Длина маршрута — 1,8 км, или 2,5 тыс. шагов.
Начнем прогулку с осмотра здания с высокой угловой башней, увенчанной большой лоджией с колоннадой. Это (1) жилой дом Наркомлегпрома (Народного комиссариата легкой промышленности), построенный в 1935–1936 годах по проекту Вячеслава Владимирова и Георгия Луцкого. Они трудились в мастерской Наркомата тяжелой промышленности под руководством Пантелеймона Голосова — брата другого известного архитектора Ильи Голосова.

Жилой дом Наркомлегпрома. Фото: К. Спасский
Пантелеймон Александрович был одним из проектировщиков знаменитого Генерального Плана Москвы 1935 года. Именно тогда конструктивизм стал сменяться неоклассицизмом, более широко известным как «сталинская архитектура».
Этот переход заметен и в архитектуре жилого дома Наркомлегпрома. Лаконичные формы разбавлены античными колоннами и элементами декора, несвойственными уходящей конструктивисткой школе.

Жилой дом Наркомлегпрома. Фото: К. Спасский
Также обратите внимание на отступ дома от красной линии застройки — многие новые дома тогда строили с учетом будущего расширения улицы и превращения ее в магистраль. План 1935 года был реализован лишь частично, поэтому многие здания так и остаются немного «в стороне» от ровной линии дореволюционной застройки.
Жилой дом Наркомлегпрома построен на месте снесенной в раннесоветский период церкви Сергия Радонежского XVII века. Также известен как Дом работников милиции, которые проживали в нем в большом количестве.

Церковь Сергия Радонежского, 1910-е годы. Фото: Lana / pastvu.com
Напротив дома Наркомлегпрома находится (2) Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Ведет свою историю с декабря 1918 года, когда была основана Оперная студия Большого театра под руководством Константина Станиславского. Окончательно он сформировался в 1941 году после слияния с Музыкальной студией Московского Художественного театра, которой руководил Немирович-Данченко.

Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, 1996 год. Фото: Snok3 / pastvu.com
Театр стал творческой лабораторией, где создавались новаторские оперы и балеты, а также велась активная работа с современными композиторами. В годы Великой Отечественной войны он был единственным из столичных театров, не эвакуированным и продолжавшим работу даже в самые тяжелые дни битвы за столицу.
Переломным моментом в его истории стали 1950-е годы, когда художественное руководство взял на себя Леонид Баратов — ученик Немировича-Данченко. В эпоху «оттепели» на сцене театра состоялись знаковые премьеры, включая «Войну и мир» Прокофьева, «Кето и Котэ» Долидзе и «Сицилийскую вечерню» Верди.
Находится в здании бывшей родовой усадьбы графов Салтыковых, известной с середины XVIII века. В 1839 году в этом здании открылся Купеческий клуб, быстро ставший одним из самых престижных мест Москвы. Здесь в 1843 году давал концерт Ференц Лист, а в 1857 году Лев Толстой участвовал в горячих дебатах о будущем крепостного права в России.
Клуб упоминался и в литературных произведениях, например у Александра Островского. В пьесе «Свои люди — сочтемся» герой Подхалюзин мечтает: «Зимой в Купеческое собрание будем ездить-с. Вот и знай наших-с! Польку станем танцевать».
В 1909 году клуб сменило модное кабаре «Максим», основанное мулатом Томасом, которого современники запомнили по ослепительной улыбке и крупному бриллианту на пальце. Название заведение получило в честь парижского ресторана, а его атмосфера привлекала московскую публику. После революции 1917 года в здании обосновался Дмитровский театр, специализировавшийся на опереттах. Именно здесь Сергей Эйзенштейн в 1923 году поставил нашумевший спектакль «Слышишь, Москва?».
За свою историю здание не раз перестраивалось, но самая масштабная реконструкция прошла в 1937–1938 годах под руководством архитектора А. И. Федорова. Тогда был полностью переделан зрительный зал, рассчитанный на тысячу мест, а бывший колонный зал купеческого особняка превратился в просторное фойе.
(3) Дом с адресом: улица Большая Дмитровка, д. 15А, стр. 1, — также с богатой историей. Был построен в 1824 году на основе здания середины XVIII века. Изначально принадлежал молдавскому господарю князю Александру Маврокордато, а затем перешел во владение московского генерал-губернатора Дмитрия Голицына. При нем и его матери — знаменитой «усатой княгине» Наталье Петровне, ставшей прототипом пушкинской «Пиковой дамы», усадьба была перестроена и надстроена.
В 1860-х годах особняк приобрел купец Борис Востряков. Он добавил третий этаж и возвел рядом доходные корпуса. В последующие десятилетия здание неоднократно перестраивалось — в 1880-х и 1890-х годах, причем в одной из реконструкций участвовал знаменитый зодчий Федор Шехтель.

