Пионеру освоения Севера

Пионеру освоения Севера, фото

Станция «Бабушкинская»

Партийно-правительственное постановление от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» через без малого четверть века не теряло актуальности. Московское метро, прежде блиставшее роскошью, продолжало подавать пример безграничного лаконизма, о чём свидетельствует станция «Бабушкинская», единственная на весь одноимённый район.

По Калужско-Рижской, рыжей, ветке, запущенной в строй 1 мая 1958 года, можно изучать историю Московского метрополитена. Если прокатиться по всей линии «сверху вниз», можно увидеть станции 1958 года, переходного периода от сталинского великолепия к хрущёвскому лаконизму (например, «ВДНХ» и «Рижская») и более поздние станции — весь набор классических «сороконожек» с минимальным декором («Калужскую», «Тёплый Стан», «Коньково»).

«Бабушкинская», станция мелкого заложения с одной островной платформой, открытая 29 сентября 1978 года, — образец аскетизма. Это был первый в истории столичной подземки так называемый односвод, сооружённый из сборного железобетона (до этого конструкции станций были преимущественно колонными трёхсводчатыми).

Пионеру освоения Севера  фото

 

При проходке «Бабушкинской» строителей (архитекторы В. И. Клоков, Л. Н. Попов, инженеры-конструкторы Е. Кобзева, П. Васильев) ожидали определённые сложности. Переложить водовод диаметром 90 см, проходящий над станцией мелкого заложения, не удалось. В итоге на сопряжении северного вестибюля и свода устроили коробчатую, в форме арки, балку для пропуска водовода. Точно такую же арку изготовили и на сопряжении свода с южным вестибюлем. В пазы эллиптического свода упрятали источники света. Стены облицевали светлым мрамором, пол — чёрным и серым гранитом. Но на этом процесс художественного оформления станции не завершился, тем более что проект был посвящён освоению Арктики и назван в память о полярном лётчике, Герое Советского Союза Михаиле Сергеевиче Бабушкине (1893–1938). Это имя получил и весь район.

Пионеру освоения Севера  фото

Герой Советского Союза Бабушкин Михаил Сергеевич (06.10.1893–18.05.1938)

Бабушкин участвовал в поисках арктической экспедиции на дирижабле Умберто Нобиле (об этом Михаил Калатозов снял в 1969 году фильм «Красная палатка»), экспедиции парохода «Челюскин», высокоширотной экспедиции ледокола «Садко», участвовал в поисках пропавшего в Арктике самолёта Сигизмунда Леваневского. Звание Героя лётчик Бабушкин получил за первый в истории полёт гиганта АНТ-6 на Северный полюс. 21 мая 1937 года флагманскую воздушную машину пилотировали командир Михаил Водопьянов и второй пилот Михаил Бабушкин. Участникам экспедиции дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный Полюс — 1» во главе с Иваном Папаниным было доставлено необходимое оборудование.

18 мая 1938 года Михаил Сергеевич погиб. Тяжёлый бомбардировщик ТБ-3, пассажиром которого он был, потерпел катастрофу при взлёте с военного аэродрома на острове Ягодник в русле Северной Двины близ Архангельска.

Пионеру освоения Севера  фото

 

Бабушкин был чрезвычайно любим и популярен, его имя многократно отмечено на картах, в честь советского лётчика назван залив Охотского моря, остров в архипелаге Новая Земля, остров близ берега Отса в Восточной Антарктиде, мыс и гора на полуострове Пьягина в Магаданской области, мыс на острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа, город в Подмосковье, где родился один из пионеров освоения Севера, улицы в Москве, Архангельске, Уфе, Улан-Удэ, Краснодаре, Сыктывкаре, Артёме, Екатеринбурге, Мелитополе, Мариуполе, Иркутске, Липецке, Челябинске, переулки в Ростове-на-Дону и Няндоме.

Станцию метро Калужско-Рижской линии декорировал Анатолий Мосийчук. Стены над лестницами, ведущими к входу, художник-монументалист отметил объёмными композициями, смахивающими на пять блестящих вентиляционных труб. Из центральной трубы южного выхода показывается самолёт-биплан, в центральной трубе северного выхода виден летучий корабль.

Пионеру освоения Севера  фото

 

Станция «Бабушкинская» скромна по части входных вестибюлей. Их роль выполняли подземные переходы, ведущие к улицам Менжинского, Ленской, Печорской и Енисейской. Лишь в начале 2000-х годов над ними появились защитные крыши из лёгких конструкций. С 1979 по 2010 год у северного входа в метро «Бабушкинская» простоял семиметровый памятник, посвящённый молодым метростроевцам: трое юношей несли знамя, отбойный молоток и проекты, скрученные в рулон. Однако площадка понадобилась для строительства торгового центра, и монумент в честь 55-летия существования Метростроя снесли. 

Читайте также

Фильтр