Память

Память, фото

Павел Кашуба и Александр Груздин // Памятник героям-лётчикам в центре Внукова

9 мая 1980 года, в день 35-летия Победы, в центре посёлка Внуково по инициативе ветеранов 10-й гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ был торжественно открыт памятник лётчикам гражданской авиации, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Памятник во Внукове представляет собой металлическую стелу высотой 34 метра, на которой размещены три барельефа — командира, штурмана и бортрадиста. На его создание ушло восемь лет: согласовывали разрешение, авторы — скульптор Г. Н. Постников, архитектор В. В. Васнецов, заслуженный художник РСФСР А. А. Бичуков — работали над проектом, собирали средства. Стела была изготовлена на «четырёхсотке» — ремонтном заводе №400 гражданской авиации.

Вклад авиаторов «Аэрофлота» в Победу трудно переоценить: за годы войны они совершили более полутора миллионов боевых вылетов, перевезли 2,5 миллиона раненых десантников, разведчиков, 300 тысяч тонн грузов. 15 пилотов удостоились высшей награды — звания Героя Советского Союза.

Увы, и потери были огромны… В 2010 году рядом со стелой установлены мемориальные плиты, на которых выгравированы имена 890 лётчиков, погибших во время войны. Рядом всегда живые цветы — свидетельство благодарной памяти потомков, жителей района Внуково…

Александр Груздин (18 мая 1903 — 29 мая 1943)

Александр Иванович Груздин — легенда Первой авиационной транспортной дивизии ГВФ, первый лётчик в её составе, получивший звание Героя Советского Союза. О его подвигах рассказывают истории сколь героические, столь же и невероятные.

Александр Иванович родился в Риге, окончил авиационную школу, много лет отдал службе в армии. В 1932 году выучился на гражданского пилота. Правда, занимался он не только мирными перевозками — в составе особой группы ГВФ принял участие в финской войне, а с 1941 года — и в Великой Отечественной. Гражданский лётчик (хотя и с хорошей военной подготовкой) выходил из, казалось бы, безнадёжных ситуаций, раз за разом доставляя грузы, вывозя раненых, помогая партизанам.

В самом начале войны Груздин на самолёте ПС-84 должен был доставить десантников в район оккупированного Каунаса. Немцы создали здесь несколько поясов ПВО, а «воздух» прослушивали (звукоулавливатели в те годы имели несложное устройство — главным их компонентом был человек с тонким слухом, который перемещал огромные рупоры и фиксировал шумы). Подлетая к Каунасу, Груздин приказал бортмеханику рассинхронизировать обороты двигателей: в результате его самолёт стал «звучать», как немецкий бомбардировщик. ПС-84 прошёл кольцо зенитчиков и выполнил задание.

Память  фото

Пассажирский самолёт ПС-84 был создан на базе американского Douglas DC-3, лицензию на который СССР приобрёл в 1937 году. Серийное производство нового самолёта началось в 1940 году. На базе ПС-84 изготовили затем ПС-84К (на 26 десантников), ПС-84И (санитарный, мог перевозить порядка 20 раненых), а также военный вариант Ли-2. С середины 1941 года на самолётах начали монтировать самодельные пулемётные установки, с 1942 года — бомбодержатели.

К ноябрю 1941 года Александр Иванович совершил 27 успешных боевых вылетов в тыл противника. 26 ноября старшему лейтенанту Груздину было присвоено звание Героя Советского Союза, вручена медаль «Золотая Звезда».

22 сентября 1942 года Александр Груздин первым посадил самолёт на партизанском аэродроме Зыслов остров в Любанском районе Минской области. Белорусские партизаны обустроили среди болот одну из своих основных баз. В том числе здесь был построен аэродром с полосой всего 1400 метров при необходимых 3000. Сделать её больше не позволял рельеф. Лётчики садились ночью, и успешное приземление самолётов на такую короткую полосу казалось маловероятным, но Александр Груздин смог это сделать. Партизанам и раньше доставляли грузы, но сбрасывали их с самолётов — часто ценные посылки повреждались или тонули в болотах. При наличии аэродрома транспортные самолёты доставляли оружие, лекарства, забирали с Зыслова острова людей.

