3-й Красносельский переулок. Фото: К. Спасский
Длина маршрута — 7 км, или 10 тыс. шагов.
Начнем прогулку с осмотра (1) здания клуба, построенного в 1928-1930 годах по проекту Константина Мельникова — одного из ярчайших представителей авангардного направления в советской архитектуре. Сооружение выступало в качестве клуба для рабочих обувной фабрики «Буревестник». Интересно, что в процессе строительства изначальный проект неоднократно упрощался, так как архитектурная мысль Мельникова явно опережала как финансовые возможности фабрики, так и техническую базу тех лет. Сама форма здания была продиктована конфигурацией земельного участка. «Узкий, с косой линией», — как описывал его сам Мельников.
Клуб фабрики «Буревестник». Фото: К. Спасский
Через дорогу от бывшего здания клуба находится (2) особняк Иоганна Леонарда Динга, владевшего крупнейшей в Москве «Объединенной макаронно-кондитерской фабрикой Динга», располагавшейся за особняком.
Особняк Динга. Фото: К. Спасский
Дом построен в стиле модерн в 1903 году по проекту архитектора Александра Калмыкова. В отличие от многих хозяев дореволюционных особняков, Динг покинул Россию еще в 1914 году на фоне развивающейся германофобии. Особняк похож на фахверковые виллы Европы начала XX века, так как проектировался по примеру немецкого особняка, понравившегося Дингу в одной из поездок на родину.
Особняк Динга, 2000 год. Фото: Kassyanaya / pastvu.com
Похожая история расположения при производстве и у (3) дома Абрикосовых, построенного в 1905 году опять же в стиле модерн по проекту Бориса Шнауберта. В своей архитектуре дом также отсылает к европейским традициям, можно даже заметить присущие испанскому архитектору Антонио Гауди линии фасада.
Дом Абрикосовых. Фото: К. Спасский
(4) Бывшее производство «Товарищества А. И. Абрикосова сыновей» располагается сразу за особняком. Товарищество в 1899 году даже получило престижнейшее звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Ныне это кондитерский концерн «Бабаевский», в названии — имя бывшего рабочего, ставшего председателем Сокольнического райисполкома.
Кондитерская фабрика Товарищества А. И. Абрикосова сыновей в Москве, 1888 год. Фото: Kelly / pastvu.com
Исторические здания обстроены цеховыми постройками уже советского периода. Интересно, что в XXI веке сюда с Берсеневской набережной переехало и производство кондитерской фабрики «Красный Октябрь».
Композиция «Атом». Скриншот: yandex.ru/maps
На площади академика Доллежаля находится (5) композиция «Атом», которую, правда, лучше всего можно разглядеть сверху. Она, как и расположенный на площади памятник, посвящена академику Николаю Доллежалю, главному конструктору реактора первой в мире атомной электростанции — Обнинской АЭС, находящейся в Калужской области.
Фасадный шиндель. Фото: К. Спасский
Расположенное на Верхней Красносельской улице (7) деревянное здание 1880-х годов, использующееся сейчас в полицейских нуждах, интересно редким для современной Москвы сохранившимся деревянным крыльцом.
Деревянное здание XIX века. Фото: К. Спасский
По соседству находится (8) корпус бывшей трикотажной фабрики 1923 года постройки, к которому в 2018 году было пристроено уже современное стеклянное «крыльцо», ведущее в подземное сооружение.
Бывшая трикотажная фабрика. Фото: К. Спасский
Через дорогу от этой «симфонии крылец» находится (9) расположено роскошное здание богадельни им. И. Н. Геера. Построено по проекту архитектора Льва Кекушева в 1892–1899 годах в неовизантийском стиле.
Богадельня Геера. Фото: К. Спасский
Богадельню Геер выстроил прямо на территории своей усадьбы, которая также вмещала в себя сад-парк и водочный завод. Коллекционер Петр Щукин вспоминал о хозяине богадельни Осипе Геере следующее:
«Однажды отец, стоя у закусочного стола, представил Геера какому-то гостю. “Пивал”, — сказал гость, вероятно, вспомнив о гееровских водках».
