Без такого минимального набора будто и прогулку по центру столицы можно считать незаконченной.
Длина маршрута — 4 км, или 6 тыс. шагов.
Станция метро «Смоленская», 1935 год. Фото: Omelivs / pastvu.com
Начнем прогулку с осмотра неоклассического (1) дома работников НКВД на Смоленской площади, строительство которого было начато в 1939 году, но из-за Великой Отечественной войны завершить его удалось только в 1950-х годах. Проект, отсылающий к итальянским палаццо, был выполнен известнейшим архитектором Иваном Жолтовским и по понятной логике был также прозван «домом с башенкой».
Дом работников НКВД. Фото: К. Спасский
Здание известно как дом НКВД из-за того, что сотрудникам именно этого ведомства в большей степени доставались квартиры после введения в эксплуатацию.
Уже в 50-х годах здание включило в себя вестибюль станции метро «Смоленская», ранее расположенного по соседству в виде отдельного павильона 1935 года постройки.
Дом работников НКВД. Фото: К. Спасский
Со станцией «Смоленская» связан и самый первый подземный пешеходный переход в Москве (да и в СССР). Он был построен для связи разных выходов со станции в 1935 году и до сих пор функционирует.
Бизнес-центр «Новинский 3». Фото: fortexgroup.ru
Палаццо дель Капитаниато. Фото: Marcok / wikipedia.org
Далее пройдем до (2) бизнес-центра «Новинский 3», построенного в 1997–1999 годах архитектурной мастерской «Моспроекта-2». Здание является еще одной отсылкой к итальянской архитектуре, причем конкретно в этом случае не в мотивах, а к конкретному примеру — Палаццо дель Капитаниато в Виченце XVI века.
Храм Святителя Николая Мирликийского на Щепах. Фото: К. Спасский
(3) Храм Святителя Николая Мирликийского на Щепах в первом каменном обличии появился здесь в 1686 году на месте сгоревшего деревянного. В 1773 году в трапезной храма был устроен придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Имеющаяся сейчас колокольня была построена в 1813 году, в рамках восстановительных работ после пожара 1812 года. В 1882 году по проекту архитектора Николая Финисова был пристроен северный придел.
Храм Святителя Николая Мирликийского на Щепах. Фото: К. Спасский
В советское время неиспользуемая под религиозные функции церковь была серьезно реконструирована, однако на рубеже XX и XXI веков были проведены восстановительные работы.
Разновременность построек храмового комплекса подчеркнута и цветовыми решениями: основной объем храма отличается от колокольни и иных пристроек XIX века.
Вид на Смоленскую площадь, начало XX века. Фото: Huck / pastvu.com
Фасад, окутанный виноградной лозой в качестве лепнины, отличает модерновый (4) доходный дом Орлова, который был построен в 1906 году по проекту архитектора Владимира Шервуда. Богатое убранство здания является лишь частью от своего изначального плана — раньше на балконах были еще и лепные панно, а на выступах аттиков возвышались скульптуры.
Дом Орловых. Фото: К. Спасский
Заказчик — успешный купец Егор Орлов, строил дом для своих наследников. Революция прервала это наследственную цепь, оставив нам от Орловых лишь этот памятник московского модерна.
Вид на башни и здание Министерства иностранных дел, 1975 год. Фото: Ashley4 / pastvu.com
Московские башни-близнецы-гостиницы отражают стремление зажиточных нефтяных 70-х годов XX века попасть в западную архитектурную повестку. (5) Бывшая гостиница «Белград» (ныне — Azimut) и (6) «Золотое кольцо» были построены в единообразии, но со временем потеряли его, чему помешала надстроенная в 1990-х над «Золотым кольцом» овальная ресторанная зона. Уже в XXI веке «Белград» пережил реновацию, включившую в себя симметричную надстройку, однако (из-за разных собственников) единообразие было утеряно, похоже, навсегда. Теперь они словно два брата-близнеца, которым все же нужно жить самостоятельные жизни.
