Даниловский район хранит память о Симоновом монастыре, когда-то почитаемом не только в Москве, но и во всей России. Сейчас по немногим сохранившимся постройкам мы можем судить о его былой мощи и великолепии.
Как возник монастырь и при чем тут Пересвет и Ослябя?
Будущий святитель Феодор, рано оставшийся сиротой, был воспитан своим дядей Сергием Радонежским. В возрасте 12 лет он уже был пострижен в монахи в Троицком монастыре (ныне лавре). Когда же Феодору исполнилось 30, он начал просить благословения у Сергия основать монастырь, в котором хотел сам стать игуменом. Поначалу Сергий не одобрял решения племянника, поскольку планировал сделать его своим преемником в Троицком монастыре. Но потом уговоры Феодора возымели действие. Получив благословение, Феодор приступил к строительству на берегу Москвы-реки.
Первой в 1370 году начала строиться церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В XVIII веке (по другим данным, несколько раньше, в XVII) под колокольней храма были обнаружены захоронения братьев Пересвета и Осляби. В русской истории их имена накрепко связаны с Куликовской битвой — сражением, исход которого во многом поспособствовал объединению Руси. Летописные источники говорят о том, что, готовясь к битве с Мамаем, Дмитрий Донской поехал в Троицкий монастырь испросить благословения у Сергия Радонежского, и тот предрек ему победу. С князем на битву преподобный отправил своих монахов, искусных в военном деле, Пересвета и Ослябю, наказав им полагаться больше на Бога, чем на доспехи.
Пересвет был выбран для богатырского единоборства, традиционно предшествовавшего средневековой битве. Монах облачился в одну только схиму. Он рассчитал, что сможет подобраться к татарскому воину Челубею на расстояние удара, если тот проткнет своим длинным копьем его грудь. Так и случилось: оба поединщика рухнули замертво. Увидев гибель брата, Ослябя первым ринулся в бой. Позже именно он сумел вынести раненого Дмитрия Донского с поля битвы, тем самым сохранив ему жизнь.
Захоронения монахов-воинов на территории нынешней Москвы дают повод некоторым комментаторам говорить о том, что место Куликовской битвы определено неверно. Почему могилы воинов расположены так далеко от Дона? Не происходила ли Куликовская битва на самом деле на берегах Москвы-реки?
Через девять лет после основания церкви Рождества Богородицы Феодор решает перенести место строительства обители. Каменный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы был заложен в 700 метрах от первоначальной церкви. Строительство главного храма продолжалось 26 лет, он стал одним из самых больших зданий в городе. В создании богатейшего пятиярусного позолоченного иконостаса участвовал Андрей Рублев. По одной из версий, в соборе хранилась древняя христианская реликвия — чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, написанная евангелистом Лукой.
Церковь Николая Чудотворца. Симонов монастырь. Фото: П. Остроумов, 1893 год // Западные врата. Вид из внутреннего двора, 1895–1900 годы
Сергий Радонежский называл Симонов монастырь «отраслью» Троицкого и во время поездок в Москву останавливался в нем. Легенда гласит, что преподобный своими руками даже выкопал неподалеку от храма пруд.
Из стен обители вышло множество известных церковных деятелей. К примеру, там свой путь начинали монахи Кирилл и Ферапонт, основатели одноименных северных монастырей. Некоторое время в монастыре жил Максим Грек. По словам Василия Ключевского, «он привлек к себе любознательных людей из московской знати, которые приходили к нему побеседовать и поспорить “о книгах и цареградских обычаях”, так что Максимова келья в подмосковном Симоновом монастыре стала похожа на ученый клуб».
В XVI веке монастырь расширяется. Были возведены крепкие стены и мощные башни, которые сделали его похожим на крепость. Считается, что основные архитектурные работы были выполнены зодчим Федором Конем, автором смоленского кремля.
Где утопилась Бедная Лиза?
