Роскошь против лаконизма

Роскошь против лаконизма, фото

Станция метро «Проспект мира»

По станциям метро Мещанского района Москвы можно изучать историю отечественного зодчества и почерк лучших метроархитекторов.

«Лубянка»

Сокольническая линия 
Прежнее название: «Дзержинская» (до 1990 года) 
Дата открытия: 15 мая 1935 года 
Архитекторы: Н. Ладовский, Д. Фридман, И. Ловейко 
Реконструкция: Н. Алешина, А. Стрелков 
Пилонная, трехсводчатая, глубокого заложения (32,5 м)

 

Центр Лубянской площади, под которой находится станция, некогда украшал фонтан работы скульптора Ивана Витали. Из Мытищинского водопровода сюда подавалась питьевая вода. Фонтан демонтировали, а площадь и станцию под ней назвали в честь председателя ВЧК Феликса Дзержинского. 

Портал с двумя арками украшает фасад наземного вестибюля. Перронам станции авангардист Николай Ладовский придал форму тоннелей-цилиндров и лишил двухсводчатую «Лубянку» центрального зала. Строительство усложняли рельеф и разнообразие грунтов: юрские глины, вспучивающиеся при контакте с воздухом, неустойчивые слои водоносного гравия… Зал, а с ним и третий свод появились уже после реконструкции 1973–1975 годов. Но если Ладовский облицовывал цилиндрические своды тоннеля серым уфалейским мрамором, то с появлением нового эскалатора и перехода на фиолетовую линию стены покрыла белая фарфоровая плитка. Интерьер наземного павильона сохранил первый опыт художественного оформления метрополитена — роспись И. В. Максимова в технике сграффито на тему авиации.

«Проспект мира»

Кольцевая линия 
Дата открытия: 30 января 1952 года 
Прежнее название: «Ботанический сад» (до 1966 года) 
Архитекторы: В. Гельфрейх, М. Минкус, А. Аркин 
Художник: А. Кузнецов 
Скульпторы: Г. Мотовилов, П. Мельникова 
Пилонная, трехсводчатая, глубокого заложения (40 м)

 

В «венке сонетов» станций Кольцевой линии эта — посвящена садовому изобилию, что объяснялось соседством с Ботаническим садом МГУ, он же «Аптекарский огород», заложенный при московском генеральном госпитале для выращивания лекарственных трав еще Петром I в 1706 году. Станция так и была «Ботаническим садом», пока 1-я Мещанская, Большая Ростокинская улица, часть Ярославского и Троицкое шоссе не слились в магистраль проспекта Мира. В 1966 году метро изменило название.

Дуэт создателей высотки на Смоленской площади, Гельфрейх и Минкус, уподобил подземный зал праздничному фарфоровому сервизу, белому с золотой каемочкой. Зефирная пышность декора из листьев и снопов никак не облегчает могучие пилоны. Свод, как корзинка, оплетен ромбовидными кессонами. В медальонах с позолоченными барельефами Г. Мотовилова — садоводы, цветоводы и агрономы. Праздник плодородия не заканчивается и в эскалаторном зале. Потолок поддерживают четыре зеленые «пальмы» — колонны и торшеры одновременно, спрятанные под керамическим слоем растительного орнамента. Восточную дворцовую роскошь довершал гипсовый барельеф с профилем Сталина, позднее замененный «оттепельной» мозаикой «Матери мира».

«Проспект мира»

Калужско-Рижская линия 
Дата открытия: 1 мая 1958 года 
Прежнее название: «Ботанический сад» (до 26 октября 1966 года) 
Проект переименования: «Олимпийская» 
Архитекторы: В. Лебедев, П. Штеллер, И. Таранов, В. Гинзбург 
Пилонная, трехсводчатая глубокого заложения (50 м)

 

В проектировании участвовал легендарный метростроитель Иван Таранов. Станция «Проспект Мира», до 1966 года называвшаяся «Ботаническим садом», — этакий индикатор самочувствия в подземной архитектуре тех лет. С одной стороны, налицо вся былая дворцовая роскошь: три свода, беломраморные пилоны, прихотливо срезанные по углам и расширяющиеся кверху, закарнизный свет, фундаментальные скамьи в центральном зале. С другой — кафель. Плитка здесь явно послужила вестником борьбы с архитектурными излишествами. Ею облицованы путевые стены станции.

