«Проклятый дом», московский девелопер XIX века, камерный литературный салон 1990-х годов, первые выступления Леонида Утесова в Москве и предмет восхищения легендарного архитектора Ле Корбузье — в нашем материале.
Длина маршрута — 3,3 км, или 5 тыс. шагов.
Первым объектом на нашем пути станет (1) здание Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН 1925–1929 годов постройки.
Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН, 1936 год. Фото: wikipedia.org
Это один из первых советских примеров набирающего популярность конструктивизма. Был реализован по проекту одного из братьев Весниных — Виктора Александровича — классика авангардного и неоклассического направлений в архитектуре. Как и подобает стилю, при проектировании здания учитывались в первую очередь требования функционального процесса взаимосвязи отдельных помещений и движения посетителей.
Посетивший в этот период Москву французский архитектор Ле Корбюзье, пионер функционализма, писал: «Я снова рассматриваю Ваши (Веснина) проекты и бесконечно восхищаюсь вкусом, с которым Вы их выполнили».
С 1930 года здесь работает Рудно-петрографический музей ИГЕМ РАН — единственный в России специализированный петрографический музей, располагающий систематической коллекцией всех видов магматических горных пород. Некоторые его экспонаты могут быть интересны и далеким от темы посетителям. Например, семисторонний базальтовый «столб» — дар короля Великобритании Георга III, вывезенный в конце XVIII века из местности под названием «Дорога гигантов» в Северной Ирландии.
Далее возвращаемся на Большую Полянку и проходим до (2) храма Успения Богородицы в Казачьей слободе. Архитектура церкви представляет собой тип восьмерик на четверике, выполненный в стиле московского барокко.
Храм Успения Богородицы в Казачьей слободе, начало 1930-х годов. Фото: Smotri / pastvu.com
Храм Успения Богородицы в Казачьей слободе. Фото: К. Спасский
История храма достаточно типична для находящихся в центре Москвы — смена деревянной церкви на каменную во второй половине XVII века. Многочисленные «правки», пристройки и реконструкции в последующие 200 с лишним лет, после которых наступает забвение и использование под иные цели уже в период СССР. Небольшие отличия есть в том, что реставрация прошла еще в 1970-х и 1980-х годах. В 1990-х храм был возвращен Русской православной церкви.
По соседству находится сквер, который в 2016 году был назван в честь скончавшегося тогда Ислама Каримова — первого президента Республики Узбекистан. Место выбрано из-за расположения рядом с посольством, консульским отделом и гостевым домом этой страны.
В 2018 году в сквере был установлен (3) памятник Каримову, бронзовая фигура которого в полный рост стоит на фоне архитектурного ансамбля исторической площади Регистан в Самарканде. Автором работы выступил британский скульптор Пол Дэй.
Памятник Исламу Каримову. Фото: К. Спасский
Существуют дома, загадочный и трагический флер которых во многом создается искусственно за счет мифов и легенд. Переходя из уст в уста, слухи со временем все больше превращаются в настоящую историю, но тем не менее остаются вымыслом.
(4) Особняк с адресом Большая Полянка, 45 — один из таких. Невнимательные экскурсоводы могут рассказать вам, что архитектор этого дома повесился в нем, а заказчик потерял дочь и внука. На самом деле это лишь краткое изложение рассказа Викентия Вересаева «Проклятый дом»:
«На одной из больших улиц Замоскворечья стоит вычурно-красивый, угрюмо-пестрый дом. Вот что рассказывают про этот дом. Его выстроил для себя один богатый сибирский золотопромышленник. Заказал архитектору проект, одобрил, заключили договор. В договор промышленник ввел огромную неустойку, если работа не будет закончена к условленному сроку. Все время при стройке придирался, тормозил, заставлял снова и снова переделывать. Архитектор увидел, что попал в когти дьявола, что к сроку заказа не кончит; уплатить же неустойки он не имел возможности. И повесился в этом самом доме, который построил.
Особняк Новиковых. Фото: К. Спасский
Хозяин поселился в доме с девушкой-дочерью. Она влюбилась в певца итальянской оперы. Отец, конечно, запретил ей и думать о подобном замужестве. Она убежала с итальянцем за границу. Отец остался жить один в огромном доме. Сильно злобился на дочь, но очень по ней тосковал. Тоска победила. Поехал за границу отыскивать дочь. Отыскал ее, брошенную итальянцем, в нужде, беременную.
Внутренний дворик особняка Новиковых, конец 1930-х годов. Фото: Seakonst / pastvu.com
Привез обратно. И тут победила злоба. Он замуровал дочь в светелке над вторым этажом. Дверь наглухо заделал кирпичами, оставил только маленькое окошечко; в него ей подавали еду и питье. Подкупленная прислуга молчала.