А вот погиб Александр Груздин в Шотландии. В октябре 1942 года правительства СССР и Великобритании заключили соглашение о поставке Советскому Союзу бомбардировщиков Albermarle. Самолёт был советским лётчикам незнаком, и британцы разработали для них тренировочный курс. Пилоты размещались на авиабазе Эррол в Шотландии и учились летать на «обормотах» (так прозвали эти самолёты, не отличавшиеся надёжностью). 29 мая 1943 года во время тренировочного полёта самолёт, за штурвалом которого находился Александр Груздин, потерял управление и потерпел крушение. Пилот успел направить машину на безлюдный участок, весь экипаж погиб. Похоронен Герой Советского Союза Груздин на Новодевичьем кладбище.

Павел Кашуба (3 ноября 1913 — декабрь 1944)

Откуда только не приходили люди в авиацию! Павел Кашуба, уроженец Ставрополья, был готов посвятить себя весьма далёкой от неба, совершенно «приземлённой» профессии бухгалтера или плановика-экономиста: окончил техникум, некоторое время учился в Московском планово-экономическом институте.

Но призванный на срочную в армию, на волне всеобщего энтузиазма пошёл на ускоренный курс знаменитого Ейского военно-морского авиационного училища лётчиков — старейшего училища флотской авиации с ещё дореволюционными корнями. Дальше служба на Балтфлоте, увольнение в запас и работа в Пятигорском аэроклубе, в одном из десятков авиаотрядов, готовивших кадры для училищ,—перед войной вооружённые силы стремительно наращивали подготовку авиационных специалистов.

В родных краях Кашубе проработать пришлось недолго: в эти годы спешно формируется воздушная служба охраны лесов от пожаров. В стране было образовано четыре авиаотряда, в том числе Северный (№02) с местом базирования в Красноборске на юго-востоке Архангельской области. Некогда большое торговое село, знаменитое своими ярмарками, превратилось в важный региональный авиационный центр, где базировалось 20 самолётов. Там были построены аэродром, ангары, цеха, производственные и жилые здания, открылись курсы по подготовке лётчиков-наблюдателей, парашютистов-пожарных, авиационных техников. Отряд «закрывал» патрульными полётами бескрайние лесные массивы Архангельской и Вологодской областей и республики Коми. Здесь Павел Кашуба приобрёл бесценный опыт полётов практически в любых условиях, когда от лётчика требовались навыки не только пилотирования, не только отличное знание матчасти, но и умение ориентироваться с высокой точностью, находить разбросанные по лесам, плохо различимые с воздуха кордоны и лесничества. В довоенные годы Кашуба налетал около ста тысяч километров, почти 2300 лётных часов.

Осенью 1941 года старший лейтенант Кашуба был зачислен в состав 2-й авиагруппы особого назначения Генштаба Красной армии. Летал на «кукурузнике» По-2, самолёте выдающихся лётных качеств, выполнял специальные задания в тылу врага: совершал полёты к партизанам, вывозил раненых, доставлял за линию фронта разведывательно-диверсионные группы.

Память  фото

Советский самолёт ПО-2 

В середине октября, когда обстановка на Брянском фронте была катастрофической, в сложнейших условиях Павел Кашуба вывез из окружения тяжелораненого командующего фронтом генерал-лейтенанта Ерёменко. Во время полёта отказал мотор, но лётчик сумел ночью посадить самолёт на колхозное поле! Через полтора месяца он был удостоен звания Героя Советского Союза.

