На сегодняшний день примерно треть московских аттракционов не имеет права работать.
Эксперты говорят, что без должной законодательной базы существующая система контроля за состоянием и работой аттракционов не обеспечивает безопасности отдыхающих.
Отдыхающие Ирина Мельник вывозит своих детей в столичные парки, чтобы покататься на аттракционах. «Нам очень нравятся машинки и карусельки в парке «Останкино», — рассказывает она. — Там специально отведена площадка для детей от двух до четырех лет. Есть паровозики и машинки, которые катаются по кругу».
В прошлом году Ирина и сама посетила на ВВЦ аттракцион «Свободное падение». «Специальная платформа поднимает сидящих на ней людей на высоту 18-этажного дома и оттуда резко летит вниз, тормозя только перед самой землей, — говорит Ирина. — Было очень страшно, но я считаю, что не зря прокатилась: произошел огромный выплеск энергии».
А Екатерина Смолина обходит аттракционы стороной. Лет шесть назад она сломала ключицу, катаясь на американских горках в парке Горького.
«Помню, вцепилась в железяку, за которую надо держаться, но это что-то не помогло: на одном из поворотов ударилась плечом о боковую стену кабины, плюс еще сосед справа надавил: в итоге перелом ключицы. — рассказывает Екатерина. — В ближайшем травмпункте меня обмотали гипсом, как черепашку, и ходила я так месяц».
Екатерина не стала искать виновных, добиваться компенсаций. «Но то, что я не виновата, точно», — говорит она.
Законы В России нет федерального законодательства, регламентирующего работу аттракционов. Все определено местными нормативными актами.
В столице после аварии на карусели «Сюрприз» в Лианозовском парке в 2004 году, когда ранения получили 16 человек, контроль за парками развлечений возложили на Мосгостехнадзор. Там утверждают, что с тех пор в Москве не было ни одного крупного происшествия на аттракционах, а технический контроль осуществляют аккредитованные при Госстандарте и Росгостехнадзоре фирмы. Без заключения этих фирм нельзя получить талон допуска.
Что контролируют В Москве около 600 аттракционов. «57 процентов зарегистрированных аттракционов уже получили талон допуска на текущий сезон, еще у 13 процентов талон еще не истек. Соответственно около 30 процентов не имеют права сейчас работать», — говорит Владимир Бачурин, отвечающий за инспектирование аттракционов в Мосгостехнадзоре.
Существующий контроль не гарантирует безопасности посетителям парков развлечений, считает Владимир Гнездилов, президент ассоциации парков и производителей аттракционов.
«Техническую часть они [Мосгостехнадзор] вообще не контролируют. Все эти документы нужны только для одного — установить владельца. Чтобы потом, если что случится, было кому предъявлять претензии, — утверждает Владимир Гнездилов. — Для того, чтобы осуществлялся нормальный технический контроль, нужна обязательная сертификация, нужен закон». По словам Гнездилова, сейчас соответствующий закон внесен в Госдуму, но пока не принят. Нет пока и единого стандарта безопасности аттракционов.
![]() |
Куда сообщать о нарушениях? 8 (495) 633 73 10 — телефон горячей линии Мосгостехнадзора |
Если вы получили травму, катаясь на аттракционе
-
Претензии нужно предъявлять к администрации аттракциона.
-
Нужно подтвердить, что был приобретен билет именно на этот аттракцион, потому что он является договором между посетителем и администрацией. И если была оказана некачественная или небезопасная услуга, то посетитель имеет право по закону о защите прав потребителя предъявить претензию.
-
Можно выставлять требования о компенсации физического, морального и материального вреда.
-
Если не удалось договориться в досудебном порядке, то судебная перспектива очень хорошая.
-
Иск можно подавать по месту нахождения аттракциона и по месту нахождения потребителя.
Как проверить безопасность аттракциона