Русские разбойники Буж, Блоха и баба Степанида

Русские разбойники Буж, Блоха и баба Степанида, фото

«Лихие люди»

Название реки Лихоборки, протекающей через Бескудниково, по одной из версий связано с тем, что еще издревле местность считалась опасной из-за «лихих людей». Так в народе звали разбойников всех мастей, составлявших едва ли не отдельное сословие. 

В России отношение к разбойникам всегда было двойственным: их и боялись, ими и восхищались. А как не восхищаться волей, удалью, богатством (пусть и временным). Потому и приписывали налётчикам всякие сверхъестественные свойства, помогавшие им ускользнуть от погонь и облав. 

Повольники, ватажники, тати, ушкуйники — все эти понятия обозначали разбойников. Отличались они мало: к примеру, повольниками и ушкуйниками называли «лихих людей» из Новгорода, ватажниками — любых сбившихся в банды, татями — просто воров. 

Считается, что сильнее всего дух вольницы жил в новгородцах. Одна из причин — традиции республиканского правления: большая свобода для населения, порождавшая целый класс таких удальцов. 

Власти старались использовать «лихих людей» в своих интересах. Их направляли за пределы Новгорода, тем самым решая сразу две проблемы: избавления республики от «беспокойных элементов» и расширения границ. Отряды так называемых повольников набирали по весне новгородские бояре, финансировавшие эти экспедиции-набеги. Во главе, как правило, ставили опытных воевод. 

Главными транспортными артериями на Руси были реки, повольники тоже пользовались именно ими. Традиционным транспортным средством в те времена были парусно-гребные судна — ушкуи, и постепенно разбойников на лодках стали называть ушкуйниками. Они были не только умелыми воинами, но и выделялись хорошей экипировкой — у многих были стальные кольчуги и панцири. В качестве оружия ушкуйники использовали в основном стандартный набор: копья, мечи, топоры и сабли. Оружием дальнего боя были луки и арбалеты. Грабили лихие новгородские молодцы всех, кто попадался под руку. Сохранились сведения о нападениях ушкуйников как на русские города, так и о походах в Золотую Орду и в Швецию.

Справедливости ради надо сказать, что они не только грабили поселения, но и основывали их. Так, в одной из летописей говорится, что именно ушкуйники заложили город Хлынов, который позднее получил название Вятка, а уже в XX веке — Киров. Впрочем, споры по поводу его основателей идут до сих пор.

Русские разбойники Буж, Блоха и баба Степанида  фото

Слово «Хлын», от которого, как предполагается, было образовано название города Хлынова (позднее Вятка, Киров), означает в разных российских говорах «мошенник», «вор», «бродяга».

Самым известным ушкуйником по праву считается Василий Буслаев. В отличие от положительных героев вроде Ильи Муромца или Добрыни Никитича, этот богатырь был гораздо более противоречивым персонажем. В одной из былин он предстаёт заносчивым молодцем, который затевает драку со всем Новгородом. Сил Буслаева хватает на то, чтобы избить почти всех противников, но побоище пресекает его мать. Вторая былина заканчивается нелепой смертью богатыря при его возвращении из паломничества в Иерусалим — Буслаев неудачно падает при попытке в очередной раз показать свою удаль, прыгнув через камень. Отделить правду от вымысла в таких историях чаще всего нелегко: существовал ли на самом деле Буслаев или его прототип, мы вряд ли когда-то узнаем.

Русские разбойники Буж, Блоха и баба Степанида  фото

Это же касается и другого мифического персонажа по имени Буж. Как гласит народная молва, жил он со своей бандой в лесах Смоленщины и промышлял грабежом торговцев на большой дороге вдоль Днепра. Отчасти он напоминал своего английского «коллегу» Робин Гуда: бедных людей Буж не трогал, а, напротив, делился с ними добром. Тот тракт постепенно стали называть «дорогой Бужа», и оттуда же, мол, и происходит название города Дорогобуж (учёные, конечно, эту «этимологическую» версию разбивают в пух и в прах).

Во всякой местности были свои знаменитые разбойники, деяния которых быстро обрастали невероятными легендами. К примеру, атаман Блоха и его ватага из 40 бандитов грабили купцов на Архангельском тракте на территории современной Вологодской области. Своё имя вожак получил не случайно — согласно поверью, он умел превращать себя и всю банду в блох. В какой-то момент ватага бесследно исчезла, но, если верить легенде, разбойники оставили после себя «целый погреб золота и серебра». Клад якобы находится неподалёку от деревни Будриха.

Нетипичной была ватага, промышлявшая на излучине реки Ветлуги в ста вёрстах от Нижнего Новгорода. Двенадцатью бандитами руководила женщина, которую звали бабой Степанидой. По преданию, они занимались грабежом десять лет, устраивая засады на проходящие суда и обозы. Закончилась история трагично: атаманша поссорилась со своей шайкой и была убита. Утёс, на котором была стоянка разбойников, до сих пор называют Бабьей горой. Там же, как говорят местные жители, и сейчас можно услышать завывания Степаниды, а иногда и увидеть её призрак.

В XVI веке главной вольницей Руси становятся южные окраины государства — так называемое Дикое поле. Туда стекаются искатели приключений и авантюристы, политические изгнанники, вчерашние холопы, а также обычные бандиты. Эту категорию населения постепенно начинают называть казаками (впрочем, это лишь одна из теорий происхождения казачества). Многие из них живут разбоем: например, регулярными нападениями на своих купцов был недоволен крымский хан. До поры до времени казаки не щадили и русские караваны, но затем всё же присягнули на службу царю.

С усилением княжеской, а потом и царской власти разбойничество, конечно, не прекратилось, но масштабы его были уже не те, что прежде. Реальные, а не легендарные разбойники чаще всего заканчивали свою жизнь на плахе или виселице.

 

 

 

 

Читайте также

Фильтр