Придворный парфюмер: как московский мыловар Генрих Брокар построил свою косметическую империю, чье наследие живо до сих пор

В прошлый раз мы рассказывали, как француз Генрих Брокар вместе со своей женой Шарлоттой построил в Российской империи успешный бизнес по производству доступного мыла и тем самым заработал свой первый большой капитал. Но настоящей мечтой Брокара всегда была парфюмерия, рынок которой на его новой родине был довольно конкурентным. Уверенный в своем успехе и имея уже развитый бизнес, он берется за дело своей жизни. Какой путь он прошел? Как ему удалось стать поставщиком для императорских особ? И, наконец, причем здесь советский завод «Новая Заря»?

Рекламный плакат Брокара, конец XIX – начало ХХ века

Итак, в 1871 году Генрих Афанасьевич Брокар находит себе делового партнера – купца Василия Германа. Как и Брокар, тот имел зарубежные корни, будучи выходцем из Саксонии, некогда независимого княжества, ставшего теперь частью совсем недавно образованной Германской империи.  Вместе они учреждают «Торговый дом Брокар и Ко», который в будущем станет одним из самых знаменитых во всей России производителей парфюмерии и косметики.

Идею начать с косметики снова подсказала Брокару его жена, которая, как мы помним, всегда помогала мужу дельными советами и непосредственно участвовала в управлении его бизнесом. Она придумала довольно простую, как сейчас кажется, вещь: продавать вместе с популярным мылом «Народное» такие же доступные по цене (всего три копейки!) наборы с помадой и пудрой. Там же был применен и метод, который когда-то сработал с «алфавитным» детским мылом – коробки с пудрой и помадой украшались иллюстрациями с баснями Ивана Крылова. Таким образом, маркетинговая стратегия снова сработала: во-первых, низкая цена позволила обрести успех у самой широкой публики. А во-вторых, красочные иллюстрации привлекали людей и наделяли продукт пользой – и сама накрасишься, и ребенку будет забава, авось, грамоте обучится.

Придворный парфюмер: как московский мыловар Генрих Брокар построил свою косметическую империю, чье наследие живо до сих пор  фото

Стоит отметить, что в плане придумывания различных рекламных трюков семейство Брокар было, пожалуй, одним из самых передовых. Так, например, пока Генрих Афанасьевич работал над парфюмерным ароматом, бизнес по производству мыла не утихал: новым маркам этой продукции давались звучные названия. По стране гремит какая-то юбилейная дата? Выпускаем «Юбилейное» мыло. Начинается большая ярмарка? Вот вам «Ярмарочное». Началась очередная русско-турецкая война? Патриотическое мыло «Военное» уже ждет вас на прилавках. А когда русские войска в ходе этой войны берут неприступный город Плевна, Брокар в момент выпускает мыло и заодно помаду «Букет Плевны».

Тем временем, Шарлотта убеждает мужа в необходимости открытия собственного фирменного магазина. И это давно назревший шаг: так они смогут избавиться от сторонних продавцов, которые то и дело норовят обмануть, ну и гарантировать покупателям, что только там вы не сможете нарваться на подделку. В 1872 году первый магазин открывается в центре Москвы, на Никольской улице. Там было представлено всё, что производит «Торговый дом Брокар и Ко», причем магазин доступен и для небогатой публики, ведь «народные» товары по низким ценам там тоже есть. Все та же Шарлотта лично разрабатывает рекламные объявления, которые помещаются в газетах, да и само открытие магазина становится отличной рекламой – «сарафанное радио» (хотя тогда еще не знали такого термина) работает безупречно.

Придворный парфюмер: как московский мыловар Генрих Брокар построил свою косметическую империю, чье наследие живо до сих пор  фото

Спустя год, в 1873 году, случается долгожданный для Генриха Афанасьевича прорыв в деле парфюмерии. Москву посещает дочь императора Александра II и жена английского герцога Эдинбургского, великая княгиня Мария Александровна. Используя свои связи, Брокар сумел попасть на встречу с великой княгиней и преподнести ей шикарный подарок – изготовленный из воска букет цветов, каждый цветок которого был пропитан нежнейшим ароматом. А к нему, в дополнение, небольшие пузырёчки с теми самыми запахами. Великая княгиня была впечатлена подарком, и скоро Брокар получил право наносить на свою продукцию вензеля Ее императорского высочества, именуясь её официальным поставщиком. Мало того, что это сделало ему потрясающую рекламу, так еще и обезопасило от подделок. Ведь одно дело – подделывать популярную продукцию, а другое – продукцию официального поставщика, члена дома Романовых. За это уже грозила не просто тюрьма, а каторга.

