
директор школы № 1571
15 декабря стартует запись в первые классы. На «прямой линии», прошедшей в редакции, эксперты Департамента образования ответили на важные вопросы родителей о процедуре зачисления детей в школу. Уже с 1 декабря все дошколята московских школ могут быть переведены в первый класс по заявлению родителей, а с 15 декабря стартует общая запись в первые классы.
С читателями общались педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы Анастасия Кузнецова и директор школы № 1571 Марина Варгамян

педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
После уроков
— Правда ли, что сейчас отменили бесплатную «продленку»?
М.В. В каждой школе своя система загруженности во второй половине дня. Это и различные кружки, и классическая «продленка», функции которой – присмотр и уход за детьми. Т.е., фактически, у продленки те же функции, что и у дошкольной группы. Вам важно вместе с педагогом определиться, что для вас важнее – присмотр и нахождение ребенка под наблюдением, пока вы на работе, или развитие. Ведь начальная школа – это школа успеха. Продолжительность работы группы продленного дня, платная она или бесплатная, и размер оплаты – это определяет Управляющий совет, который есть в каждой школе. В нашей школе «продленка» есть.
Проблемы с речью
— Ребенок посещает в саду логопедическую группу. Педагог, курирующий группу, говорит, что не уверен, что мы сможем продолжить занятия в школе. Что есть негласная установка – сокращать такие ставки за «невостребованностью».
М.В. Такой «директивы» нет. Финансирование на учителей-логопедов выделяется. Иногда бывает, что в школе нет такого педагога. В таком случае надо принести заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии о том, что ребенку необходимы занятия с логопедом. И тогда администрация школы должна ученику такие занятия обеспечить.
Схема такая: записываетесь на портале mos.ru на ЦПМПК, получаете заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, приходите к директору, пишете заявление. Директор, получив Ваше заявление, должен обеспечить ребенка логопедической помощью – как на уровне дошкольного образования, так и на уровне общего образования. Даже если это единичный случай в школе! Но это сейчас массовая проблема. Если нет штатной единицы логопеда, то директор может заключить договор с Психологическим центром, и специалист будет приходить к Вашему ребенку.
Важно:
Количество детей в классе регулируется санитарными нормами. Предельная наполняемость каждого класса зависит от размера помещения, где занимаются дети. В какой‑то школе это 25 человек,
в какой‑то 28.
— Есть какой-то документальный срок на решение такой проблемы?
А.К: Если вы сейчас принесете заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии в школу и напишите заявление, то к 1 сентября директор обязан обеспечить ребенка логопедической помощью. На бесплатной основе.
— Ребенок посещает логопедический сад. Основные проблемы скорректировали. Надо ли продолжать занятия, и есть ли в штате школы логопеды?
А .К. Заниматься, безусловно, надо и наблюдать, чтобы не было регресса. Надо обязательно выяснить, нет ли у заикания нейрофизиологических проблем. Логопедические проблемы сказываются на всем – и на чтении, и на письме, и на общем освоении материала. Если нарушено фонетическое восприятие, то ребенок затрудняется в смысловом освоении текста.
Ребенок может замкнуться. Нельзя допустить, чтобы у него сформировался комплекс неуспеха. Если начальная школа – это фундамент позитива и дальнейшего успеха, то ребенок выйдет в среднюю школу с установкой – я могу, умею, у меня многое получается.
М.В. Логопед не работает с ребенком тет-а-тет. Результата вы достигнете только в ходе командной работы. Работайте дома дополнительно, повторяйте с ребенком те упражнения, что делал он с логопедом
Всегда под присмотром
— У нас домашний ребенок, в садик не ходил. Опасаемся за его социализацию и безопасность. Хотим купить смарт-часы – с геолокацией и функцией прослушивания. Но до сих пор не поняли, можно ли носить такие часы в школу и дистанционно контролировать ситуацию в классе. Ведь не во всех спортсекциях разрешают наблюдать за занятиями.