В советское время гостиница «Белград» была популярна у фарцовщиков, называвших ее по-свойски «белка». Здесь же ценители джаза могли услышать его живьем в местном ресторане.
Зажиточные нефтяные годы принесли этим башням новую славу. Ввиду отсутствия в середине 2000-х построенного «Сити», в рекламных проспектах в виде Москвы как современного города часто выступали именно эти стеклянные башни, обзаведшиеся тогда еще и эффектной для тех времен подсветкой. Их, например, можно увидеть в одном из главных «гимнов» тех времен — клипе на песню «Я люблю тебя, Москва» DJ Smash.
Памятник Евгению Примакову. Фото: К. Спасский
В 2019 году башни-близнецы были разбавлены композицией (7) мемориального комплекса Евгению Примакову. Четыре гранитные стелы, окружающие его фигуру в полный рост, отражают главные направления его деятельности: науку, работу в разведке, международных отношениях и правительстве. Композиция установлена на основании в шахматной разметке. Автор работы Георгий Франгулян заложил в идею расположения вставок из бронзовых плит на «шахматке» движение фигуры коня. Это символизирует характер Примакова как политика, способного на неожиданные решения, стремление сделать «ход конем».
Дом Титова. Фото: К. Спасский
В достаточно модернистской застройке севера района Хамовники можно обнаружить (8) бывший доходный дом Николая Титова в неорусском стиле, построенный в 1914 году по проекту Михаила Исакова. Фасад и кровля здания были вдохновлены московскими палатами XVI-XVII веков.
Здесь в 1920-е годы жили известный археолог Павел Дмитриев и Елена Липеровская — его жена, работавшая в Оружейной палате.
Памятник жертвам катастрофы 2016 года. Фото: К. Спасский
На фасаде (9) концертного зала и репетиционной базы Академического ансамбля песни и пляски им. Александрова можно обнаружить барельеф, посвященный жертвам авиакатастрофы 2016 года. Тогда погибло около половины творческого состава крупнейшего художественного коллектива России и СССР.
Памятник Александру Александрову. Фото: К. Спасский
Напротив зала находится (10) памятник основателю коллектива — Александру Александрову. Он был открыт в 2013 году в честь 130-летия со дня рождения навсегда вошедшего в историю композитора и дирижера. Скульптором выступил Александр Таратынов, архитектором — Михаил Корси.
Александров, помимо основания своего известного на весь мир солдатско-музыкального коллектива, является еще и автором музыки Гимна СССР и положенного на ту же мелодию Гимна России.
Бывшая городская усадьба архитектора Дельсаля. Фото: К. Спасский
Неоклассическая (11) городская усадьба архитектора Дельсаля был построена в первой четверти XIX века, однако подвергалась двум перестройкам в веке XIX. Уже в XXI веке в здании располагалась редакция журнала «Наше наследие», основанного академиком Лихачевым.
Деревянный дом в самом центре Москвы. Фото: К. Спасский
Во дворах Хамовников можно (12) обнаружить один из последних сохранившихся деревянных домов 1930-х годов. Застройка такими проектами была свойственна не только Москве, похожие здания возводились по всему СССР. Они до сих пор составляют определенный процент застройки некоторых городов, например, Архангельска.
Сталинская колоннада. Фото: К. Спасский
Завершим прогулку у (13) колоннады в сталинской застройке, отлично характеризирующей подход к застройке Москвы в свое время. Не несущая никакого практического значения, она эффектно соединяет в единый ансамбль два дома-близнеца середины 1930-х годов.
Спустя 20 лет СССР на некоторое время отказался от «архитектурных излишеств», погрузившись в крайне функциональный советский модернизм.
Настолько ли нужна была при входе во двор эта колоннада — вопрос спорный, но уж точно не хотелось бы ее обижать таким словом, как «излишество».
Кирилл Спасский