«Взлётная площадка представляла собой поле с высокой стерней, а выпавший накануне снег растаял, и земля раскисла. Всё это затрудняло взлёт. Двукратная попытка поднять ПО-2 в воздух не увенчалась успехом. Тогда лётчик Кашуба попросил меня не брать с собой адъютанта. <…> Нам удалось наконец оторваться от земли. В абсолютной темноте наш «ночной бомбардировщик» набрал высоту и лёг на курс… Долгие часы полёта, я несколько раз терял сознание».

А. И. Ерёменко. «В начале войны»

За годы войны Кашуба не раз был на волосок от гибели, но выручали хладнокровие и везение. Так, сбитый весной 43-го над степями оккупированного Крыма, он сумел посадить самолёт и вместе с экипажем и парашютистами выйти к лесным партизанским районам побережья, откуда через некоторое время самолётом переправился обратно на Большую землю. Но за полгода до Победы удача отвернулась от капитана Кашубы… В декабре 1944 г. транспортный самолёт Си-47 под его командованием вылетел к партизанам Югославии и пропал без вести. Спустя много лет после войны на обломки самолёта в буковой чаще южного Закарпатья наткнулись геологи. Что тогда случилось — отказ ли техники, ошибка ли пилота в горной местности, этого мы уже не узнаем, небо есть небо, война есть война…

Память  фото

Во время войны лётчики работали без сна и отдыха. Например, за короткий период с 16 по 21 марта 1942 года первая эскадрилья Московской авиагруппы особого назначения, в которой Радугин был начальником штаба, совершила 108 вылетов к частям генералов Белова и Ефремова. Ни одной задержки допущено не было, на каждый самолёт приходилось в среднем по три полёта за ночь. За эту операцию Феофан Радугин был удостоен ордена Красной Звезды.

Феофан Григорьевич Радугин (8 ноября 1912 — 27 декабря 1993)

Феофана Григорьевича Радугина называют «мастером ночных полётов», во время войны он «налетал» более 1000 часов. А между тем Радугин был гражданским лётчиком, летал на маршруте Москва — Симферополь и продолжал бы совершенствоваться в профессии. Если бы не война.

Радугин родился в деревне Камакануры в Марий Эл, в лесном крае. Окончил лесотехнический техникум, работал по специальности, занимался обеспечением лесосплава и о небе, судя по всему, не думал. Если Павлу Кашубе путёвку в авиацию выписала армия, то Феофану Радугину — комсомол. Хотя в 1930-е годы государство больше заботилось о военной авиации, но и развитию гражданской уделялось внимание. 15 декабря 1930 года издаётся приказ №108 по Главному комиссариату гражданского воздушного флота СССР о создании трёх авиационных школ гражданского воздушного флота СССР: 1-й школы — в Ростовской области, в городе Батайске, 2-й — в Тамбове и 3-й — в Балашове (Саратовская область).

Феофан Радугин закончил Тамбовскую авиационную школу. Многие выпускники школы после её окончания подавали заявления о переводе для дальнейшей службы в состав ВВС РККА и переводились в 14-ю военную школу пилотов, а с 1938 года — в Энгельсское военное авиационное училище лётчиков, но наш герой остался в кадрах ГВФ. Он дослужился до начальника аэропорта в Батайске, был командиром Таллинского авиаотряда. И прошёл всю войну, оказываясь в самых важных местах.

В 1941-1942 годах Феофан Радугин организовывал снабжение Ленинграда: работавшие здесь эскадрильи обеспечивали грузами подразделения Северо-Западного фронта. Служба на этом участке была особенно тяжёлой. Самолёты не успевали выполнить все задачи во время ночных полётов, поэтому было принято решение отправлять их и днём, причём без прикрытия. На случай атаки на самолётах устанавливался пулемёт, а также имелся большой запас патронов. Топливом заправлялись по минимуму, чтобы взять больше грузов: до трёх тонн при штатной грузоподъёмности самолётов порядка двух тонн. Разгружать и загружать машины научились примерно за 15 минут, а дальше… в обратный рейс. За счёт этого к концу декабря 1941 года из Ленинграда удалось вывезти уже более 50 тысяч человек.

