет девушки в сиреневом платье.
Поиски картины приведут изыскателей в Москву, Золотой Бор и в музей на Оке. А картина окажется ближе, чем думали ребята, отправляясь на ее поиски.
Информацию о портрете они будут собирать по крупицам. Попутно узнают о непростой судьбе крепостных крестьян в царской России, особых свойствах известняка, работе стеклодувов и топографов.
Приключения изыскателей описаны просто, но очень весело. «Володька убежал, а мы — айда к разбойникову дому. Постучали в то окошечко, где доктор живет. Доктор вместе с Номером Первым к нам в темный переулок вышли. Витька Большой им сказал: «Мы в два часа ночи опять сюда придем, возьмем с собой два охотничьих ружья, пугач, веревки, шпаги. Мы постучим, вы нам откроете, а мы вас всех свяжем — и доктора, и Номера Первого, и художника, и Соньку. Потом прямиком к разбойнику и к его жене. Мы на них накинемся, они испугаются, мы им тоже — руки назад. А сундуки топором взломаем». Доктор слушал, слушал, да, видно, испугался: «Это, — говорит, — прямо бандитский способ изысканий!»
МОСКВА. В повести «Сорок изыскателей» герои на три дня оказываются в Москве образца 50‑х годов. Там они будут спать в коммунальной квартире доктора, улегшись на полу. «Обеденный стол опрокинули набок, стулья и кресло водрузили на мой письменный стол. Две кадки с пальмами вынесли на кухню. Мобилизовали все: шубы, пальто, одеяла, перины, подушки, матрацы, половики, скатерти, простыни, ковры, покрывала. Наша изобретательная мама с помощью Люси и Сони сумела устроить такие постели, что всем было и мягко, и тепло, и удобно», — вот как весело происходило приготовление ко сну.
Отвлекаясь от поиска картины, ребята спешат увидеть относительно новые на тот момент достопримечательности столицы — высотку МГУ, ВДНХ, метро. Они с удивлением узнают, что в метро и автобусы с собакой в Москве не пускают и что драться на улицах тут не принято.
Вот как Витя Перец, один из героев повести, описывает то, что его удивило в Москве: «А по улице Горького (ныне — Тверской) автомашины над туннелем поверху несутся. Люди улицы под землей переходят. А один дяденька в белой рубашке захотел на другую сторону перескочить. Он между машинами прыгает, а милиционер свистит».
В Москве изыскатели помогают одной семье переехать из центра города в новый район — Юго-Западный. Вот как он тогда выглядел: «Подъемные краны, похожие на допотопных чудовищ, высились и там, и сям. Дальше, за поворотом, дома уже были построены. Специальная автомашина с помощью лебедки сажала в сквере порядочной толщины липы. Каток медленно двигался по черной асфальтовой дорожке».
События повести происходят в Москве и Московской области. Но найти приключения, как уверен Сергей Голицын, можно повсюду. Один из его героев, директор музея города Любец, говорит: «Вокруг нас, и в жизни, и в природе, столько прекрасного, столько любопытного, столько неизвестного — можно всю жизнь искать и находить и вновь отыскивать и открывать. Ищите, наблюдайте, прислушивайтесь».
ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ. Сергей Голицын — автор и других приключенческих повестей для детей: «Городок сорванцов», «За березовыми книгами», «Тайна старого Радуля», «Страшный Крокозавр и его дети». Найти их можно в городских детских библиотеках, а также в книжных интернет-магазинах.
Повесть «Сорок изыскателей» переиздали в этом году, впервые с 1989 года.
Газета «Мой район» совместно с Федеральным агентством по печати делает проект «Забытая детская книга». Мы будем рассказывать о детских книжках, которые были любимы несколькими поколениями детей, а сейчас или совсем не издаются, или печатаются крайне редко. Мы приглашаем к диалогу и вас, наших читателей. Если вы хотите рассказать в нашей рубрике о своих любимых книгах или добавить свои воспоминания о тех книгах, о которых пишем мы, пришлите нам письмо на почту redaktor@mr-msk.ru. Наиболее интересные отзывы мы опубликуем.