Эту песню любят миллионы. Написал её Михаил Матусовский, и всё благодаря очарованию троицких мест — они вдохновили поэта.
Не слышны в саду даже шорохи,
Всё здесь замерло до утра.
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера.
Речка движется и не движется,
Вся из лунного серебра.
Песня слышится и не слышится
В эти тихие вечера.
Так начинается песня, что покорила советскую публику. По одной из легенд (а их вокруг таких творений всегда немало), Михаил Львович Матусовский посвятил эти стихи вечерам Троицка и реке Десне. Именно в окрестностях города поэт в 1950-е годы сочинил текст песни «Подмосковные вечера» на музыку Василия Соловьёва-Седого.
Первым «Подмосковные вечера» исполнил солист Большого театра Евгений Кибкало, но песню мало кто оценил. На худсовете её посчитали заунылой, и зелёный свет на продвижение композиции дали с трудом, и то «из уважения к таланту» именитого композитора. Да и сам композитор Соловьёв-Седой сначала был так недоволен своей мелодией, что грозился отправить ноты «в стол».
Казалось, спасти песню может исполнение знаменитым артистом. На эту роль подходил Марк Бернес. Но Бернес предложение спеть отверг. Певец иронизировал над текстом песни и словами «движется и не движется» и «слышится и не слышится». А вот малоизвестному тогда певцу и актёру МХАТа Владимиру Трошину, наоборот, пришлось упрашивать авторов песни дать ему разрешение исполнить и её сделать запись.
Помог случай. Москва в 1956 году готовилась к первой летней Спартакиаде народов СССР. Организаторы решили снять документальный фильм о лёгкой атлетике. Для музыкального сопровождения подобрали бодрые и задорные песни, а вот темы для сюжета отдыха спортсменов никак не могли найти. Пока не услышали лирическую песню «Подмосковные вечера» в исполнении Трошина — она подошла идеально. После выхода фильма на экраны песню передали по радио. Мелодию услышали и полюбили миллионы граждан СССР от Камчатки до Балтийска. На радио мешками приходили письма с «просьбами трудящихся» поставить в эфир «Подмосковные вечера».
После исполнения на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве песня зазвучала и за рубежом. В 1958 г. американский пианист Ван Клиберн стал победителем Первого международного конкурса пианистов и скрипачей имени Чайковского, проходившего в Москве. После гастролей в СССР знаменитый молодой пианист включил в свой репертуар музыкальную тему «Подмосковных вечеров» и часто исполнял её на своих концертах по всему миру.
В 1964 году на международном конкурсе в Италии советский оперный певец Анатолий Соловьяненко получил за исполнение песни второе место. В том же году «Подмосковные вечера» стали позывными радиостанции «Маяк».
«Подмосковные вечера» наряду с другими песнями на стихи Матусовского («Вологда, где резной палисад», «С чего начинается Родина») сохранили свою популярность до наших дней. Песня переведена на десятки языков и занесена в Книгу рекордов Гиннесса за количество исполнений. У многих народов перевод песни вольный. Например, во Франции «Подмосковные вечера» носят название «Время ландышей». Но идея всегда одна: природа делает человека счастливым.
Одно из самых ярких исполнений «Подмосковных вечеров» принадлежит дуэту звёзд оперной сцены Анны Нетребко и Дмитрия Хворостовского. Песню исполняли такие знаменитости, как Георг Отс, Эдита Пьеха и Алла Пугачева, Мирей Матье и Патрисия Каас, Тото Кутуньо и Надежда Кадышева. И многие, многие другие.