Здесь до начала 1942 года и работал Радугин. А потом был переброшен в район Вязьмы, где находились окружённые противником соединения генералов Михаила Ефремова и Павла Белова.

Всего за годы войны лётчик совершил 247 боевых вылетов, налетал более 1300 часов, доставил партизанам порядка 120 тонн грузов, а в госпитали — почти 400 человек. В 1943 году летал на разведку в Восточную Пруссию, Западную Польшу и на Карпаты. В эти же регионы перебросил 33 «спецпассажира».

О том, в каких условиях приходилось работать лётчикам, летавшим к партизанам, красноречиво свидетельствует такой эпизод. В июле 1943 г. Радугин отправился к белорусским партизанам. Когда настало время лететь обратно, это оказалось невозможным: взлётная площадка раскисла из-за дождей, и пришлось остаться на ночь. Затем ещё на одну. Хотя самолёт Радугина был хорошо замаскирован, немецкие пилоты его всё же заметили и уничтожили. На выручку прилетел ещё один советский самолёт, но и он не мог пока взлететь. Машину спрятали в лесу. Однако немцы, пользуясь отсутствием у партизан средств ПВО, повредили и этот самолёт.

Его удалось отремонтировать на месте, а площадку подготовили для взлёта в другом направлении. Самолёт наконец смог подняться в небо. В полёте отказал один мотор, и экипаж потерпел крушение. Но все выжили благодаря огромному везению — самолёт упал в поросшее кустарником болото. Но добраться до своих Радугин и товарищ не могли ещё две недели. И вот это всё — лишь два боевых вылета. 2 из 247!

Демобилизовался Феофан Григорьевич в 1946 году, а звание Героя Советского Союза получил в 1948-м. После войны работал в Главном управлении гражданского воздушного флота СССР: инспектором, инструктором, представителем в Венгрии, заместителем начальника аэропорта Быково.

Память  фото

Лётчики. Северо-Западный фронт, 1943 год

Иван Иванович Рышков (25 августа 1914 — 13 октября 1976)

Иван Рышков, как и другие гражданские лётчики, оказавшиеся на войне, занимался эвакуацией мирного населения и раненых, снабжением тыла и партизан, обеспечением действующих частей боеприпасами. Но есть в его послужном списке несколько особенных операций.

Иван Иванович родился на Украине, учился в Ростовской области, работал в Узбекистане. В Красную армию его призвали в начале войны в 1941 году. Практически сразу он был задействован в эвакуации детей из Таллина. Город оказался в сложном положении, большинство транспортных путей было отрезано, кроме водного. А эвакуация по воде была крайне затруднительна: немцы расставили в акватории Таллина мины. Большая работа легла на плечи лётчиков.

В 1944 году Иван Рышков доставил в немецкий тыл, на территорию союзной Гитлеру марионеточной Словакии, руководителей Словацкого народного восстания, и в том числе Густава Гусака, который возглавил возрождённую Чехословакию после войны.

Само восстание началось в конце августа 1944 года. Несмотря на обращение правительства Словакии к Гитлеру с просьбой о помощи и о привлечении дополнительных военных сил, восстание охватывало всё большую территорию и вовлекало новых и новых людей. К концу октября восстание потерпело поражение, но полностью разгромить патриотов немцам не удалось, при поддержке Красной армии кольцо окружения в конце ноября удалось прорвать и значительная часть словацких партизан вместе с гражданским населением была выведена в советский тыл. В общей сложности в сентябре — октябре 1944 года СССР поставил восставшим воздушным путём 796 тонн оружия, боеприпасов и прочего имущества.

В августе 1945 году Ивану Ивановичу Рышкову было присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания войны работал в «Аэрофлоте». Сегодня его имя носит один из самолётов компании.

Читайте также

Фильтр