По проекту мэра в Москве возрождены регулярные речные пассажирские линии

Речной пассажирский транспорт Москвы

Фото: С. Ведяшкин / Агентство «Москва»

Перефразируя советский шлягер 50-70-х, «и трамвай – хорошо, и автобус – хорошо, и метро – хорошо… а «синичка» лучше!», трудно придумать более душевное приветствие этого технологичного мегапроекта.  

Как на электробусе

«Электробот» означает «судно на электротяге» и никак не связано с чат-ботами, хотя… здесь также внедрено передовое российское ПО, а в будущем есть планы сделать управление беспилотным. Все суда произведены в России, имеют ледовый класс и будут работать круглогодично: почти год шли испытания в реальных условиях, включая зимние льды. А на портале «Активный гражданин» москвичи выбрали им имена по гидронимам московских рек. Первенец стал «Синичкой» по названию притока Яузы, есть и сама «Яуза», а также «Филька», «Сходня», «Неглинка» и другие.

Как в аэропорту

Кораблей будет 21, а причалов чуть больше – 23. Из-за геометрии их прозвали «шайбами». В этих терминалах вместительностью 42 или 80 человек – табло с онлайн-расписанием, кафе, туалет и турникеты, адаптированные для людей с ограниченными возможностями. Пока пассажиры сходят и заходят, судно подзаряжается.

Не дороже трамвая

Речные маршруты полностью интегрированы в транспортную систему Москвы. Всё как в трамвае или метро: городские тарифы, льготы, социальные карты. Оплата – банковской картой или «Тройкой», либо с помощью биометрической системы (по лицу). Владельцы «единых» дополнительно не платят ничего.

Новейшая история

Как известно, реки – дороги старины. Регулярное водное сообщение началось в Москве в 1880-х годах, и к 10-м годам XX века достигло расцвета благодаря частным предпринимателям. За 20-25 копеек (вчетверо дороже трамвая) можно было с ветерком добраться, например, от Болотной до Воробьёвых гор или Перервы.

Революция свела перевозки на нет, но уже в 1930-х их перезапустили и даже открыли речной вокзал в центре города: суда ходили раз в 20 минут, но только в тёплый сезон. На борту были даже шахматы. Настоящий бум пришёлся на 1970-е: 64 городских и пригородных маршрута, 20 миллионов пассажиров в год, на линиях – в том числе легендарные «Ракеты».  Так что в этом году – третье рождение.

И всё же – чем лучше?

Прежде всего – логистикой. Как минимум 1,5 млн москвичей в 18 районах построят более быстрые маршруты. Экономить можно вплоть до часа.

Во-вторых – эстетикой и впечатлениями: при всём своём комфорте, другой городской транспорт не даёт столь необычных видов на столицу.  И, наконец, всё это экологично и без пробок.

Примеры маршрутов:
Парк «Фили» – Верхние Мнёвники:
Автобус = ~65 мин., по воде = ~14 мин.
Печатники – Коломенская набережная:
Автобус + метро =~ 65 мин., по воде = ~5 мин.

Сергей Собянин, мэр Москвы: «Они экологичные, бесшумные и экономичные. Бесшумность хода и отсутствие выхлопов делает их идеальным решением для поездок пассажиров. Эксплуатация судов не нанесёт вреда окружающей среде».

Читайте также

Фильтр