Пришло время ей родить. Ее крики и стоны разносились по всему дому. Отец запретил оказывать ей какую-либо помощь, сидел у себя в кабинете и три дня слушал, как по гулким комнатам обоих этажей носились ее стоны и вопли. В ночь на четвертый день все стихло. В светелке нашли мертвую мать и мертвого младенца.
А для отца дом продолжал оставаться полным стонов и криков. Он не спал по ночам и все время расхаживал в халате по ярко освещенным комнатам особняка. Наконец, не выдержал и уехал куда-то за границу. Дом до самой революции стоял пустым».
В первоначальном виде был построен в 1907 году совладельцем бумажно-прядильной фирмы, купцом Василием Новиковым. Тот проект архитектора Сергея Гончарова задал общие формы, но псевдоготические мотивы особняк приобрел в период владения мещанкой Клавдией Свешниковой в 1915–1917 годах. Автором реконструкции выступил Сергей Воскресенский. Если проверить годы жизни владельцев и архитекторов, станет понятно, что рассказ не основан на реальных событиях.
С 1918 года более 100 лет особняк «служит» детям — в качестве Центрального дома творчества, Дома пионеров и Дома детского творчества в зависимости от исторического периода. Одним из местных выпускников стал выдающийся советский скульптор Михаил Аникушин.
Сейчас в этих стенах находится Культурно-образовательный центр для музыкально одаренных детей артиста с мировым именем, выдающегося альтиста, дирижера и педагога Юрия Башмета.
Далее пройдем до не менее загадочного (5) дома с адресом 1-й Казачий переулок 8, строение 1 — также известный как бывший камерный литературный салон «19 октября» Марка Фрейдкина, работавший в 1990-х годах.
Сейчас бревенчатое здание 1925 года все еще разбито на квартиры и находится в частных руках, периодически появляясь на досках объявлений — как в разделе «Аренда», так и «Продажа».
Забор дома с каждым годом обрастает новыми предметами, которые прикрепляет хозяин одной из квартир.
Городская усадьба Масленниковых-Петуховых, Музей Тропинина, 1979–1980 годы. Фото: Vitalit / pastvu.com
(6) Городская усадьба Масленниковых-Петуховых начала XIX века является уникальной сразу по двум причинам:
Во-первых, это один из редких примеров дошедшей до нашего времени купеческой усадьбы Замоскворечья.
Флигель городской усадьбы Масленниковых-Петуховых, 2015 год. Фото: VasiliyK / wikimapia.org
Во-вторых, она еще и никогда не уходила из частных рук. Домовладение, состоящее из двух зданий — главного дома и флигеля, в раннесоветский период принадлежало ученому-полярнику Николаю Петухову, которому власть оставила в собственность дом в центре Москвы. Крайне редкий случай для тех времен.
Впоследствии ученый подарил городскую усадьбу первому в СССР собирателю живописи Феликсу Вишневскому. Интересно, что он всегда был крайне недоволен, когда его называли коллекционером, о чем публично заявлял:
«Я не коллекционер, я — собиратель!».
Городская усадьба Масленниковых-Петуховых. Фото: К. Спасский
Вишневский в 1969 году основал Музей Василия Тропинина и московских художников его времени, открытый уже в 1971 году в этом особняке. Помимо многочисленных работ Василия Тропинина, в коллекцию музея входят полотна Ивана Айвазовского, Александра Бенуа, Виктора Васнецова, Исаака Левитана, Константина Коровина и Василия Поленова.
Храм Великомученицы Екатерины на Всполье, 1882 год. Фото: 1_9_6_3 / pastvu.com
(7) Храм Великомученицы Екатерины на Всполье ведет свою историю с XVI века, когда он существовал в деревянном обличии. В 1657 году его перестроили в камень, а в 1766-1775 годах по распоряжению императрицы Екатерины II его реконструировал архитектор Карл Бланк. Архитектурный комплекс впоследствии подвергся «правкам», но в целом сохранил характерные черты екатерининского барокко.
Большую часть советского периода использовался под иные функции — как Центральное проектно-конструкторское бюро приборостроения и Всесоюзную художественную мастерскую имени Грабаря.
Храм Великомученицы Екатерины на Всполье. Фото: К. Спасский
В 1992 году храм передали в ведение Русской православной церкви, а спустя два года по решению патриарха Алексия II церковь получила статус представительства Православной церкви в Америке при Московском патриархате.
Мемориальная колокольня. Фото: К. Спасский
Со временем церковь лишилась своей высотной доминанты — колокольни. Она была разобрана в 1930-х годах за ненадобностью на фоне государственной политики борьбы с религией в СССР. Сейчас о ней напоминает (8) мемориальная колокольня.
Учебный корпус Александро-Мариинского училища, 1890 год. Фото: Twill / pastvu.com
Интересна и история появления (9) учебного корпуса Александро-Мариинского училища, построенного в 1872 году по проекту архитектора Александра Каминского.
