Пушкинская — Арбатская: без дураков

Сегодня мы совершим прогулку по местности, находящейся на пересечении районов Арбат, Пресненского и Тверского. Архитектура этих мест отражает и интернациональность нашей столицы. Здания в истинном викторианском стиле соседствуют с неомавританской архитектурой, а памятники классиками персидской поэзии и советской эстрады находятся друг от друга всего в нескольких минутах ходьбы.

Пушкинская — Арбатская: без дураков, фото

Англиканская церковь и дом капеллана

Фото: К. Спасский

Длина маршрута — 3,7 км, или 5 тыс. шагов.

Пушкинская — Арбатская: без дураков  фото

Начнем прогулку с осмотра (1) здания, которое сейчас занимает мэрия Москвы. Изначально оно было резиденцией Графа Захара Чернышева, который к концу строительных работ был назначен на должность генерал-губернатора Москвы. По наиболее распространенной версии, авторство проекта приписывают Матвею Казакову, который известен прежде всего тем, что в период правления Екатерины II перестроил под классицизм центр Москвы.

Изначально здание было трехэтажным. После смерти Чернышева город выкупил резиденцию. После пожаров (в 1812 и 1823 годах) и реконструкции здание так и сохраняло свою функцию до Октябрьской революции.

Новое время принесло и новые названия административных органов, в марте 1917 года здание использовалось Советом рабочих и солдатских депутатов (в будущем известном как Моссовет).

Уже в 1929–1930 годах резиденцию перестроили по проекту Ивана Фомина, а в 1939 году подвергли классическому для старинных особняков тех мест «инженерному чуду» — оно было передвинуто на 13,65 м.

Оказавшись не столь величественным в ряду новых парадных домов проспекта Горького, после Великой Отечественной войны его решили надстроить двумя этажами. Работы провели под руководством архитекторов Дмитрия Чечулина, Михаила Посохина и Николая Молокова.

В тот же период здание и было перекрашено из желтого в темно-красный цвет (с отдельными элементами в белом).

Пушкинская — Арбатская: без дураков  фото
Пушкинская — Арбатская: без дураков  фото

Погружаясь вглубь кварталов от Тверской улицы, загляните в сквер Муслима Магомаева, расположенный у посольства Азербайджана. Здесь можно найти установленный в 1991 году (2) памятник Низами Гянджеви — классику персидской поэзии, одному из крупнейших поэтов средневекового Востока, (3) ротонду в восточном стиле, а также (4) памятник самому Магомаеву.

Последний создан скульптором Александром Рукавишниковым и архитектором Игорем Воскресенским и установлен в 2011 году. Величину личности Магомаева описывает и высеченная надпись. Просто «Муслим Магомаев».

Напротив сквера находится (5) дом ЖСК «Союзстандартжилстрой», построенный в XIX веке, но в дальнейшем неоднократно реконструированный. В нем Муслим Магомаев проживал с 1982 по 2008 год.

Далее пройдем до (6) скульптуры «Весть», установленной здесь в 2008 году. Создана скульптором Александром Лягиным. Она представляет собой ангела, сидящего на льве. Выдумана автором на контрасте небесного и природного, духовного и чувственного.

Пушкинская — Арбатская: без дураков  фото
Пушкинская — Арбатская: без дураков  фото

«Весть» находится в сквере Мстислава Ростроповича, здесь же расположен и (7) памятник великому виолончелисту, дирижеру и пианисту. Он был торжественно открыт в 2012 году в связи с 85-летием со дня рождения Ростроповича. Авторами выступили все те же скульптор Александр Рукавишников и архитектор Игорь Воскресенский.

По соседству расположен (8) Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Деревянный храм стоял на этом месте с 1548 года, нынешний был сооружен в 1629–1634 годах, в последующие века неоднократно перестраивался. Не закрывался в советское время, так как пользовался популярностью у многих проживавших неподалеку артистов.

За храмом — как раз и один из таких домов, где проживали эти артисты. (9) Жилой дом артистов МХАТ, построен в 1928 году по проекту архитектора Алексея Щусева. Здесь жили Василий Качалов, Нина Литовцева, Леонид Леонидов, Иван Москвин и многие другие.

Далее пройдем до еще одного схожего по назначению здания — (10) дома артистов Большого театра, построенного в 1935 году по проекту все того же Щусева. В нем жили певицы Антонина Нежданова, балерины Ольга Лепешинская и Людмила Власова, артист балета Александр Годунов, композитор Сергей Василенко, скульптор Иван Шадр, художник Федор Федоровский и многие другие. Инженерно дом интересен и своей повышенной шумоизоляцией, что логично в связи с особенностями деятельности его жильцов.

Пушкинская — Арбатская: без дураков  фото

Интересен и (11) особняк поэта Петра Вяземского, одного из создателей издания «Московский телеграф» — первого в России энциклопедического журнала. Здание, построенное в 1820-х годах, «видело», как Пушкин читал трагедию «Борис Годунов» (1825). Летом 1830 года Александр Сергеевич даже жил в доме у Вяземского.

