«Я сам по себе мегапозитивный человек. Работаю как батарейка-энерджайзер: поспал 5-6 часов, подзарядился и побежал дальше. Силы мне дает семья жена, дети, – рассказывает Николай. – А если в семье все хорошо, то и настроение хорошее, и это передается коллективу и сразу отражается на работе всего предприятия».
Риск – дело семейное
Мысль о собственном предприятии у него тоже зародилась в семейном кругу – в канун 2009 года Коломеевы, наряжая елку с двухлетним сыном Кириллом, задумались: а почему у нас нет своей, хорошей российской игрушки из стекла? Все украшения тогда завозились в страну в основном из Польши и с Украины. Правда, и свой бизнес им пришлось начинать так же, с дистрибуции, выручив средства на покупку первой партии новогоднего товара с продажи квартиры в Саратове.
«Это был исключительно семейный риск: никто тогда не понимал, как пойдет в регионы елочная игрушка. Рассчитывали сначала реализовать небольшую машину, выручив шесть миллионов рублей, а продали целую фуру на 30 миллионов, – вспоминает Коломеев. – Но мы сразу вышли на крупный ритейл, к нам проявили интерес федеральные сети».
Секрет успеха еще и в том, что Николай Коломеев – прирожденный продажник, за плечами которого и торгово-экономический техникум в родном Брянске, и Российский государственный торгово-экономический университет в Москве.
«Наверное, это все от бабушки по линии отца – она была заядлым продавцом. И я с 13 лет уже торговал: пакетами, лимонадом, пестицидами, отравой для тараканов и колорадских жуков, – вспоминает Николай. – Впахивал каждое лето, зарабатывая по тем временам суммы, которых хватило бы на подержанную иномарку».
С не меньшим, чем в детстве, энтузиазмом он принялся развивать торговлю елочной игрушкой, нарабатывая огромную клиентскую базу в ту пору, когда далеко не у всех еще была сотовая связь, не говоря уже о доступе в интернет, – номера городских телефонов своих региональных партнеров Николай помнил наизусть. А главное, почти все они до сих пор работают с его фабрикой.
«С ними мы прошли через многое: как-то транспортная компания загрузила в вагон холодильники поверх нашей игрушки, и в Благовещенск партия пришла битой, но я возместил убытки. А в Норильск однажды заказ приехал только в апреле: его просто потеряли в дороге. Подобных историй много, но в каждом случае я старался поддерживать партнера, а если надо, шел навстречу, предоставляя отсрочки по платежам, – говорит Коломеев. – И сегодня мы для клиентов – идеальный сервис с идеальным качеством: выполнение заказов – наш приоритет. У нас четкие поставки – в свое время сеть Metro научила нас работать поминутно, и мы досконально знаем, кому и в каком виде поставлять товар, на какой европалете и какой высоты, сколько слоев пленки должно быть в обмотке. Здесь у нас богатый опыт».
От сбыта к производству
Сегодня у фабрик «Коломеев» контракты с крупнейшими федеральными сетями Metro, «О’Кей», «Лента», Х5 и «Лемана ПРО» (экс-«Леруа Мерлен») и оптовые партнеры от Калининграда до Владивостока. Работает она и с основными маркетплейсами, поставляет свою продукцию в Казахстан и Белоруссию. А в последние два года начала активно развивать корпоративное направление – принимает заказы на выпуск брендированной продукции от 500 штук до 50 тысяч. Такие фирменные шары выпускаются, например, для резиденции Деда Мороза в Великом Устюге и для его же московской усадьбы. Игрушки «Коломеев» украшают новогодние гостиные телестудий НТВ, ТНТ, СТС. Большие партии с собственным логотипом заказывает сеть магазинов «Суши Wok». В общем, сам Николай Коломеев изначально и во многом интуитивно сделал то, что только сейчас входит во все учебники по маркетингу: найдите рынок сбыта и только потом приступайте к производству.