Роскошь против лаконизма  фото

«Рижская»

Калужско-Рижская линия 
Дата открытия: 1 мая 1958 года 
Архитекторы: А. Рейнфельдс, В. Я. Апситис, С. М. Кравец, Г. Е. Голубев, Ю. А. Колесникова 
Скульптор: С. Я. Ковнер 
Пилонная, трехсводчатая, глубокого заложения (45,9 м)

 

Ни одна из подземных станций не была столь щедра на цвет, как «Рижская». Насыщенный коричневый и звонкий лимонный подражают оттенкам янтаря. Балтийская керамика с едва отличимыми на ее гладкой поверхности архитектурными эскизами сбалансировала на грани «архитектурных излишеств» и упрощений. Барельефы с безлюдьем взморья, портом, Академией наук, колхозным рынком, университетом и Рижской филармонией не сравнятся с мозаичной безудержностью сказки о счастливой жизни других братских республик, рассказанной иными станциями кольцевой линии. Элементы народного орнамента сохранились на путевых стенах, карнизах, боковых частях пилонов, вентиляционных решетках и торцах деревянных скамеек. Пол выложен серым гранитом.

Если станцию проектировали латвийские зодчие, то ротонду наземного павильона строила группа во главе с Самуилом Кравецом, с которого начинался московский метрострой. Перед вестибюлем поставлен бронзовый монумент в честь создателей первого спутника Земли, запуск которого на орбиту был осуществлен 4 октября 1957 года, незадолго до открытия станции.

«Сухаревская»

Калужско-Рижская линия 
Дата открытия: 5 января 1972 года 
Прежнее название: «Колхозная» (до 1990 года) 
Архитектор: Р. Погребной 
Художники: Е. Калюпанова, С. Калюпанов 
Пилонная, трехсводчатая, глубокого заложения (43 м)

 

Возможно, оттого что создатели станции стремились передать в оформлении идею сельскохозяйственного изобилия, «Сухаревская» оказалась не такой скупой и лаконичной, как прочие ее ровесницы. Мощные пилоны светло-желтого мрамора «газган» имитируют тяжелые снопы. Чеканки, скрывающие вентиляционные шахты, изображают золотистые колосья, кукурузные початки и цветущие васильки, летающих стрекоз и клюющих курочек. При открытии метро станция получила название «Колхозная». В 1939 году бывший Сухаревский рынок переименовали в Большую Колхозную площадь — в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников. В 1994 году площади вернули название «Сухаревская», а имя станции поменяли еще четырьмя годами ранее. 

«Кузнецкий мост»

Таганско-Краснопресненская линия 
Дата открытия: 17 декабря 1975 года 
Архитекторы: Н. Алешина, Н. Самойлова 
Художник: М. Алексеев 
Колонная, трехсводчатая, глубокого заложения (39,5 м)

 

В творчестве архитектора Нины Алешиной было несколько вершин. «Кузнецкий мост» — одна из них. Модернистский павильон станции соответствует почти всем заповедям Ле Корбюзье: плоская крыша, опоры, большое окно и внутренний двор. Пожалуй, это единственный в городе случай, когда метро спрятано в квартал. Вестибюль построен на месте бывших палат Собакиных во дворе бывшего доходного дома коммерции советника А. Л. Торлецкого.

В то время, когда архитектурный лаконизм еще ценился выше пластической сложности, Алешина разработала проект аванзала. Величественностью он не уступает вестибюлям «золотого века» кольцевой линии. Автор, подойдя творчески к традиции украшения эскалаторного зала помпезными колоннами, вспомнила египетскую архитектуру и обозначила его центр многогранной цилиндрической опорой, одетой во мрамор.

«Кузнецкий мост» — дебют Михаила Алексеева, с тех пор постоянного соавтора Алешиной. Шестью динамичными рельефами путевых стен художник напомнил о бывшей кузнечной слободе: искры вылетают из-под наковальни, молот выковывает серп, топор, клещи, пику, ружье, пушку и ядра. 

Роскошь против лаконизма  фото

«Трубная»

Люблинско-Дмитровская линия 
Дата открытия: 30 августа 2007 года 
Проектное название: «Трубная площадь» 
Архитекторы: В. Филиппов, С. Петросян, А. Рубан, Т. Силакадзе, Т. Петрова, С. Прыткова 
Скульптор: З. Церетели

 

В том месте, где речка Неглинка некогда пересекала кольцо бульваров, возникла большая площадь. Эту городскую низинку замостили, назвали Трубной и превратили в рынок. На Трубной торговали птицами: голуби, куры, индюки, гуси… Тут же предлагались аквариумы с рыбками. Собачники продавали борзых щенков. Когда в этом заповедном месте, наконец, появилось метро, тема его оформления напрашивалась сама собой — старая Москва. Однако Зураб Церетели склонил худсовет к расширению сюжета. Дюжину подсвеченных витражей зала станции художник посвятил храмовой архитектуре древнерусских городов — Ярославля, Палеха, Пскова, Суздаля, Ростова, Владимира, Кижей… В глаза внимательного пассажира сразу бросилось отсутствие крестов на куполах соборов. Монументальные творения Церетели в ажурном металлическом обрамлении фонарей расположены над скамейками. Традиционный материал украшения станции — камень. На «Трубной» в ход пошли светлый итальянский мрамор, темно-зеленый мрамор, серый и черный гранит. 

Читайте также

Фильтр