Дом Востряковых, 1910-е годы. Фото: Pirogov / pastvu.com
В декабре 1904 года здесь обосновался Литературно-художественный кружок, открытие которого посетила актриса Вера Комиссаржевская. Самым известным объединением кружка стало общество «Свободная эстетика» под руководством Валерия Брюсова, где собирались символисты. В 1913 году здесь произошел известный скандал: во время чествования поэта Константина Бальмонта Владимир Маяковский публично усомнился в искренности восхвалений, что вызвало негодование публики.
После закрытия кружка в 1920 году в здании размещались Московский комитет РКП(б), редакция газеты «Вечерняя Москва» и издательство «Московский рабочий». Сегодня здесь находится Генеральная прокуратура РФ.

Здание Генеральной прокуратуры РФ, 1992 год. Фото: Seadick / pastvu.com
По другую сторону Большой Дмитровки находится комплекс зданий Совета Федерации Федерального собрания РФ. Можно отметить (4) бывшее здание Госстроя и Госархитектуры, в основе которого скрыт особняк последней четверти XIX века.

Особняк Леве, первая четверть XX века. Фото: Институт Ленина при ЦК РКП(б). Отчет XIV партийному съезду. М., 1925. С. 5.
В 1933–1937 годах был перестроен в конструктивистском стиле, а еще через полвека получил фасады, свойственные советскому модернизму.

Реконструкция бывшего здания Госстроя и Госархитектуры, начало 1980-х годов. Фото: Losinka1 / pastvu.com
Это преображение архитектурно связало дом с (5) бывшим зданием Госстроя и Госкомархитектуры, позже известного как Дом прессы, построенного в 1983 году. Сейчас они соединены мостиком и создают единый модернистский ансамбль, но со скрытыми где-то глубоко дореволюционными стенами в южной части.

Совет Федерации Федерального собрания РФ, конец 1990-х годов. Фото: Pauling / pastvu.com
(6) Театр наций связан общей историей с первым частном театром России — Русским драматическим с неофициальным названием «Театр Корша», дебютный спектакль которого прошел в 1882 году. Знаменитые московские промышленники и меценаты Бахрушины выделили ее основателю, театральному деятелю и антрепренеру Федору Коршу, огромные по тем временам 50 тысяч рублей, чтобы его детище обрело собственный дом. На эти средства в 1885 году было воздвигнуто здание в модном тогда нео- или псевдорусском стиле по проекту специализирующегося на нем Михаила Чичагова.

Театр Корша, 1900-е годы. Фото: Sms / pastvu.com
Здание театра строили в спешке, из-за чего при возведении допустили множество ошибок, бросающихся в глаза даже невнимательным зрителям. Однако публику волновало другое: несмотря на традиционные мотивы в архитектуре, театр был оснащен по последнему слову техники, с повсеместным электрическим освещением.
Именно здесь появился термин «коршевская пьеса» — так называли незамысловатые комедии с шаблонными сюжетами и персонажами, главной целью которых было развлечь публику.
Открытие в 1898 году Московского Художественного театра под руководством Станиславского серьезно потеснило Театр Корша — зрители теперь предпочитали смотреть глубокие драматические постановки у нового конкурента.
Театр пережил революцию, но ненадолго: в 1933 году труппу расформировали, а здание передали как раз Московскому художественному театру.
Позже, в марте 1987 года, по решению Совета министров СССР и при поддержке Союза театральных деятелей РСФСР был основан Государственный театр дружбы народов, известный сегодня как Театр наций.

