Итак, в 1871 году Генрих Афанасьевич Брокар находит себе делового партнера – купца Василия Германа. Как и Брокар, тот имел зарубежные корни, будучи выходцем из Саксонии, некогда независимого княжества, ставшего теперь частью совсем недавно образованной Германской империи. Вместе они учреждают «Торговый дом Брокар и Ко», который в будущем станет одним из самых знаменитых во всей России производителей парфюмерии и косметики.
Идею начать с косметики снова подсказала Брокару его жена, которая, как мы помним, всегда помогала мужу дельными советами и непосредственно участвовала в управлении его бизнесом. Она придумала довольно простую, как сейчас кажется, вещь: продавать вместе с популярным мылом «Народное» такие же доступные по цене (всего три копейки!) наборы с помадой и пудрой. Там же был применен и метод, который когда-то сработал с «алфавитным» детским мылом – коробки с пудрой и помадой украшались иллюстрациями с баснями Ивана Крылова. Таким образом, маркетинговая стратегия снова сработала: во-первых, низкая цена позволила обрести успех у самой широкой публики. А во-вторых, красочные иллюстрации привлекали людей и наделяли продукт пользой – и сама накрасишься, и ребенку будет забава, авось, грамоте обучится.
Упаковка фирмы «Торговый дом Брокар и Ко»
Стоит отметить, что в плане придумывания различных рекламных трюков семейство Брокар было, пожалуй, одним из самых передовых. Так, например, пока Генрих Афанасьевич работал над парфюмерным ароматом, бизнес по производству мыла не утихал: новым маркам этой продукции давались звучные названия. По стране гремит какая-то юбилейная дата? Выпускаем «Юбилейное» мыло. Начинается большая ярмарка? Вот вам «Ярмарочное». Началась очередная русско-турецкая война? Патриотическое мыло «Военное» уже ждет вас на прилавках. А когда русские войска в ходе этой войны берут неприступный город Плевна, Брокар в момент выпускает мыло и заодно помаду «Букет Плевны».
Тем временем, Шарлотта убеждает мужа в необходимости открытия собственного фирменного магазина. И это давно назревший шаг: так они смогут избавиться от сторонних продавцов, которые то и дело норовят обмануть, ну и гарантировать покупателям, что только там вы не сможете нарваться на подделку. В 1872 году первый магазин открывается в центре Москвы, на Никольской улице. Там было представлено всё, что производит «Торговый дом Брокар и Ко», причем магазин доступен и для небогатой публики, ведь «народные» товары по низким ценам там тоже есть. Все та же Шарлотта лично разрабатывает рекламные объявления, которые помещаются в газетах, да и само открытие магазина становится отличной рекламой – «сарафанное радио» (хотя тогда еще не знали такого термина) работает безупречно.
Правление и оптовый склад Брокара на Никольской улице
Спустя год, в 1873 году, случается долгожданный для Генриха Афанасьевича прорыв в деле парфюмерии. Москву посещает дочь императора Александра II и жена английского герцога Эдинбургского, великая княгиня Мария Александровна. Используя свои связи, Брокар сумел попасть на встречу с великой княгиней и преподнести ей шикарный подарок – изготовленный из воска букет цветов, каждый цветок которого был пропитан нежнейшим ароматом. А к нему, в дополнение, небольшие пузырёчки с теми самыми запахами. Великая княгиня была впечатлена подарком, и скоро Брокар получил право наносить на свою продукцию вензеля Ее императорского высочества, именуясь её официальным поставщиком. Мало того, что это сделало ему потрясающую рекламу, так еще и обезопасило от подделок. Ведь одно дело – подделывать популярную продукцию, а другое – продукцию официального поставщика, члена дома Романовых. За это уже грозила не просто тюрьма, а каторга.
В 1878 году был открыт второй фирменный магазин, все здесь же, в Москве, на Биржевой площади. И снова Шарлотта придумывает акцию: в день открытия все желающие смогут приобрести косметический набор из 10 наименований (духи, одеколон, пудра, помада и т.д.) всего за 1 рубль! В итоге у магазина собралась такая толпа, что потребовалась помощь полиции. Все две тысячи наборов ушли за шесть часов. И, конечно, это снова сделало фирме «Торговый дом Брокар и Ко» небывалую рекламу.
Парфюмерный магазин Брокара на Ильинке, конец XIX века
Но главный успех – создание своего собственного аромата. В 1882 году появляется одеколон «Цветочный». Его выпуск Брокар приурочивает к Всероссийской промышленно-художественной выставке, которая проходила тогда, к удаче Генриха Афанасьевича, в Москве. Брокар делает новый потрясающий ход: устанавливает в центре павильона фирменный фонтан, который переливается этим одеколоном. Каждый желающий мог оценить аромат, побрызгаться им, а некоторые, как говорят, даже наполняли им найденные где-то пустые флакончики. Успех был грандиозным, «Цветочный» стал мгновенно популярным. Историки пишут, что это был и вовсе первый массовый одеколон в истории России. Он получил множество наград, и не только на территории нашей страны, но даже и на исторической родине Брокара – во Франции.
Фонтан с одеколоном «Цветочный»
Не лишним будет сказать, что и Генрих, и Шарлотта Брокар придавали особое значение виду флаконов для их парфюмерии. Например, использовался хрусталь. Некоторые украшались золотом и драгоценными камнями. И это было удобно для состоятельных господ, которые хотели сделать даме дорогой подарок – тут и духи, и драгоценности. А флакон для одеколона «Север» в виде айсберга и фигурки белого медведя на колпачке, разработал сам Казимир Малевич. И этот дизайн оставался неизменным 80 лет! Впрочем, для гораздо менее состоятельной публики массово делались простейшие флаконы. Пусть они были менее изысканы, за то – по карману.
Флакон одеколона «Север»
Производство росло, номенклатура парфюмерной (и не только) продукции увеличивалась. Из важных, отметим появление в 1889 году мужского одеколона под названием «Тройной», который переживет не только Брокара и его наследников, а даже Советский Союз. Оборот «Торгового дома Брокар и Ко» к 1900 году достиг впечатляющей в те годы суммы – 2,5 миллионов рублей в год, что на современные деньги можно грубо перевести в 2 миллиарда.
Но 16 декабря 1900 года Генрих Афанасьевич Брокар умирает во французских Каннах, куда отправился на лечение. Управление парфюмерной империей переходит к его жене Шарлотте и сыновьям. Они продолжают успех, выпустив в 1913 году, к 300-летию царствующего дома Романовых, суперпопулярные духи: «Любимый букет императрицы», который был вручен матери Николая II, императрице Марии Федоровне. После этого фирма Брокара получила высший из возможных титулов – поставщика двора Его Императорского Величества. То есть их продукция теперь официально и навсегда будет закупаться императорским двором. Но тут грянула Первая мировая война, а затем – Революция 1917 года.
Фабрика Брокара в 1910-1914 годах
Фабрику Брокара национализировали. Сначала она получит название Замоскворецкий парфюмерно-мыловарный комбинат № 5, но в 1922 году ей дадут название, с которым оно будет существовать до сих пор – «Новая Заря». Одеколоны «Тройной» и «Цветочный» продолжат выпускаться, а «Любимый букет императрицы» сменит свое название и станет знаменитой уже на весь СССР «Красной Москвой». Наступит совсем другая эпоха. Но наследие Генриха Афанасьевича Брокара будет продолжать жить.
Роман Голосов