Уголок Поднебесного православия, памятник создателю памятников, старые советские и японские игровые автоматы, еще один парящий мост Москвы и ответ на вопрос «Почему нос Сталина не “лечили” после поломки?» — в нашем материале.
Длина маршрута — 5,1 км, или 7,5 тыс. шагов.
Один из первых крупноблочных домов в Москве. Фото: К. Спасский
Начнем прогулку с изучения фасадов (1) здания по адресу: ул. Большая Полянка, д. 4/10. Он возведен в 1940 году по проекту архитекторов Андрея Бурова и Бориса Блохина.
Вместе с домами на нечетной стороне улицы здание составляет комплекс первой очереди блочного сталинского строительства. Архитектура того периода была помпезной, иногда даже чересчур. Стремящееся к индивидуальным проектам домостроение не позволяло решать проблему предоставления жилья широким массам населения даже в столице. Эти дома являются одной из первых «пасхалок» (скрытых подсказок) к будущему типовому панельному строительству, начавшемуся при Хрущеве.
Жилой дом XVIII века. Фото: К. Спасский
Жилой дом XVIII века в 1920-е годы. Фото: Collezhsky / pastvu.com
У Малого Каменного моста находится (2) жилой дом XVIII века, по некоторым данным построенный в 1773 году на основе еще более древнего сооружения. На его примере вы можете увидеть, как «подрос» культурный слой Москвы за 250 лет. Здание как будто выглядывает из земли, а с некоторых ракурсов и вовсе скрывает свой первый этаж за «асфальтным полем» Большой Полянки.
Местонахождение МФК «Негоциант» и Патриарший мост. Фото: К. Спасский
МФК «Негоциант», 2010-е годы. Фото: moskvichmag.ru
Далее пройдем до (3) южной части Патриаршего моста, временно идущей в никуда, будто зарядьевский Парящий. Выполнен он группой, включавшей архитектора Михаила Посохина, художника Зураба Церетели и инженеров А. Колчина и О. Чемеринского.
Проект нового здания на месте МФК «Негоциант». Фото: Архсовет Москвы
Ранее мост утыкался в (4) МФК «Негоциант», внутри объема которого была сооружена лестница к Якиманской набережной и Большой Якиманке, сейчас ее роль выполняют временные сооружения.
Бывший многофункциональный комплекс интересен не своим существованием, а фактом сноса. Спланированный в лужковских 2000-х, он стал одним из примеров воплощения стиля того времени, к которому постепенно прилипает термин «капром» — капиталистический романтизм.
Так и не введенный в полноценное использование, комплекс в 2022 году был выкуплен одной крупной нефтегазохимической компанией для строительства своего офиса. Из-за долгого простоя «Негоциант», к плюсам которого можно отнести только заигрывание с архитектурой модерна, было решено снести.
Патриарший мост при этом не будет частью здания, а аккуратно закруглится.
Новый пешеходный мост. Фото: М. Мишина / mos.ru
Следующей точкой нашего маршрута станет (5) пешеходный мост через Водоотводный канал реки Москвы на остров Балчуг. Открытый в июле 2024 года, он стал долгожданной комфортной перемычкой между двумя набережными, не заставляющей вас подниматься по целому вороху лестниц.
Мост настолько сильно был необходим, что открыли его аж на полгода раньше контрактного срока. С заботой о горожанах велось и само строительство. Пролетное строение массой 235 тонн собрали в Подмосковье и за восемь часов доставили на барже к месту монтажа, без необходимости перекрывать улицы.
Территория храма Николая Чудотворца в Голутвине. Фото: К. Спасский
(6) Церковь Николая Чудотворца в Голутвине с 2011 года стала одной из самых необычных в Москве. Довольно типичный по архитектуре храм конца XVII века с «правками» XVIII и XIX веков стал Патриаршим подворьем Китайской православной церкви. Здесь регулярно совершаются богослужения на китайском языке китайскими же церковнослужителями. Даже мелодии для песнопений подбирают традиционные для Поднебесной.
Китайская светлица. Фото: К. Спасский
На территории храмового комплекса вы также можете увидеть (7) китайскую светлицу, переносящую вас куда-то ближе к Гуанчжоу или хотя бы Харбину.
Дом Третьяковых. Фото: К. Спасский
Соседствует с церковью (8) Дом-музей московских коллекционеров Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Здесь вы можете узнать об истории основанной братьями Третьяковской галереи на фоне истории коллекционирования искусства в XIX веке.
1-й Голутвинский переулок, 1979 год. Фото: Pirogov / pastvu.com
Дом, в котором родились эти два представителя семьи Третьяковых и прилегающая территория с беседкой, представляют собой типичную московскую купеческую усадьбу для людей среднего достатка эпохи становления предпринимательства в России в XIX веке.
Бабьегородский колхозный рынок, находившийся на месте современного «Музеона», 1932 год. Фото: Aznazn / pastvu.com
Непосредственно с территории усадьбы выходим в (9) парк искусств «Музеон», появившийся на карте Москвы в «девяностых». Это крупнейший в России музей скульптуры под открытым небом. В его коллекции представлены монументы коммунистических вождей, памятники эпохи соцреализма, бюсты Героев Социалистического Труда, а также работы скульпторов-авангардистов.
