Оставшиеся от кожевенных производств конторы и палаты, «Павелецкая лужа», жилой дом в бывшем храме и валенки Маршала Жукова — в нашем материале.
Длина маршрута — 8,8 км, или 12,5 тыс. шагов.
Павелецкий вокзал. Фото: К. Спасский
Начнем прогулку с изучения территории (1) Павелецкого вокзала, который ранее назывался Саратовским и Ленинским. В 1897 году Общество Рязанско-Уральской железной дороги получило разрешение на строительство «вывозной» линии от 12 густонаселенных губерний в Москву. Стартовой точкой этой линии стал поселок Павелец Рязанской области, в честь которого и называется вокзал.
Само здание Павелецкого вокзала было построено в 1900 году по проекту архитекторов Александра Красовского, по другим данным — Николаем Квашниным и Юлием Дидерихсом. В 1980-х годах оно подверглось масштабной реконструкции, сохранившей стиль старого здания, но увеличившей его в шесть раз. Тогда же в него был встроен вестибюль станции метрополитена «Павелецкая» Замоскворецкой линии.
Павелецкий вокзал во время наводнения, 1908 год. Фото: Ibaranstev / pastvu.com
Вокзал примечателен и тем, что именно сюда 23 января 1924 года прибыл траурный поезд с телом Владимира Ленина, о чем есть строки у Владимира Маяковского в поэме «Владимир Ильич Ленин» (1924):
«Это
его
несут с Павелецкого
по городу,
взятому им у господ».
В память о данном событии вокзал некоторое время именовали Ленинским, но это название не прижилось.
Площадь перед вокзалом с 1942 по 1993 год называлась Ленинской, после чего была переименована в Павелецкую. В 2002 году под площадью начали возводить подземный торговый центр «Матрешка Молл», но проект так и не был реализован. Котлован от замороженной стройки в один момент стал водоемом, который москвичи прозвали «Павелецкой лужей».
Павелецкий парк. Фото: К. Спасский
«Павелецкая лужа», 2010-е годы. Фото: Александр Мухин / maxidron.ru
После этого здесь находился пустырь и строительная площадка, активные работы на которой начались в октябре 2018 года. Результатом этих работ стали (2) ландшафтный парк на Павелецкой площади и (3) подземный торговый центр «Павелецкая Плаза», открытые в 2021 году. Частью парка является вход в торговый центр, возвышающийся над землей стеклянной крышей в форме ракушки. Куполы-навесы ТЦ выполняют еще и роль смотровых площадок. По центру Павелецкого парка устроен светомузыкальный фонтан.
Здание бывшей конторы комплекса автобазы Наркомтяжпрома СССР. Фото: К. Спасский
Вдоль Садового кольца пройдем до (3) здания бывшей конторы комплекса автобазы Наркомтяжпрома СССР, построенного в конструктивистском стиле в 1933 году по проекту Ю. С. Фельзера. Сама автобаза многократно устарела и сейчас сносится под новое строительство. Здание конторы тоже было под угрозой разрушения, однако опубликованный в прошлом году рендер указывает на его сохранение на прежнем месте даже после завершения строительства нового жилого комплекса.
Ленинский паровоз в Музее МЖД. Фото: mos.ru
Далее на нашем маршруте — (4) Музей Московской железной дороги, который до 1991 года был филиалом Центрального музея В. И. Ленина «Траурный поезд В. И. Ленина».
Именно здесь в 1937 году был установлен паровоз У127, который вел траурный поезд Ленина в 1924 году. В 1948 году паровоз убрали в новое здание музея, так как под открытым небом он стал быстро приходить в ненадлежащий вид. В 1980 году был открыт новый, более просторный павильон, проработавший как музей до 1993 года.
С 2001 года здесь работает музей Московской железной дороги, для которого в 2011 году реконструировали позднесоветское здание. Помимо легендарного У127, макетов рельсового автобуса РА-2 и скоростной электрички «Спутник», здесь вы сможете увидеть экспонаты, рассказывающие о сегодняшнем дне столичной магистрали.
