Москва несчётное количество раз становилась главным местом действия в фильмах советских режиссёров. Нередко съёмочные группы наведывались в отдалённые районы. Например, в Академическом, а точнее на улице Шверника, развернулась история любви врача-рентгенолога Жени и студентки педучилища Маши — героев картины Петра Тодоровского «Городской романс».
«Может, всё-таки поедешь? Или так и будешь торчать в этой крупноблочной цивилизации?» — так в начале фильма друзья главного героя уговаривают его отправиться на природу кататься на лыжах и жарить шашлыки. Врач Женя (Евгений Киндинов) отказывается, однако любители дачного отдыха, презрительно отзывавшиеся о городе, недалеки от истины. «Цивилизация», которая их окружает, действительно «крупноблочная». Вокруг возвышаются заметённые снегом высотные здания — сплошь стекло и бетон, среди которых снуют люди.
Район Академический как раз к тому времени — началу 70-х — полностью застроили типовыми многоэтажками, и улица Шверника (тогда ещё улица Телевидения) не была исключением. В огромном панельном доме живёт и сам главный герой. Его окружают новостройки: местная поликлиника, где он работает, гастроном, где он покупает продукты, и «Ремонт обуви», куда он идёт чинить ботинок и где встречает юную красивую студентку Машу (Марию Соломину). Там начинается их романтическая история. Местами весёлая, местами грустная, но неизменно светлая, даже когда над городом сгущается мгла и метёт вьюга.
Москва в картине Тодоровского играет отдельную роль. То строит снежные лабиринты, через которые вынуждены пробиваться влюблённые, и засыпает их метелью, то согревает героев весенним солнцем. Обхватывает их каменными объятиями, в которых пара встречается, расстаётся и мирится. Исполином возвышается над округой, делая людей маленькими, а их историю — личной и трогательной. Всё это время на кадрах мелькают та самая больница, тот самый магазин, тот самый «Ремонт обуви», хорошо знакомые старым жителям района.
Впрочем, в картине нашлось место и парадной, центральной, части столицы. Туда уже ближе к финалу ленты едет погулять главная героиня. Её сопровождает бывшая воспитанница Аня и её папа. Ребёнок засыпает взрослых вопросами, в том числе удивляется, почему «у нас Москва одна, а здесь совсем другая?». Её родной район оказывается совсем не похож на эту часть города. Девочку изумляют «сердитые львы», украшающие стены зданий, и «каменные дяди», подпирающие крыши старинных домов. Когда отец Ани, вертолётчик, устраивает обзорную экскурсию по столице, с высоты птичьего полёта перед героями открывается головокружительная панорама города. Однако заканчивается картина всё равно видами Академического, куда возвращается Маша. На финальных кадрах снова красуются новостройки — сплошь стекло и бетон, среди которых люди ищут любовь.