Собственную производственную площадку Коломеев начал строить в 2014-м. В Москве подходящих мест не оставалось, поэтому базой стало небольшое предприятие по выпуску новогодних костюмов в Новозыбкове. Первый цех возводили так, как Николай и Ирина себе его представляли, просто нарисовав на бумаге. И только построив, выяснили, что этого мало. Не менее сложная ситуация сложилась в период коронавирусной пандемии, да так, что даже возник вопрос о закрытии компании. Но – выстояли, и выстояли во многом благодаря харизме и энергии ее основателя. Более того, именно опыт ковида помог бренду «Коломеев» вырасти почти вдвое.
«Мы во всем шли методом проб и ошибок: некому было подсказать, как правильно, а многие еще и пальцем крутили у виска в ответ на наши запросы. Например, когда нам потребовалась тампопечатная машина по собственному эскизу, то немецкие инженеры ответили, что такая в принципе невозможна. А наши умельцы собрали нужный агрегат, и теперь мы со своим уникальным оборудованием в тампопечатном производстве шагнули далеко вперед – аналогов в мире ему пока еще нет: такого размера и такого качества рисунок можем наносить только мы», – отмечает Николай Коломееев.
Сегодня «Коломеев» – один из крупнейших российских производителей елочных игрушек и украшений из стекла. Пожалуй, в каждой российской семье есть хотя бы одна игрушка этого бренда. Собственные мощности позволяют выпускать ежегодно около двух миллионов новогодних игрушек.
«Мы начинали с одного барабана для окунания шаров на 100 посадочных мест, а сейчас – на 250, и таких барабанов у нас восемь. Многие технологии восстанавливаем по советским книгам – одна, например, 1944 года издания, – рассказывает Коломеев. – При этом мы практически вышли на полное импортозамещение: стекло у нас российское, что особенно радует, решили вопросы с металлическими частями – медальоном и колпачком, и по металлизации шаров мы полностью ушли от импортных компонентов, работаем с подмосковным стеклозеркальным заводом. И в ближайший год точно решим вопрос с присыпками и лаком – в этом направлении сотрудничаем с различными лабораториями и даже планируем создать свою: думаю, необходимый нам объем в 20-30 тонн мы уже в состоянии произвести сами, да и лучше нас никто это не сделает».
Помимо площадки в Новозыбкове, сегодня у компании есть филиал в Клинцах и два цеха-мастерские по авторской росписи игрушки в Брянске и Калуге. А также шоурум в столице и склад в Подмосковье.
Главная ценность компании
В общей сложности в штате компании сегодня свыше 150 человек, среди которых опытные мастера-стеклодувы, художники-оформители, дизайнеры, контролеры качества, сборщики, упаковщики и квалифицированные менеджеры. Также у фабрики «Коломеев» собственные юридическая служба и бухгалтерия, эйчары, отделы продаж и закупок.
«Для нас сотрудники – главная ценность компании. Мы одобряем и приветствуем любые инициативы, и благодаря этому компания живет и развивается, несмотря на все кризисы, – отмечает Николай. – Наша кадровая политика проста: человек должен приходить на работу с хорошим настроением – для нас очень важна атмосфера в коллективе, а он у нас дружный и в головной компании, и в филиалах».
Такая атмосфера дорогого стоит – у Коломеева многие работают с момента основания компании, некоторые сотрудницы уже по два-три раза сходили в декрет. Для штатных работников предусмотрены льготы и премии. Здесь много внимания уделяется и сплочению команды, и ее обучению – проводится множество различных тренингов и корпоративных праздников.
«Мы не разделяем команду – у нас все равны, будь ты офисный сотрудник или работник склада. У нас нет дистанции между генеральным директором и простым работником, и никто не боится озвучить мне любую проблему, и, если есть проблема, мы ее решаем. Мы делаем все, чтобы быть на шаг впереди рынка, так что наш слоган «Опережаем Деда Мороза» имеет у нас довольно широкий смысл, – отмечает руководитель. – Мы даем возможность развиваться всем своим сотрудникам – мы очень лояльные, и у нас минимум бюрократии: не ставим жесткие рамки человеку на удаленке, и при необходимости отправим на курсы повышения квалификации любого».