Контора Товарищества кожевенной и суконной фабрик «Алексея Бахрушина и сыновья». Фото: К. Спасский
Далее пройдем до (5) конторы Товарищества кожевенной и суконной фабрик «Алексея Бахрушина и сыновья», построенного в 1890 году под руководством архитектора Николая Васильева. Ранее эти места развивались как центр кожевенного производства, на основе которого в XIX веке сложились крупные предприятия. Одним из самых известных и была фабрика Бахрушиных, основатель которой Алексей Федорович начал дело в Кожевниках еще в 1830-х годах. Корпуса предприятия не сохранились, на его месте находится офисно-гостиничный комплекс.
Здание бывших Кожевнических бань. Фото: К. Спасский
Интересно и (6) бывшее здание Кожевнических бань, возведенное в 1931–1933 годах по типовому проекту архитектора Владимира Ивашкевича. Отличается декоративным оформлением фасада, который выступил экспериментальной площадкой для демонстрации различных техник и стилей архитектурной керамики. Интересно, что сам объем здания — конструктивистский, то есть относится к стилю, которому такие «украшательства» фасада совершенно чужды.
На левом ризалите изображены сцены сельскохозяйственного труда, спорта и гигиены, авиационные сцены. На правом — тракторно-полевых работ, учебы и труда, индустриализации.
Жилой дом Крашенинниковых. Фото: К. Спасский
Напротив бывших бань находится (7) жилой дом Крашенниковых, формировавшийся и перестраивавшийся в течение всего XIX века. В начале XX века бывшую усадьбу, частью которой и было это здание, застроили корпусами Фабрично-торгового товарищества «Николай Сергеевич Растеряев». С этого времени бывший жилой дом Крашенниковых занимали заводская контора, квартиры управляющих и мастеров. Сейчас здание находится на реконструкции.
Палаты Кожевенной слободы. Фото: К. Спасский
Одно из немногих свидетельств существования здесь Кожевенной слободы — (8) палаты XVII века, скрытые во дворах. Исследователи считают, что первый этаж этого здания занимало кожевенное производство, а второй был жилым.
С 1983 года и до недавнего времени в палатах работало издательство журнала «Знание — сила». Сейчас к палатам не подойди вплотную, самая лучшая точка для их осмотра через ограду — с заправки на набережной.
Дербеневская набережная, дом 1/2. Фото: К. Спасский
На Дербеневской набережной находится (9) кирпичная «сталинка» архитектуры класса «C», построенная в 1941 году по проекту архитекторов Б. Н. Блохина и А. К. Бурова.
Относится ко второй экспериментальной серии полносборных крупноблочных домов заводского производства — дальних родственников, пришедших после постановления 1955 года об устранении архитектурных излишеств «хрущевок».
Церковь Троицы в Кожевниках. Фото: kozhevniki.cerkov.ru
(10) Храм Живоначальной Троицы в Кожевниках был основан около 1625 года, в современном виде в стиле русского барокко был построен в 1686–1689 годах. Построен по указу Великих Государей Царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича и Царевны Софьи Алексеевны.
В 1722 году к нему была пристроена колокольня по проекту архитектора Ивана Зарудного. В советское время не действовал, был возвращен Русской православной церкви в 1992 году.
Бывший храм Петра и Павла в Петро-Николаевской богадельне. Фото: К. Спасский
Храм Петра и Павла в Петро-Николаевской богадельне, 1910-е гг. Фото: Collezhsky / pastvu.com
Обычный с виду (11) жилой дом с адресом: 2-й Кожевнический пер., д. 10/11 имеет богатую историю. Построен он был в 1867 году как храм Петра и Павла в Петро-Николаевской богадельне московского купеческого общества. После 1917 года был закрыт и надстроен третьим этажом. В 1967 году получил еще один этаж, при этом лишившись «архитектурных излишеств» на фасаде. При этом под внешней штукатуркой хорошо по-прежнему видны старые заложенные арочные окна.