Бывший учебный корпус Александро-Мариинского училища. Фото: К. Спасский
В 1862 году Александр II посетил Москву, где его в Большом Кремлевском дворце приветствовали представители всех сословий, среди которых был московский городской голова, потомственный почетный гражданин, купец первой гильдии Михаил Королев. Во время встречи император пообещал лично с супругой навестить его, сдержав впоследствии свое обещание. Визит прошел просто и непринужденно, что было воспринято московскими купцами как поворотный момент — знак нового отношения к деловым людям.
Впечатленный Королев пожертвовал деньги на создание в память об этом событии Александро-Мариинского училища с бесплатным обучением, завтраками и лечением для беднейших мальчиков и девочек всех сословий от семи с половиной лет.
В 1918 году училище было преобразовано в школу № 17 им. Николая Бухарина — одного из соратников Владимира Ленина. В доме для преподавателей Бухарин родился и жил с семьей в детстве.
Позже здание занимало Московское педучилище № 1 и педагогический колледж № 1 им. К. Д. Ушинского, сейчас это один из корпусов Высшей школы экономики.
Театр на Малой Ордынке. Фото: К. Спасский
История (10) Театра на Малой Ордынке, ранее известного как Театр Луны, начинается в 1993 году. Созданный актером Сергеем Прохановым, он первоначально находился в Большом Козихинском переулке.
С 2004 года театр занимает бывший дом товарищества Учительского института и клуб Первой Образцовой типографии им. А. А. Жданова, построенный в 1912 году по проекту архитектора Ивана Кондакова в стиле модерн.
В дополнение к основной деятельности театра в 2004 году был открыт Детский театральный центр «Маленькая Луна».
Доходный дом А. А. Дурилина. Фото: К. Спасский
Еще один готический, а точнее, псевдоготический, объект сегодняшнего маршрута — (11) доходный дом А. А. Дурилина, построенный в 1911 по проекту Владимира Шервуда-младшего. Здание сочетает элементы оригинальной европейской готики, византийской архитектуры и московского барокко.
Картина «Малая Ордынка», 1978. Автор: В. Дементьев
Дом можно найти на картине «Малая Ордынка» (1978) известного художника-пейзажиста Вадима Дементьева.
Усадьба фон Рекк. Фото: К. Спасский
Одна из главных архитектурных жемчужин Замоскворечья — (12) особняк усадьбы фон Рекк авторства еще одного представителя творческой династии Шервудов, Сергея Владимировича. Построен в 1897 году в заметно эклектичном стиле.
Для реализации этого проекта московский купец Яков Рекк выкупил в 1897 году «долгострой» для собственного Московского торгово-строительного акционерного общества — девелопера своего времени. Оно занималось возведением и достройкой зданий с целью дальнейшей перепродажи. Сергей Шервуд как раз возглавлял архитектурное бюро общества.
Во многом такая выразительная и бойкая архитектура получилась из-за отсутствия на этапе проектирования заказчика, который бы планировал жить в этом доме и посему влиял на строительный процесс.
Благодаря двум фигурам львов центрального фасада, здание также носит неофициальное название «Дом со львами».
В советские годы многие здания вокруг снесли, однако данный особняк сумел спастись, вероятно, благодаря тому, что в 1918 году здесь выступал Ленин.
С момента Октябрьской революции здание занимают различные ведомства и государственные организации.
Большая Ордынка, дом 69, начало 1930-х годов. Фото: Rothast / pastvu.com
Завершим прогулку у (13) здания, которое ныне занимает филиал Малого театра, построенного в 1867 году как двухэтажный каменный дом купцов Макаровых. Уже в 1913 году его арендовал грек Фаврикодорос, перестроивший его под кинотеатр «Кино-Палас» на тысячу зрителей.
Спустя год здание кинотеатра вновь было видоизменено под театр, в него въехала труппа антрепренера и актера Петра Струйского. С сезона 1915-1916 года он был преобразован в Театр миниатюр.
В 1917 году впервые приехавший в Москву Леонид Утесов выступал здесь, о чем позже вспоминал:
«Зал заполняли мелкие купцы, мещане, ремесленники и рабочие. Легкость и бравурность одесского купца, одесского ремесленника и рабочего были им совершенно непонятны и даже чужды. Меня принимали явно с холодком. То, что всегда вызывало веселое оживление или смех, здесь не находило отклика, и я неожиданно для себя наталкивался на равнодушную тишину».
Октябрьскую революцию театр пережил и был национализирован, продолжив работу под вывеской «Районный театр Замоскворецкого совета» под руководством все того же Струйского.
Филиал Малого театра. Фото: К. Спасский
Филиалом Малого театра он стал в еще военном 1944 году, поэтому символично, что премьерой стала пьеса «Инженер Сергеев» — о первых днях Великой Отечественной войны.
В дальнейшем сцена стала экспериментальной площадкой для молодых театральных коллективов Малого театра, а Большая Ордынка, скажем так, — подмостком Театрального проезда.
Конечно же, исключительно в театральной жизни.
Кирилл Спасский