В XVIII веке церковная жизнь Симонова монастыря впервые прервалась. Екатерина II проводила секуляризацию, направленную на изъятие церковных земельных владений и упразднение некоторых обителей. В 1771 году, когда Москву накрыла страшная эпидемия чумы, Симонов монастырь был преобразован в чумной изолятор, а потом и вовсе пришел в запустение.
В окрестностях Симонова монастыря развернулось действие знаменитой карамзинской повести «Бедная Лиза». Атмосферу обезлюдевшей обители Карамзин описывает так: «Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою, и в темных переходах келий…»
«Бедная Лиза». О. А. Кипренский, 1827 год
Нужно сказать, что популярность повести поспособствовала началу паломничества к Сергиевому пруду Симонова монастыря. В стремлении быть похожими на чувствительную Бедную Лизу девушки бросались в него, кончая жизнь самоубийством. В скором времени на дубах вокруг пруда начали появляться саркастические стишки:
Здесь утопилася
Эрастова невеста…
Топитесь, девушки,
В пруду довольно места!
Москвичи долгое время не могли смириться с тем, что жизнь в монастыре заглохла. В результате бесконечных просьб от простого люда, а главное — ходатайства обер-прокурора Святейшего синода графа Мусина-Пушкина (того самого, который открыл «Слово о полку Игореве») Екатерина II согласилась возродить обитель.
Иконостас церкви Рождества Симонова монастыря. ГНИМА и энциклопедия Православная Москва, 1892–1902 годы
«Очаг мракобесия»
Несмотря на то что монастырь сильно пострадал от французов, 1812 год ему пережить удалось. После наполеоновского нашествия его восстановили на деньги казны и прихожан. Последствия же революции 1917 года оказались для него фатальными.
Преодолев сопротивление верующих, комиссия по изъятию ценностей все-таки вывезла из него 26 пудов серебра. В 1923 году монастырь переоборудовали под квартиры для рабочих. Через три года на Соловках скончался последний игумен обители.
Существует печальная легенда о том, что поспособствовало принятию решения об уничтожении монастыря. Знаменитого реставратора Петра Барановского вызвали в Моссовет и спросили, какие памятники старой Москвы представляют для культуры наибольшую ценность. Он написал список, в который вошел и Симонов монастырь. Через несколько лет Барановский заметил, что ликвидация древних памятников идет ровно по его списку. Остался нетронутым только собор Василия Блаженного.
Красноармейцы на субботнике выносят имущество из Симонова монастыря, 1925 год
Разрушение Симонова монастыря стало актом политическим и ритуальным. Так боролись с наследием царской России. Старинный собор хотели заменить символом нового рабочего времени — Дворцом культуры автомобильного завода ЗИС (ЗИЛ). Работы проводились под лозунгом «Построим на месте очага мракобесия очаг пролетарской культуры!»
Для взрыва монастырских храмов выбрали особую дату — годовщину смерти Ленина. 22 января 1930 года в «Правде» вышла восторженная статья, описывающая уничтожение обители: «Нет, это замечательно! — собор раздробился на совершенно отдельные, разъединенные цельные кирпичики… В шестую годовщину, в ленинскую ночь…»
Древнее монастырское кладбище тоже не уцелело. С 1720-х годов на нем хоронили представителей видных родов. В частности, тут были могилы Мстиславских, Юсуповых, Татищевых, Нарышкиных, Шаховских. Также последний приют под стенами монастыря нашли писатели Сергей и Константин Аксаковы, Дмитрий Веневитинов, Вадим Пассек и другие. Советская оптимизация подбиралась к кладбищу постепенно. Сначала оно стало прибежищем свиней и собак. Потом райсовет разрешил продавать с него надгробия по 30 рублей за штуку. После кладбище решили и вовсе снести, а оставшиеся могильные плиты пустили на фундамент Дворца культуры.
В 1991 году монастырь был возвращен Русской православной церкви. Предприняты попытки восстановления утраченного некрополя и монастырских строений.