Долгое время на месте «Музеоне» была хаотичная застройка, которую в 1970 году организованно снесли при строительстве нового корпуса «Третьяковки». Спустя 21 год образовавшийся вокруг пустырь очень пригодился при появившейся моде на демонтаж памятников советской эпохи — здесь образовался «склад» для таких монументов. Некоторые из них при этом получали вмятины и сколы, что создателями «Музеона» никак не исправлялось, они посчитали это памятником эпохе на памятнике другой эпохи.
Парк искусств «Музеон». Фото: К. Спасский
В 1992 году «склад» было решено превратить в музей, коллекцию которого дополнили произведения Олега Комова, Иосифа Чайкова, Владимира Буйначева, Дмитрия Тугаринова, Алексея Григорьева, Олега Уварова, Михаила Дронова, Галины Глызиной, Ольги Карелиц, Евгения Чубарова, Александра Рукавишникова и других авторов.
Изучать работы в парке можно бесконечно, поэтому рекомендуем как минимум включить при прогулке по нему аудиогид от Московского спорта.
В этом материале мы остановимся отдельно на трех монументах:
Памятник Дзержинскому. Фото: К. Спасский
Памятник Дзержинскому, наверное, самый известный из всех представленных. С 1958 года «железный Феликс» находился на Лубянской площади, пока 22 августа 1991 года после провала Государственного комитета по чрезвычайному положению памятник весом 11 тонн не свергли с постамента, вывезли с площади и бросили рядом с Центральным домом художника.
Памятник Сталину, 2018 год. Фото: Эдуард Фомченко / yandex.ru/maps
Памятник Иосифу Сталину выполнен из розового гранита по проекту скульптора Сергея Меркурова. Это уменьшенная копия памятника, который был установлен на канале имени Москвы в районе Дубны. Ее представляли в экспозиции СССР на Всемирной выставке 1939 в Нью-Йорке, после которой его установили в нынешнем Измайловском парке. При демонтаже памятник лишился носа, что было решено уже не менять — еще один памятник эпохе на памятнике другой эпохи.
Памятник «СССР — оплот мира». Фото: К. Спасский
Стелла и герб «СССР — оплот мира» была установлена на пересечении Ленинского проспекта и улицы Кравченко в Москве, откуда также был демонтирована в 1991 году в связи с потерей актуальности слогана.
Летний кинотеатр «Пионер». Фото: К. Спасский
В «Музеоне» также находится (10) летний кинотеатр «Пионер», ставший третьим таким сооружением с идентичным названием в Москве. Ранее на его месте находился театр, после реконструкции 2019 года получивший приставку «кино».
Вернисаж. Фото: russpass.ru
На Крымской набережной находится (11) один из самых протяженных в Европе вернисажей под открытым небом. Вы можете просто рассматривать картины или приобрести любую понравившуюся. Интереснее всего здесь в теплые летние выходные деньки.
«Новая Третьяковка». Фото: К. Спасский
(12) Огромный корпус «Новой Третьяковки» создавался для постоянной экспозиции русского искусства ХХ века. Это наиболее полная коллекция того периода во всем его многообразии — авангарде, социалистическом реализме, искусстве «сурового стиля» и «андеграунда», новейших течений.
Вилла Савой. Фото: fondationlecorbusier.fr
Здание построено к 1983 году по проекту архитекторов Юрия Шевердяева и Николая Сукояна в стиле советского модернизма на фундаменте, подготовленном до Великой Отечественной войны для главного здания Президиума Академии наук СССР. Многие знатоки архитектуры сравнивают этот корпус «Третьяковки» с виллой Савой одного из отцов модернизма Ле Корбюзье. Форма и функциональность в нем важнее декора, а зачастую и вовсе им и является.
В 2025 году «Новая Третьяковка» на Крымском Валу закроется на реконструкцию. Планируется изменение фасадов и легкая перепланировка внутри,
В помещениях эстакады Крымского моста можете обнаружить (13) частный Музей Пинбола GoPinball, в котором представлена экспозиция из 70 игровых автоматов типа пинбола и аркад разного времени. В нем вы погрузитесь в атмосферу периодов создания «Новой Третьяковки» и «Музеона» — 1980-х и -90-х годов.
Московская центральная художественная школа при Российской академии художеств и памятник Николаю Томскому. Фото: К. Спасский
Завершим прогулку у модернистского здания (14) Московской центральной художественной школы при Российской академии художеств. На фасаде выбит девиз образовательного учреждения: «Рисунок. Живопись. Скульптура. Архитектура. Воспитание».
Созданная в 1939 году как Московская средняя художественная школа (МСХШ), она предназначалась для одаренных в изобразительном искусстве граждан. Долгое время обитала напротив Третьяковской галереи, где сейчас находятся факультеты Суриковского института. Современный комплекс зданий школы был построен в 1980-х годах по проекту архитектора Всеволода Тальковского.
Перед лицеем с 2000 года находится (15) памятник скульптору Николаю Томскому, который сам был создателем множества памятников. Он был мастером монументальной пластики советского периода и автором обширной скульптурной ленинианы, до сих пор окутывающей нашу страну.
При такой производительности, один из его памятников наверняка мог оказаться в «Музеоне». Чтобы проверить это утверждение — возвращайтесь в парк или, если знаете ответ, отправляйтесь домой через любой из входов на станцию метро с не менее монументальным советским названием — «Октябрьская».
Кирилл Спасский