Здесь же находится и (12) Англиканская церковь святого апостола Андрея, построенная по проекту британского архитектора Ричарда Нилла Фримена в 1882–1884 годах на месте существовавшей с 1827 года англиканской часовни. Здание построено в викторианском стиле и стилизовано под английскую готику. Освящал новую церковь прибывший из Лондона епископ Джонатан Титкомб, а названа она в честь покровителя Шотландии апостола Андрея, так как именно шотландцы составляли подавляющее большинство в англиканской общине Москвы. Сама англиканская община в Москве ведет свою историю еще с середины XVI века, когда Иван Грозный разрешил приехавшим британским купцам проводить богослужения.

В советское время церковь была закрыта и использовалась под иные функции. С 1960 года в нем была расположена легендарная студия грамзаписи «Мелодия», здесь записывалось огромное количество хитов тех времен, чему способствовала акустика зала.

В постсоветское время здесь вновь начали проводить богослужения, в 1993 году в Москву был назначен капеллан.

В 1994 году, во время визита королевы Великобритании Елизаветы II в Москву, Борис Ельцин пообещал вернуть церковь англиканской общине, что и было сделано в дальнейшем.

Пушкинская — Арбатская: без дураков  фото

(13) Дом капеллана собора апостола Андрея был построен в 1894 году по соседству с церковью по проекту архитектора Бориса Фрейденберга. На фасаде установлена памятная табличка от Джейн МакГилл в честь ее мужа, владельца чугунолитейной фабрики Роберта МакГилла:

«Built for St Andrew’s church in memory of Robert McGill by his widow. AD 1894» («Построено для церкви святого Андрея в память о Роберте МакГилле его вдовой. 1894 год от Рождества Христова»).

Пушкинская — Арбатская: без дураков  фото

Во дворе (14) гостиницы «Кортъярд Марриотт Москва Центр» находится арт-объект «Дотянуться до Луны», который в последнее время немного «подсдулся».

(15) Палаты Арасланова XVII века названы так по самому раннему известному владельцу, Григорию Арсланову, который занимал должность «провинциала-фискала», назначенного Петром I управляющим по тайному надзору за делами губернии.

Первая мировая война «помогла» этим палатам дойти до наших дней, так как планы по их полной перестройке пришлось отложить до лучших времен.

Неподалеку находится (16) Храм Вознесения Господня («Малое Вознесение») на Никитской, в первоначальном виде выстроенный здесь в 1584 году в честь венчания на царство Федора Ивановича. Долгое время служил центром слободы новгородцев и устюжан, которых переселил в Москву Иван Грозный.

В камне он был перестроен в 1634 году, после чего многократно перестраивался. «Малым Вознесением» он прозван, так как в XIX веке у Никитских ворот построили новый храм в честь вознесения Господня, который стали называть «Большое Вознесение».

Интересна и ограда начала XX века.

Пушкинская — Арбатская: без дураков  фото
Пушкинская — Арбатская: без дураков  фото

Пройдя переулками до ул. Воздвиженки, можно заметить (17) закрытый ныне отдельно стоящий автосалон элитных автомобилей. Он находится на месте, где ранее находился памятник Михаилу Калинину, советскому партийному деятелю.

Одно из отражений того, как 1990-е годы сменили приоритеты в использовании городского пространства.

Пушкинская — Арбатская: без дураков  фото

(18) Главный дом усадьбы Варвары Алексеевны Морозовой, известной своим фабричным комплексом в Твери и активной благотворительной деятельностью, был построен в 1886 году. Перестраивался в 1891 и 1910-х годах, к одной из таких реконструкций приложил руку Роман Клейн — один из самых востребованных архитекторов рубежа XIX и XX веков.

Пушкинская — Арбатская: без дураков  фото

Завершим прогулку небольшим рассказом об (19) особняке сына Варвары Алексеевны — Арсения Морозова.

Построен в конце XIX века в редком для Москвы сочетании модерна и эклектики, родившей стилизацию в неомавританском стиле. Архитектором выступил Виктор Мазырин.

На такой смелый шаг Арсения Морозова вдохновила поездка по Испании и Португалии. Известно, что тогда московское общество негативно и даже с издевкой приняло такой эксперимент.

Эти обсуждения можно найти в последнем романе Льва Толстого «Воскресение» (1899). В нем князь Нехлюдов проезжает по Волхонке и размышляет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку», имея в виду Морозова.

Пушкинская — Арбатская: без дураков  фото

Всем известна легенда, что даже мать Арсения резко раскритиковала его архитектурные вкусы, заявив: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!».

Прошло время, Москва приняла этот особняк. Приняла настолько, что с 1959 года он несет в себе представительскую функцию: сначала как Дом дружбы с народами зарубежных стран, а ныне как Дом приемов Правительства России.

Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, действительно ли Варвара Алексеевна так отзывалась об этом особняке, но теперь точно известно одно. Дураков здесь нет.

Кирилл Спасский

Читайте также

Фильтр