М.В. По Федеральному закону №273 «Об образовании в Российской Федерации» ответственность за безопасность ребенка в школе несут педагоги. Но многие родители придерживаются принципа «доверяй, но проверяй». Сейчас в столице развивается проект «Московская электронная школа» — он охватывает все классы, с 1 по 11 класс. В рамках его реализации можно установить камеры в классах, и у родителей будет возможность в любой момент виртуально «заходить» в класс.
Обсудите такую перспективу на первом собрании. Учтите, что есть ряд процессуальных моментов, которые надо соблюсти – по Федеральному закону № 152 «О персональных данных» на это должны дать согласие все родители. В моей школе такая программа работает.
Сейчас, прямо с мобильного телефона, из редакции, я могу наблюдать и за классами, и за раздевалками, и за пищеблоком. У родителей доступ к камерам, установленным в их классе. Отмечу, что не все родители согласились на подключение: кто-то в связи с особенностями профессиональной деятельности, кто-то из суеверия.
Психология:
В начальной школе важны не титулы учебного заведения, а учитель, который встретит вашего ребенка 1 сентября
на пороге школы.
Муки выбора
— Дочь идет в очень престижную школу. Родительские симпатии массово на стороне конкретного педагога. Могут ли отказать в зачислении в класс к этому учителю?
М.В. Администрация школы учитывает пожелания родителей по распределению детей, но в разумных пределах. При подаче документов надо указать свои пожелания, но нормативных правовых актов, гарантирующих распределение ребенка к конкретному педагогу, нет. Количество детей в классе регулируется санитарными нормами.
Предельная наполняемость каждого класса зависит от размера помещения, где занимаются дети. В какой-то школе — это 25 человек, в какой-то — 28. Как директор и как мама, я рекомендую предварительно на Дне открытых дверей познакомиться с максимальным числом педагогов, поговорить с психологом.
Например, у ребенка может быть отлично развита зрительная память, а педагог, которому вы симпатизируете, не так активно использует материалы, направленные на развитие зрительной памяти, предпочитает аудиоматериалы.
А.К. В Москве практикуется система преемственности между дошкольным образованием и начальной школой. В ее рамках действует масса программ, в том числе и предусматривающих взаимодействие дошколят и педагогов начальной школы. Часто дети сами выбирают себе педагога сердцем. Послушайте отзывы ребенка после таких встреч.
— Девочка заикается и нам намекнули, что в сильный класс мы можем не попасть. Законно ли это?
М.В. Градации на «сильных» и «слабых» по действующему законодательству не существует. Сейчас в некоторых образовательных учреждениях работает пилотный проект «Эффективная начальная школа»: дошкольники, занимающиеся по этой программе, сильнее и активнее, чем их сверстники. Таких детей стараются собрать в один класс – но только ради того, чтобы не тормозить их стремление к учебе и чтобы у детей, не занимавшихся по этой программе, не выработался на их фоне комплекс неполноценности. Заикание на зачисление в такой класс не влияет. Смотрите по потребностям ребенка.
А.К: Все педагоги работают по Федеральным государственным образовательным стандартам. Может отличаться методология и степень вовлечения родителей в учебный процесс, но к финалу – выпуску в среднюю школу — у ребят одинаковый набор знаний и умений. Выбирайте класс еще и с учетом этого.
— Какую выбрать программу – «Школу России» или «21 век».
М.В. Я не отдаю предпочтение какой-либо программе. Многие родители тоже отошли от принципа «выбираю программу» — к финалу общий набор знаний, универсальных учебных действий, компетенций одинаковый.
Программы разработаны под единые образовательные стандарты. На мой взгляд, приоритетнее выбор учителя, а не программы. По моим наблюдениям, «на программу» сейчас ориентируются в основном многодетные семьи – родителям удобнее заниматься по учебникам, которые они держали в руках несколько лет назад со старшими детьми.
Когда идти?
— Ребенку весной этого года будет 6,5. Вижу, что пока не готов, интерес к учебе еще не проснулся. В 2019 году ему будет 7, 5. Если отдам в семь, то, получается, что ему в 11 классе будет 18. Года три назад у коллеги была истерика – директор попросила ее сына не приходить на выпускной, опасались облав военкоматов.
