Под башней

Под башней, фото

Станция метро «Шаболовская»

Доминанта Донского района и символ новой эпохи, знаменитая башня Шухова, сформировала окружающий ландшафт, не оставив иных сюжетов в оформлении построенной у её подножия станции метрополитена, как только прямой эфир и космос.

«Шаболовская»

Калужско-Рижская линия
Дата открытия:
5 ноября 1980 года
Архитекторы:
И. Г. Петухова, В. П. Качуринец, Н. И. Демчинский, Ю. А. Колесникова.
Художник:
А. Н. Кузнецов.
Пилонная, трёхсводчатая, глубокого (46,5 м) заложения.

«В эфире Москва». Так назвал литой витраж художник Андрей Кузнецов. Мастер многочисленных монументальных композиций в метро, в том числе на станциях «Красносельская», «Царицыно», «Черкизовская», «Проспект Мира», «Шоссе Энтузиастов», здесь, на «Шаболовской» изобразил столицу, как бы увиденную с высоты Шуховской телебашни. Композицию автор, по-видимому, ориентируясь на будущих туристов, подписал словами «мир», «Ленин», «СССР» на разных языках.

Работа из цветного стекла украсила глухую стену станции «Шаболовская» только через два года после её открытия. Метрополитен был построен прямо у подножия доминанты района, гениального творения русского инженера Владимира Шухова, знаменитого многоярусного гиперболоида. Каждый, выходя на поверхность, сразу видит ажурный силуэт Радиобашни им. Коминтерна, ныне объекта культурного наследия, рядом с которым находится телевизионный центр, вещающий с 1937 года.

Станция метро Калужско-Рижской линии, декоративное оформление которой посвятили радиовещанию и телевидению, должна была открыть свои двери ещё в 1962 году. Однако процесс всё затягивали в связи с проблемами геологии, препятствующими прокладке эскалаторного наклона. Метростроители столкнулись в этих местах с так называемым «московским пирогом», сочетанием известняка и карбонатных глин. Трудностей немалых добавляли и подземные воды.

За отчётный период успели поменяться архитектурные вкусы, на место тотальной аскезы кафельной плитки вернулись объёмные пилоны и упругие арки, укрытые слоем светлого мрамора «Коелга». Путевой зал отделали гофрированными алюминиевыми панелями, графика которых должна была бы навевать мысли о радиоволнах. Пол выложили серым гранитом «Возрождение» с двумя ковровыми кантами красного гранита «Герман». Невозможно не обратить внимания на потолок единственного наземного павильона метро «Шаболовской», спроектированного ветераном метростроения Николаем Демчинским в содружестве с Юлией Колесниковой. Футуристические светильники-кессоны заявляют о космосе, уже третьей теме, включённой в оформление этой подземной станции, предлагая внимательному пассажиру найти в её декоре изображение Юрия Алексеевича Гагарина.

Павильон станции выходит к улице Шаболовке. Вокруг Шуховской башни уникальное средоточие памятников авангарда, и особо значимый среди них — конструктивистский Хавско-Шаболовский жилмассив 1927-1930 годов постройки.

«Верхние котлы»

Вошедшая в черту города в 1932 году бывшая деревня Верхние Котлы, что на берегу порожистой речки Котловки, дала название станции Павелецкого направления Московской железной дороги, хотя платформа и находится вблизи деревни Нижние Котлы.

На станции, расположенной между жилым районом и промышленной зоной, для улучшения транспортного сообщения был оборудован транспортно-пересадочный узел, где 10 сентября 2016 года ввели в строй остановочный пункт «Верхние Котлы» Московского центрального кольца. Мост, по которому мчатся железнодорожные электрички и аэроэкспресс в направлении аэропорта Домодедово и обратно, висит прямо над линией городских поездов МЦК. Для удобства пассажиров, которым не обязательно добираться до Павелецкого вокзала, аэроэкспресс теперь делает промежуточную остановку на платформе Верхние Котлы. А уж отсюда можно сделать пересадку на одноимённую станцию МЦК, интегрированную в систему московской подземки, причём бесплатно, или же пешком дойти до станции метро «Нагатинская». Все перечисленные обновления в жизни городского транспортного сообщения значительно экономят время.

Читайте также

Фильтр