Пролетарская — Автозаводская: от машин ЗИЛ в прошлом до машин времени в настоящем

Пролетарская — Автозаводская: от машин ЗИЛ в прошлом до машин времени в настоящем, фото

Фото: А. Каменских

Сегодня мы изучим ещё один интереснейший район Москвы, во многом сохранивший свой уникальный архитектурный облик. Крутицкое подворье и Симонов монастырь, хоть и пострадали от множества исторических событий, разворачивающихся столетиями в Москве, но сохранили местами практически первозданные виды из разных веков — от XV-XVI до стыка XIX-XX.

Информационные таблички, запаркованные автомобили и люди в несвойственном для тех времён одеянии будут единственными напоминаниями, что вы всё-таки в веке XXI, а не открыли чудом «машину времени». Несмотря на богатую историю создания машин окружающих мест.

Длина маршрута — 6,7 км, 10 000 шагов.

Начнём прогулку c посещения (1) информационно-экологического центра Музей воды, расположенного на территории бывшей Главной канализационной насосной станции, построенной в 1898 году по проекту архитектора Максима Геппенера. Это была первая канализационная насосная станция Москвы. Она была введена в эксплуатацию в 1898 году и на тот момент могла обслуживать 219 домовладений.

Пролетарская — Автозаводская: от машин ЗИЛ в прошлом до машин времени в настоящем  фото

Главная канализационная насосная станция, 1910-е гг. Фото: Danushka / pastvu.com

Помимо основной экспозиции, скрытой в помещениях, вы можете рассмотреть её уличную часть, даже не посещая территорию музея. В залах Музея воды можно проследить всю историю становления централизованной системы водоснабжения и канализации в столице.

Уже упоминаемое выше (2) Крутицкое подворье — одно из интереснейших из неочевидных туристических мест в Москве. Вас встретит мощёная булыжная площадь с ансамблем сохранившейся исторической застройки и снующими из стороны в сторону местными котами. Далее вы увидите целый комплекс зданий подворья, хоть и подвергшихся деградации с последующими реставрациями, всё же создающий глубокий эффект погружения в историческую среду.

Крутицкое подворье. Фото: А. Каменских

Само подворье является бывшей резиденцией епископов Сарских и Подонских, образовано в XIII веке в качестве монастыря. Название происходит от слова «крутицы» — возвышенного левого берега реки Москвы ниже устья Яузы. В 1991 году оно вошло в состав РПЦ как подворье Патриарха Московского и всея Руси.

Одно из красивейших мест подворья — (3) Крутицкий терем со Святыми воротами, построенные в конце XVII века. Особый интерес представляет северный фасад, облицованный поливными полихромными изразцами. Сами изразцы были неоднократно отреставрированы из-за хрупкости их конструкции.

Пролетарская — Автозаводская: от машин ЗИЛ в прошлом до машин времени в настоящем  фото

Крутицкий терем. Фото: А. Каменских

Неподалёку находятся и (4) Крутицкие казармы, переданные в конце XVIII века частям жандармского корпуса для обустройства казарм. Использовались и для содержания политических заключённых. В 1834-35 гг. здесь 7 месяцев провёл Александр Герцен. В корпусе, выстроенном по проекту архитектора Евграфа Тюрина, на одни сутки в 1953 году был заключён Лаврентий Берия.

Пролетарская — Автозаводская: от машин ЗИЛ в прошлом до машин времени в настоящем  фото

Крутицкие казармы. Фото: А. Каменских

Далее на нашем маршруте — важная часть спортивной истории Москвы, (5) стадион имени Эдуарда Стрельцова. Построен в 1959 году для футбольного клуба завода ЗИЛ — «Торпедо». Подвергался неоднократной реконструкции.

Пролетарская — Автозаводская: от машин ЗИЛ в прошлом до машин времени в настоящем  фото

Стадион «Торпедо» им. Эдуарда Стрельцова, 1979 год. Фото: Freng / pastvu.com

В данный момент на его месте строится абсолютно новая арена на 15 000 зрителей, отвечающая всем современным требованиям. Новый стадион «Торпедо» будет похож на шестерёнку в дань памяти о заводском прошлом команды.

Пролетарская — Автозаводская: от машин ЗИЛ в прошлом до машин времени в настоящем  фото

Новый стадион «Торпедо» им. Эдуарда Стрельцова. Рендер: mos.ru

Перед стройкой стадиона находится (6) памятник Эдуарду Стрельцову, являющийся одним из символов «Торпедо». Человек с непростой судьбой, который, несмотря на 5 лет заключения в тюрьме во время активной фазы спортивной карьеры, всё равно успел стать одним из самых видных советских футболистов в истории. В 1957 году занял седьмое место среди претендентов на «Золотой мяч» от журнала France Football — одну из важнейших наград в клубном футболе.

Пролетарская — Автозаводская: от машин ЗИЛ в прошлом до машин времени в настоящем  фото

Памятник Эдуарду Стрельцову. Фото: А. Каменских

Отлитый из бронзы в литейном цехе АМО ЗИЛ памятник работы скульптора Александра Тарасенко был установлен в 1999 году.

Далее можно увидеть ещё один памятник заводского прошлого окружающих мест — (7) ДК ЗИЛ. Это один из самых видных памятников конструктивизма, спроектированный легендарными братьями Весниными.

Культурный центр ЗИЛ. Фото: А. Каменских

Всего их было трое — Александр, Виктор и Леонид. Они долгое время совместно работали над рядом проектов.

