Преодоление чувства подземности

Преодоление чувства подземности, фото

Станции метро «Тимирязевская», «Петровско-Разумовская» и «Окружная»

Глубина заложения станций метро московского района Тимирязевский превышает 60 метров. Чувство подземности архитекторам удалось преодолеть с помощью разнообразных декоративных средств, а также редчайших каменных пород и минералов.

«Тимирязевская»

Серпуховско-Тимирязевская линия.
Дата открытия:
1 марта 1991 года.
Архитекторы: В. Черёмин, А. Вигдоров, Л. Борзенков.
Скульпторы: П. Шорчев и Л. Шорчева.
Односводчатая, глубокого заложения (63,5 м)

В 1935 году в Московском метрополитене была впервые применена конструкция односводчатой станции — такой стала «Библиотека имени Ленина» Сокольнической ветки. Второй подобный опыт — «Тимирязевская». Две станции отличались глубиной заложения. Платформа Серпуховско-Тимирязевской линии ушла под землю на 63,5 м.

Чем ещё можно украсить станцию, посвящённую русскому естествоиспытателю, доктору ботаники? Конечно, вазой с пышным цветочным букетом и сюжетами о природе в торцах станции. Приношение Клименту Аркадьевичу Тимирязеву, а заодно намёк на процветание страны — флорентийская мозаика, выполненная художниками Петром и Людмилой Шорчевыми.

Интерьер перронного зала дополнен также коваными колоннами, стилизованными под соцветия, и элегантными скамейками. Жёлто-серым мрамором «газган» отделаны стены, несущие односвод, напоминающий гигантский парус. Строгими квадратами тёмного гранита выложен пол бесконечно длинной платформы «Тимирязевской» (282 м).

«Петровско-Разумовская»

Серпуховско-Тимирязевская линия.
Дата открытия:
1 марта 1991 года.
Архитекторы: В. Черёмин, А. Вигдоров, Л. Борзенков.
Скульпторы: П. Шорчев и Л. Шорчева.
Односводчатая, глубокого заложения (63,5 м).

Одна из шести в московском метро кросс-платформенных пересадок: перемещение в одном направлении осуществляется переходом на противоположную платформу. Такова «Петровско-Разумовская», открывшаяся на двух ветках — Серпуховско-Тимирязевской и Люблинско-Дмитровской, на глубине 61 м, но не одновременно, а с промежутком в двадцать пять лет.

В отделке первого, западного зала «Петровско-Разумовской» использовался помимо белого и серого мрамора экзотический камень — датолит-волластонит геденбергитовый скарн. Его необычный рисунок украсил вставки пилонов станции. Применение этого материала в метро предложил геолог, минеролог Владимир Сергеевич Чернавцев.

«Петровско-Разумовская» — настоящий Клондайк для ценителей творчества Зураба Церетели. В глухом торце западного зала на фоне серого мрамора развёрнута изящная скульптурная композиция с отрядом терракотовых ионических и дорических колонн с гипсовыми античными вазонами и даже рогом изобилия на них. Но это ещё не всё. Над эскалатором и под козырьком входного павильона можно лицезреть цветные витражи работы того же мастера в редкой технике эрклёз, выполненные из грубого кускового стекла. Неровные грани колотого стекла дают очень интересную игру света. Жаль, не все пассажиры этого вечно переполненного транспортного узла обращают внимание на такие нюансы, равно как и на редкую отделку балюстрад эскалатора натуральным деревом.

«Окружная»

Люблинско-Дмитровская линия.
Дата открытия:
22 марта 2018 года.
Проектное название: «Юбилейная».
Пилонная, трёхсводчатая, глубокого заложения (65 м).

Запуску этой станции Люблинско-Дмитровской линии препятствовали гидрогеологические условия московских недр, а именно наличие плавуна, вечной беды для метростроевцев. Строительные работы велись буровзрывным способом на глубине 65 метров. Светлый зал со сводчатыми пилонами, одетыми в белый и золотистый мрамор, подвесной ярко освещённый потолок полностью избавляют от чувства подземности. Этим искусством исторически владеют московские метростроители.

В 2021 году «Окружная» стала транспортно-пересадочным узлом, куда были включены одноимённая платформа МЦК, открывшаяся двумя годами ранее, и пригородная станция.

Читайте также

Фильтр