Напротив «дома-церкви» находится (12) Музей «Русские валенки», в которых можно найти даже валенки Маршала Жукова. В небольшом, даже камерном помещении, вы сможете узнать все об истории этой традиционной обуви. В музее установлен патефон, проигрывающий песни Лидии Руслановой, в том числе те самые «Валенки».
Насосная станция № 1. Фото: К. Спасский
У набережной Москвы-реки можно обнаружить (13) насосную станцию № 1, введенную в эксплуатацию в 1937 году одновременно с комплексом сооружений канала им. Москвы. Является его неотъемлемой частью — совместно с сифонной галереей служит для предотвращения подтоплений Замоскворечья.
Комплекс зданий ситценабивной фабрики «Мануфактура Эм. Цинделя». Фото: К. Спасский
Далее пройдем до комплекса зданий промышленной архитектуры XIX-XX веков — (14) фабрики «Эмиль Циндель». Она работала до 1915 года, пока во время антинемецкого бунта не была разгромлена, а директор был забит камнями. В советское время это предприятие стало «Первой ситценабивной фабрикой», проработавшей до 2000-х годов.
В веке XXI фабрика становится одним из первых проектов редевелопмента промышленной территории в центре Москвы, превратившись в деловой квартал «Новоспасский». В 2011 году в здании бывшей котельной открылся частный музей «Институт русского реалистического искусства». Его художественное собрание считается одной из лучших коллекций живописи отечественной реалистической школы ХХ века.
Место из фильма «Такси-блюз». Фото: К. Спасский
Кадр из фильма «Такси-блюз» (1990)
Между домов бывшего жилого квартала ситценабивной фабрики вплоть до конца XX века сохранялись (15) железнодорожные пути, ведущие от Павелецкого хода до завода Цинделя. До демонтажа они успели «сняться» в фильме «Такси Блюз» (1990). Позже были разобраны.
Водоемная башня. Фото: К. Спасский
У станции «Дербеневская» находится (16) водоемная башня, сооруженная для водоснабжения станции и депо. Построена по типовому проекту, разработанному по заказу Общества Рязано-Уральской железной дороги для новых линий в 1898 году инженером Н. А. Виноградовым. Всего таких было сооружено 80, в том числе на станциях «Домодедово», «Барыбино», «Михнево», «Кашира», «Ожерелье», «Богатищево», «Серебрянные Пруды».
В 2023 году стало известно, что ее восстановят по программе «1 рубль за квадратный метр в год». Будущий арендатор разместит здесь административные помещения с возможностью экспонирования собственной продукции.
Пожарный причал. Фото: К. Спасский
У (17) пожарного причала МЧС можно увидеть дебаркадер и множество кораблей, в том числе пожарный катер им. генерал-майора внутренней службы В. М. Максимчука. Корма корабля приподнята над водой, стоит он, как говорят моряки, на приколе.
Хлебозавод-автомат Кировского района. Фото: К. Спасский
Завершим прогулку у (18) хлебозавода-автомата Кировского района, построенного в 1932–1933 годах по проекту инженера Георгия Марсакова с характерным корпусом цилиндрической формы. Предприятие более 80 лет работало по назначению, выпекая хлебобулочную продукцию, а позже еще и изготавливая кондитерские изделия.
Максим Горький у хлебозавода-автомата Кировского района, 1930-е годы. Фото: Tishina / pastvu.com
В связи с банкротством компании, здание было выставлено на торги, после чего обрело нового собственника. Многие типовые хлебозаводы в последние годы преобразовывали в культурные центры и выставочные пространства. Какой окажется судьба этого здания — мы узнаем в ближайшее время.
Кирилл Спасский