На первый взгляд неприметное (10) здание стоматологической поликлиники, расположенное на Верхней Красносельской улице, при рассмотрении может удивить своими сложными формами, чуть ли не пирамидальной конструкцией. Построено в 1925–1927 годах по проекту инженера В. А. Заболотского, является выявленным объектом культурного наследия. В советское время была одной из немногих в столице круглосуточных стоматологических неотложек.
Бывшая Сокольническая амбулатория. Фото: К. Спасский
Храм Алексия, человека божия, в Красном Селе (11) построен в 1851–1853 годах по проекту архитектора Михаил Быковского. В советское время храм был переоборудован под дом пионеров, на месте монастырского кладбища при нем был разбит пионерский парк.
Храм Алексия, человека божия, в Красном Селе. Фото: К. Спасский
Перейдя через Третье транспортное кольцо, мы оказываемся у (12) Алексеевского ставропигиального женского монастыря (он же Ново-Алексеевский монастырь). Был основан в 1837 году в связи со строительством на месте Старо-Алексеевского монастыря храма Христа Спасителя.
Храм всех святых Алексеевского монастыря в процессе реставрации, 1990-е гг. Фото: Helder23 / pastvu.co
Далее пройдем дом (13) комплекса показательных домов для рабочих, построенных в 1925–1926 годах под руководством Бориса Михайловича Иофана и Дмитрия Михайловича Иофана. Предназначались они для кооператива «Сокольники», образованного сотрудниками ОГПУ (Объединенного государственного политического управления).
Показательные дома для рабочих. Фото: К. Спасский
В домах явно прослеживаются нотки архитектуры Южной Европы, что неудивительно, так как это первый проект после возвращения Бориса Иофана из Италии. Там он обучался в Римской академии изящных искусств, а позже работал над местными проектами. Среди таких «ноток» — лоджии, арки, круглые балконы, вертикальные высокие окна.
В основу композиции комплекса легла трансформированная схема городской усадьбы, что еще больше делает эти показательные дома слишком буржуазными для 1920-х годов. Оно и неудивительно, что в итоге в дома были заселены не рабочие, а сотрудники ведомств, а также сам Борис Иофан. Здесь он проживал до завершения строительства его же «Дома на набережной».
Напротив можно найти (14) школу с обсерваторией на крыше, построенную в 1929 году по проекту Александра Федорова.
Школа с обсерваторией. Фото: К. Спасский
Успейте запечатлеть (15) Русаковский жилмассив 1920-х годов, сформированный периметральной застройкой. В строительстве жилмассива участвовали архитекторы Михаил Мотылев, Борис Улинич, Анатолий Жуков. Часть зданий комплекса, долгое время находящихся в аварийном состоянии, попали под Программу реновации.
Жилмассив «Русаковский». Фото: К. Спасский
На Краснопрудной улице находится парадный (16) бывший жилой дом Министерства путей сообщений. Построен в 1952–1956 годах по проекту архитекторов В. А. Сычева и М. П. Бубнова.
Дом Министерства путей сообщения. Фото: К. Спасский
Здесь же расположен и (17) «Дом ударников-железнодорожников», построенный в 1933–1937 годах по проекту архитектора Зиновия Розенфельда.
«Дом ударников-железнодорожников». Фото: К. Спасский
Подходя ближе к Комсомольской площади, обратите внимание на (18) здание бывшей Краснопрудной электрической станции Городских железных дорог. Построено в 1904 году по проекту архитекторов Александра Мейснера и Максима Геппенера. Из интересных деталей фасада — зубцы, отсылающие к Кремлевской стене.
Бывшая Краснопрудная электрическая станция Городских железных дорог. Фото: К. Спасский
Завершим прогулку изучением (19) наземного вестибюля станции метро «Красносельская», открытой 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена. Одна из 13 станций, с которых и начинался Московский метрополитен.
Павильон станции метро «Красносельская», 1935 год. Фото: Twill / pastvu.com
Павильон является одним из немногих, на котором сохранилась надпись «МЕТРО» — новое слово для советских граждан 1930-х годов. Прошло почти сто лет, количество станций перевалило за 250, а метро стало для многих москвичей ежедневной рутиной, для которой хватит и простой буквы «М».
Кирилл Спасский