Сам ДК был построен Леонидом и Александром Весниными в 1930-37 гг. на месте некрополя Симонова монастыря. Уже почти 100 лет здание сохраняет свою изначальную функцию.

В здании ДК обустроена (8) обсерватория с телескопом-рефрактором системы Рейнфельдера-Хертеля. Долгие годы обсерватория была законсервирована, но сегодня в ней вновь проходят астрономические наблюдения, доступные каждому.

Пролетарская — Автозаводская: от машин ЗИЛ в прошлом до машин времени в настоящем  фото

Обсерватория на крыше культурного центра ЗИЛ. Фото: zilcc.ru

Далее на маршруте — (9) Симонов монастырь, основанный в 1370-х годах при правлении князя Дмитрия Донского преподобным Фёдором (племянник Сергия Радонежского).

Симонов монастырь. Фото: А. Каменских

Долгое время был одним из самых крупных и богатых монастырей Москвы. Обитель ожидаемо упразднили в 1920 году, а в 1930-х гг. уничтожили большинство построек, в том числе роскошную колокольню.

Ещё одна интереснейшая для погружения в историческую среду локация с необходимостью отдельно изучить на месте его богатейшую историю.

Пролетарская — Автозаводская: от машин ЗИЛ в прошлом до машин времени в настоящем  фото

Симонов монастырь, конец XIX – начало XX вв. Фото: Rothast / pastvu.com

Отдельно хочется рассказать про сохранившееся на территории монастыря (10) сушило (или солодёжню). Оно предназначалось для хранения продовольственных запасов и сушки солода и зерна. Здание 1677–80 годов является одним из немногих исторических сооружений такого назначения, дошедших до наших дней.

Пролетарская — Автозаводская: от машин ЗИЛ в прошлом до машин времени в настоящем  фото

Сушило. Фото: А. Каменских

Интересны и (11) стены монастыря с тремя сохранившимися башнями — «Дуло», «Солевая» и «Кузнечная». Первое каменное ограждение монастыря появилось ещё в XVI веке. По одной из основных версий, строительством руководил зодчий Фёдор Конь — один из немногих древнерусских зодчих, чьё имя зафиксировано источниками. Башня «Дуло» сохранилась ещё с тех времён.

Пролетарская — Автозаводская: от машин ЗИЛ в прошлом до машин времени в настоящем  фото

Стены монастыря с башнями. Фото: А. Каменских

После Смутного времени были воздвигнуты новые крепостные сооружения: ограда длиной 845 метров, пять башен, трое проездных ворот, две надвратные церкви. В конце века XVII на башнях появились высокие гранёные шатры со «слухами» и смотровыми вышками. Но дошли до нас только три вышеупомянутые башни.

На набережной Москвы-реки можно найти спрятавшуюся среди активно меняющейся застройки района (12) скульптуру «Девушка с веслом» — копию знаменитой физкультурницы Ивана Шадра.

Скульптура «Девушка с веслом». Фото: А. Каменских

В 1935 году скульптор и художник Иван Шадр получил заказ на создание серии скульптур для строящегося Парка культуры и отдыха имени Горького. По одной из легенд, в бассейне Института физкультуры он присмотрел студентку Веру Волошину, которая и стала основной моделью для скульптуры.

Сама Волошина во время Великой Отечественной войны стала партизанкой, воевала в одном отряде с Зоей Космодемьянской. В ноябре 1941 года, при выполнении диверсионного задания, она была схвачена немцами и повешена в деревне Головково Наро-Фоминского района. В 1994 году была посмертно признана героем РФ.

Сама оригинальная скульптура недолго пробыла в ЦПКиО им. Горького. Почти сразу же, подвергшаяся массовой критике, она был перемещена в парк города Ворошиловграда (ныне — Луганск). В дальнейшем была демонтирована.

Ещё одна копия знаковой скульптуры — (13) «Похищение Европы» самобытного колумбийца Фернандо Ботеро. Он прославился своими работами, в которых буквально всё (от людей и животных до обычных предметов) преувеличенно раздуто. Это относится как к картинам, так и к скульптурам.

Пролетарская — Автозаводская: от машин ЗИЛ в прошлом до машин времени в настоящем  фото

Скульптура «Похищение Европы». Фото: А. Каменских

В стене Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове XVI века можно обнаружить (14) обломок колокола, вмурованный в стену храма. Это фрагмент оригинального колокола, разбитого при сносе колокольни храма в 1932 году.

Обломок колокола. Фото: А. Каменских

В веке XVIII здесь были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы, после чего было установлено чугунное надгробие Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби. В 1932 году чугунное надгробие героев Куликовской битвы пошло на металлолом.

Возрождение храма началось в 1980 году в связи с юбилеем Куликовской битвы. В 1987 году ещё закрытый храм передали Историческому музею, к нему был устроен проход с Восточной улицы. В 1989 году церковь была передана верующим, а в сентябре этого же года храм был повторно освящён.

В завершении прогулки рассмотрите фасады (15) БЦ «Даниловский». Изначальное одноэтажное кирпичное здание кузницы, построенное в 1925 году, был реконструировано уже в 2017 году.

Пролетарская — Автозаводская: от машин ЗИЛ в прошлом до машин времени в настоящем  фото

БЦ «Даниловский». Фото: А. Каменских

На фасаде можно обнаружить рисунки с советскими мотивами, коих здесь не было ранее. Где-то рядом советское сносят, а где-то возрождают даже там, где его не было. Вот такой вот круговорот истории.

Кирилл Спасский

Читайте также

Фильтр