М.В. По закону в армию из школы не забирают. Пусть Вас это не беспокоит. Важно, насколько ребенок мотивирован к походу в школу. Если есть интерес, то пусть не пугает юный возраст. Подумайте, насколько комфортно будет сыну еще раз остаться в подготовительной группе, пройти ее еще раз. Особенно, если дети из группы уйдут в школу.
Если ни вы, ни ребенок от дополнительного года в дошкольной группе не испытываете дискомфорта, то можно и остаться. Армия пусть вас не пугает. По закону учебный год длится до 31 августа, до этого времени выпускника не имеют право призвать на военную службу. Он спокойно сдает экзамены – как выпускные, так и вступительные (если есть необходимость), подает документы в вузы.
Если не поступил на следующую ступень образования, то будет призван осенью. Если нет отсрочек, то ему могут прислать повестку из военкомата. Рассказы про «засаду на выпускном» — это слухи и «страшилки».
Кстати, опыт нашей школы показывает, что выезды на пятидневные сборы, когда дети живут в казармах, очень позитивно влияет на старшеклассников. Многие понимают, что армия – это вполне реальная перспектива. И эта перспектива им не нравится. Тогда они начинают активно учиться, у них повышается успеваемость. Либо они, наоборот, задумываются о получении военной специальности. У меня был даже такой случай, что наш выпускник, поступив на психологический факультет МГУ, принципиально решил сперва отслужить в армии.
— Можем ли мы августе, поняв, что ребенок не готов к школе, отказаться от зачисления? Девочке в марте будет только шесть.
А.К.: У меня с дочкой была аналогичная ситуация. Психологически была готова, но физически еще не доросла. В итоге нашли класс, где ребенок может спать днем.
— Да, у нас есть такой класс.
М. В. До сентября еще много времени, дети за этот период очень сильно меняются. Покажите в середине лета ребенка психологу. Если специалист посчитает, что девочка готова, и у нее самой будет такое желание, рекомендую идти в школу. Важно «не передержать» и поддерживать интерес к школе. Если он будет, то в добрый путь. Но право на отказ от зачисления в августе у вас будет.
Лучшая школа – рядом с домом
— Марина Викторовна, я вот посмотрела – ваша школа 37 в рейтинге. Вашим ученикам сильно повезло. У нас же в округе – самые обычные школы. Более менее престижные и рейтинговые — минимум 40 минут ехать. Как поступить? Боюсь, что «дворовая» школа с ее средними показателями не будет стимулировать интерес к учебе, да и бассейна там нет.
М.В. Я за школу в пешей доступности. Поспать лишние 30-40 минут для младшеклассника – это очень важно. Долгая дорога, пусть и в машине, она очень выматывает. Ребенок устает от мелькания огней. Ведь режим у первоклассников меняется резко: 31 августа дети еще в песочнице, а с 1 сентября у него начинается новая жизнь, в которой очень много однотипных механических действий – письма, чтения. К этому надо адаптироваться.
Если к этому еще добавляется и монотонная дорога в сумерках – это очень осложняет жизнь. Не зря ведь народный опыт говорит, что в начальной школе важны не титулы учебного заведения, а учитель, который встретит вашего ребенка 1 сентября на пороге школы.
Ярчайшие педагоги есть в любой школе. В том числе и среди молодежи. Эти педагоги формируют у детей состояние и ощущение успеха. Я, например, окончила самую обычную школу, во дворе. Наш класс был первым набором у совсем юной учительницы.
А.К: Наивно начальную школу выбирать по рейтингу. Определенные возможности и риски есть в любой школе, вне зависимости от рейтинга. В школе должно быть комфортно. А дальние дороги в какой-то момент приводят ребенка к пониманию, что школа – это усталость.
И нам, психологам, очень часто приходится слышать от совсем маленьких: «я больше не могу». Он устал от дороги, а его состояние апатии и отчаяния переносится на сам учебный процесс. Я, кстати, училась в одной из лучший школ, у нас был «ленинский класс». В рекреации висела картина «Ленин в Шушенском». И вот под этой картиной была « лавочка позора» — я там провела много часов. И пока у меня не сменился учитель, у меня не было вот этого самого ощущения – «я могу!».