Государственный театр наций. Фото: К. Спасский
Находящийся напротив (7) особняк потомственного почетного гражданина и купца Николая Терентьева был построен в 1902 году в стиле модерн по проекту Иллариона Иванова-Шица на основе сооруженного Осипом Бове в 1833 году здания. Внутренние убранства Терентьевы заказали в Париже

Особняк Н. А. Терентьева, 1908 год. Фото: ArchitectorS / pastvu.com
В 1911 году в этом здании состоялся Первый Всероссийский женский съезд, посвященный вопросам политических прав женщин. В 1930-е годы получило еще два слоя в виде сильно упрощенных в отделке 3 и 4 этажей.

Особняк Н. А. Терентьева. Фото: К. Спасский
В 2010 году бизнесмен Сергей Орлов выкупил здание и организовал его масштабную реставрацию. Благодаря архивным документам, чертежам и журналам эпохи удалось воссоздать часть оригинальных интерьеров. Теперь фасад здания украшает фамилии Терентьев и Орлов.

Особняк Н. А. Терентьева. Фото: К. Спасский
Интересно и здание (8) поликлиники № 1 МВД России, построенное в 1934 году по проекту архитекторов Рождественского, Гребенщикова и Совова для работников милиции НКВД.

Поликлиника № 1 МВД России. Фото: К. Спасский
В соседнем здании находится (9) Московский музей современного искусства — первый в России государственный музей, специализирующийся на искусстве XX и XXI веков, основан в 1999 году Зурабом Церетели. Музей также активно поддерживает молодых авторов, делая современное искусство доступным и понятным для самой широкой аудитории.

Московский музей современного искусства. Фото: К. Спасский
Достаточно заглянуть во двор, чтобы увидеть скульптуры Церетели, такие как «Грузинские персонажи», «Окуджава», «Высоцкий» и «Шукшин».



Уличная экспозиция Московского музея современного искусства. Фото: К. Спасский
Здесь же с 2001 года находится фрагмент лестницы Эйфелевой башни высотой почти в 5 метров. В начале 1980-х годов французские власти приняли решение модернизировать башню, заменив часть лестничных маршей лифтами. Фрагменты старой лестницы «разлетелись» по всему миру, один из них оказался в Москве. Он был подарен обществом Эйфелевой башни лично Зурабу Церетели в знак дружбы.

Фрагмент лестницы Эйфелевой башни. Фото: ИдуШагаю / dzen.ru
На Страстной бульвар выходят окна (10) здания Союза театральных деятелей РФ, история которого тянется к началу 1877 года, когда впервые собрались члены «Общества взаимного вспоможения русских артистов». Как в хорошей пьесе, с тех пор сменилось несколько «актов» — организация стала наследником целой плеяды театральных объединений: от дореволюционного «Общества для пособия нуждающимся сценическим деятелям» до советского Всероссийского театрального общества.
Союз поддерживает развитие театра во всех его проявлениях, помогает театральным коллективам и учебным заведениям по всей стране, укрепляет творческие связи между регионами и странами, а главное — защищает интересы тех, кто дарит нам волшебство сцены.
Особую атмосферу создает историческое здание на Страстном бульваре, где располагается Союз. В нынешнем виде существует с 1816 года, оно было построено для университетской типографии с книжной лавкой на первом этаже, в которой часто бывал Александр Пушкин. В 1960-х годах обрело новую жизнь, став домом для театрального сообщества.

Университетская типография на Страстном бульваре, 1912 год. Фото: IBarantsev / pastvu.com
Завершим прогулку у (11) Театрального центра «На Страстном». Основан в 2005 году как культурное пространство, созданное при поддержке Союза театральных деятелей РФ.
Одной из ключевых миссий центра также является развитие театрального сообщества, чему способствует его тесная связь с Союзом театральных деятелей РФ. «На Страстном» создан как место, где театр становится ближе к людям. Благо место здесь «намоленное».
Кирилл Спасский