В 1878 году был открыт второй фирменный магазин, все здесь же, в Москве, на Биржевой площади. И снова Шарлотта придумывает акцию: в день открытия все желающие смогут приобрести косметический набор из 10 наименований (духи, одеколон, пудра, помада и т.д.) всего за 1 рубль! В итоге у магазина собралась такая толпа, что потребовалась помощь полиции. Все две тысячи наборов ушли за шесть часов. И, конечно, это снова сделало фирме «Торговый дом Брокар и Ко» небывалую рекламу.

Придворный парфюмер: как московский мыловар Генрих Брокар построил свою косметическую империю, чье наследие живо до сих пор  фото

Но главный успех – создание своего собственного аромата. В 1882 году появляется одеколон «Цветочный». Его выпуск Брокар приурочивает к Всероссийской промышленно-художественной выставке, которая проходила тогда, к удаче Генриха Афанасьевича, в Москве. Брокар делает новый потрясающий ход: устанавливает в центре павильона фирменный фонтан, который переливается этим одеколоном. Каждый желающий мог оценить аромат, побрызгаться им, а некоторые, как говорят, даже наполняли им найденные где-то пустые флакончики. Успех был грандиозным, «Цветочный» стал мгновенно популярным. Историки пишут, что это был и вовсе первый массовый одеколон в истории России. Он получил множество наград, и не только на территории нашей страны, но даже и на исторической родине Брокара – во Франции.

Придворный парфюмер: как московский мыловар Генрих Брокар построил свою косметическую империю, чье наследие живо до сих пор  фото

Не лишним будет сказать, что и Генрих, и Шарлотта Брокар придавали особое значение виду флаконов для их парфюмерии. Например, использовался хрусталь. Некоторые украшались золотом и драгоценными камнями. И это было удобно для состоятельных господ, которые хотели сделать даме дорогой подарок – тут и духи, и драгоценности. А флакон для одеколона «Север» в виде айсберга и фигурки белого медведя на колпачке, разработал сам Казимир Малевич. И этот дизайн оставался неизменным 80 лет! Впрочем, для гораздо менее состоятельной публики массово делались простейшие флаконы. Пусть они были менее изысканы, за то – по карману.

Придворный парфюмер: как московский мыловар Генрих Брокар построил свою косметическую империю, чье наследие живо до сих пор  фото

Производство росло, номенклатура парфюмерной (и не только) продукции увеличивалась. Из важных, отметим появление в 1889 году мужского одеколона под названием «Тройной», который переживет не только Брокара и его наследников, а даже Советский Союз. Оборот «Торгового дома Брокар и Ко» к 1900 году достиг впечатляющей в те годы суммы – 2,5 миллионов рублей в год, что на современные деньги можно грубо перевести в 2 миллиарда.

Но 16 декабря 1900 года Генрих Афанасьевич Брокар умирает во французских Каннах, куда отправился на лечение. Управление парфюмерной империей переходит к его жене Шарлотте и сыновьям. Они продолжают успех, выпустив в 1913 году, к 300-летию царствующего дома Романовых, суперпопулярные духи: «Любимый букет императрицы», который был вручен матери Николая II, императрице Марии Федоровне. После этого фирма Брокара получила высший из возможных титулов – поставщика двора Его Императорского Величества. То есть их продукция теперь официально и навсегда будет закупаться императорским двором. Но тут грянула Первая мировая война, а затем – Революция 1917 года.

Придворный парфюмер: как московский мыловар Генрих Брокар построил свою косметическую империю, чье наследие живо до сих пор  фото

Фабрику Брокара национализировали. Сначала она получит название Замоскворецкий парфюмерно-мыловарный комбинат № 5, но в 1922 году ей дадут название, с которым оно будет существовать до сих пор – «Новая Заря». Одеколоны «Тройной» и «Цветочный» продолжат выпускаться, а «Любимый букет императрицы» сменит свое название и станет знаменитой уже на весь СССР «Красной Москвой». Наступит совсем другая эпоха. Но наследие Генриха Афанасьевича Брокара будет продолжать жить.

Роман Голосов

Читайте также

Фильтр