Про стоки и про истоки

«Мосводоканал» сохранил исторический облик действующей станции

Обновлена старейшая канализационно-насосная станция (КНС) Москвы — расположенная в Центральном парке им. Горького, она полностью сохранила свой исторический облик и при этом полностью отвечает последним технологическим требованиям. Так же и на момент постройки — восемьдесят лет назад, ее отличали передовые инженерные решения.

История и станции, и страны. К примеру — все оборудование тогда было подобрано под напряжение в 220 В, что не характерно для промышленных объектов и Москвы, и страны той поры, работающих от 380 В. Об этих технических нюансах, а также об истории станции в целом и ее значении для города рассказал заместитель генерального директора – начальник Управления канализации АО «Мосводоканал» Михаил Богомолов. В архиве сохранился ряд уникальных документов, позволяющих отследить не только этапы ее развития, но и карьерный путь известных деятелей страны. Так, Богомолов демонстрирует копию обращения к предисполкома Моссовета Николаю Булганину — в 1936-м, перед началом строительства крупнейшей на тот момент станции, было решено направить советских инженеров изучить опыт Англии и США. По дороге они заглянули на крупнейшие насосные станции Германии, в результате чего в столицу привезли пять агрегатов фирмы Эрхард-Земмер — они прослужили до самой реконструкции КНС в 2017-м. А вот письмо к тогда еще первому секретарю Московского горкома ВКП(б) Никите Хрущеву — о целесообразности строительства самой станции, где, в частности, есть строка о том, чтобы «предусмотреть проведение экскурсий» на станции.

Безлюдный режим. Но сегодня здесь нет не только экскурсий — сотрудников практически не осталось: два года назад Мосводоканал запустил программу перевода объектов на безлюдные технологии. И если раньше для управления этой станцией требовалось 25 человек — от операторов насосного зала и электриков до слесарей и рабочих, вычищавших сточные решетки, то сегодня за ее состоянием следит всего один сотрудник, да и то временно — скоро КНС переведут в автоматический режим и ее работой будут управлять дистанционно из диспетчерской службы эксплуатации насосных станций АО «Мосводоканал». При этом станция полностью сохранила свой исторический район обслуживания — в зону ее канализования изначально входили Хамовники, Остоженка, территория 1-й градской больницы и «Золотой остров» с уже бывшей фабрикой «Красный Октябрь». Сегодня их стоки с КНС перекачиваются в Юго-Западный канал, оттуда — на Курьяновские очистные сооружения.

Надежность под контролем. Для работы в нынешних условиях на станции демонтировали все технологически устаревшие машины, поменяли запорную арматуру, задвижки и обратные клапаны, а также полностью обновили энергетическое хозяйство станции. А внутри здания заменили инженерные сети: водоснабжение, отопление, освещение и канализацию. Стоит отметить, что высокий КПД нового насосного оборудования позволил значительно улучшить экономические показатели по перекачке сточных вод. При этом насосы могут работать и под водой — то есть, при прорыве и затоплении станции. Впрочем это, как заверил замгендиректора Мосводоканала, практически исключено. Да и любое внешнее вмешательство в работу станции сегодня невозможно. «А для повышенной надежности ее электроснабжения предусмотрен резервный источник питания – автоматическая дизель-генерирующая электростанции мощностью 450 кВт», — рассказал Михаил Богомолов.

Реконструкция затронула и внутреннюю отделку здания – заменены оконные рамы, двери и полы, освежен фасад. Все работы проведены с тщательным сохранением изначального архитектурного замысла — станция по-прежнему остается неотъемлемой частью исторического центра Москвы.

Читайте также

Фильтр