Стоит добавить, что не только на курсы – по настоянию своего босса все сотрудники, по каким-либо причинам не окончившие вуз, получили высшее образование хотя бы заочно. Более того, у большинства уже есть водительские права: «Десять лет назад, когда я отправлял кого-нибудь на курсы вождения, все смеялись, как над моей причудой, а теперь благодарят», – отмечает Николай.
«Тем не менее с кадрами сегодня тяжело, – признает основатель компании, – Например, в Новозыбкове мы планируем снимать корпоративное жилье, чтобы приглашать людей из других регионов. А в Брянске на площадке вместимостью 30 человек работают 17 художников, поэтому берем сезонных работников – к нам приходят и студенты, и школьники. И постоянно обращаемся в профильные колледжи и лицеи – мы готовы трудоустраивать и дополнительно обучать молодые кадры.
Новые силы нужны Коломееву для развития: производственная площадка в Новозыбкове уже требует масштабирования, и сейчас речь идет о покупке нового помещения. Ведь и товарное предложение фабрики постоянно расширяется: сегодня она выпускает 10 тысяч наименований, но ежегодно ассортимент только шаров обновляется в среднем на 70 процентов. А еще каждый год появляется 30-50 новых формовых игрушек – коллекции здесь не повторяются.
«В этом году мы выпускаем игрушки в виде Кремля и герба столицы – получили на это соответствующее разрешение в департаменте Правительства Москвы. А в прошлом году сделали по лицензии стеклянного Чебурашку из одноименного фильма – он произвел фурор и побил все рекорды продаж. – рассказывает Николай Коломееев. – Мы, пожалуй, единственная фабрика, которая соблюдает авторские права и получает лицензии на все изделия – у нас заключен договор с «СТС Медиа» на выпуск героев мультсериала «Три кота», у «Союзмультфильма» получил лицензию на использование «Ну, погоди» и «Простоквашино». Также в этом году заключили контракт с «Мосфильмом», и к столетию студии у нас появятся шары с кадрами из кинофильмов «Бриллиантовая рука», «Белое солнце пустыни», «Девчата» и многих других».
От чистого сердца
А среди глобальных планов Коломеева – проект интерактивного музея елочной игрушки. В перспективе он станет и крупным туристическим хабом, и центром притяжения молодежи – здесь будут проводится мастер-классы, оборудуют комнаты коворкинга и зоны отдыха.
«Мы никак не можем найти для такого музея подходящий участок – обратились уже за помощью в Правительство Московской области. Причем не просим на это денег или грантов – тут мы рассчитываем только на свои силы», – заявляет Николай.
Как только появится площадка, начнется строительство – проект музея давно готов, и даже составлена программа его работы. В частности, предусмотрен большой спектр социальных программ, включая льготы многодетным, пенсионерам, детям с ограниченными возможностями здоровья.
Но и не дожидаясь запуска своего проекта, «Коломеев» по мере возможности участвует во многих социальных программах. Например, проводит бесплатные экскурсии по шоуруму для всех желающих в рамках программы «День без турникетов», организует мастер-классы для детей с родителями. К тому же фабрика немалую часть своего бюджета направляет на благотворительность – с ее помощью в детских поликлиниках открываются «Добрые комнаты», которые помогают маленьким пациентам легче переносить стрессовую ситуацию и разлуку с домом. Также сотрудники «Коломеева» готовят подарки детишкам, находящимся на длительном лечении.
«Это важно для нас, и эту часть своей деятельности мы не пиарим, а делаем от чистого сердца, – признается генеральный директор фабрики. – Я и сам больше отдаю, чем принимаю: люблю людей и люблю им помогать. Может, я в прошлой жизни много грешил или что-то не то сделал, раз сейчас пытаюсь все это наверстать? Но, наверное, поэтому и люди тянутся к нам, мечтают у нас работать».
О чем при этом мечтает сам основатель компании? «Хочу, чтобы «Коломеев» стал супербрендом, известным на всю страну», – отвечает он.