Район, где звучал «Городской романс»

Район, где звучал «Городской романс», фото

Кадры из фильма «Городской романс»

Москва несчётное количество раз становилась главным местом действия в фильмах советских режиссёров. Нередко съёмочные группы наведывались в отдалённые районы. Например, в Академическом, а точнее на улице Шверника, развернулась история любви врача-рентгенолога Жени и студентки педучилища Маши — героев картины Петра Тодоровского «Городской романс».

«Может, всё-таки поедешь? Или так и будешь торчать в этой крупноблочной цивилизации?» — так в начале фильма друзья главного героя уговаривают его отправиться на природу кататься на лыжах и жарить шашлыки. Врач Женя (Евгений Киндинов) отказывается, однако любители дачного отдыха, презрительно отзывавшиеся о городе, недалеки от истины. «Цивилизация», которая их окружает, действительно «крупноблочная». Вокруг возвышаются заметённые снегом высотные здания — сплошь стекло и бетон, среди которых снуют люди.

Улица Шверника чуть позже «сыграла» в ещё одном известном советском фильме. Здесь у торговых рядов персонаж Александра Ширвиндта Павлик из «Иронии судьбы, или с Лёгким паром» покупал шампанское и искал «апельсинчики». А уже в конце фильма главный герой — Женя Лукашин (Андрей Мягков), возвращаясь домой в Москву, проходил мимо легко узнаваемого Дома аспиранта и стажёра МГУ, расположенного на этой же улице.

Район Академический как раз к тому времени — началу 70-х — полностью застроили типовыми многоэтажками, и улица Шверника (тогда ещё улица Телевидения) не была исключением. В огромном панельном доме живёт и сам главный герой. Его окружают новостройки: местная поликлиника, где он работает, гастроном, где он покупает продукты, и «Ремонт обуви», куда он идёт чинить ботинок и где встречает юную красивую студентку Машу (Марию Соломину). Там начинается их романтическая история. Местами весёлая, местами грустная, но неизменно светлая, даже когда над городом сгущается мгла и метёт вьюга.

Москва в картине Тодоровского играет отдельную роль. То строит снежные лабиринты, через которые вынуждены пробиваться влюблённые, и засыпает их метелью, то согревает героев весенним солнцем. Обхватывает их каменными объятиями, в которых пара встречается, расстаётся и мирится. Исполином возвышается над округой, делая людей маленькими, а их историю — личной и трогательной. Всё это время на кадрах мелькают та самая больница, тот самый магазин, тот самый «Ремонт обуви», хорошо знакомые старым жителям района.

Знаменитый советский и российский актёр Зиновий Гердт, также сыгравший в «Городском романсе», не понаслышке был знаком с местами, где разворачивается действие фильма. Народный артист жил на улице Шверника с начала 60-х. В картине Тодоровского Гердту досталась эпизодическая, но яркая роль старого фронтовика, которому после нервного срыва потребовалась помощь врача. Женя успокаивает пациента, что тот проживёт ещё как минимум тридцать лет, однако его прогнозы не сбываются…

Впрочем, в картине нашлось место и парадной, центральной, части столицы. Туда уже ближе к финалу ленты едет погулять главная героиня. Её сопровождает бывшая воспитанница Аня и её папа. Ребёнок засыпает взрослых вопросами, в том числе удивляется, почему «у нас Москва одна, а здесь совсем другая?». Её родной район оказывается совсем не похож на эту часть города. Девочку изумляют «сердитые львы», украшающие стены зданий, и «каменные дяди», подпирающие крыши старинных домов. Когда отец Ани, вертолётчик, устраивает обзорную экскурсию по столице, с высоты птичьего полёта перед героями открывается головокружительная панорама города. Однако заканчивается картина всё равно видами Академического, куда возвращается Маша. На финальных кадрах снова красуются новостройки — сплошь стекло и бетон, среди которых люди ищут любовь.

Читайте также

Фильтр