Отрадное многоконфессиональное

Отрадное многоконфессиональное, фото

Религиозные центры в Отрадном

В Отрадном по берегам Лихоборки раскинулся Духовно-просветительский комплекс российских традиционных религий — символ взаимного уважения крупнейших конфессий. На левом берегу расположены православные и мусульманские сооружения, на правом — синагога и строящийся буддистский храмовый ансамбль.

Родился мальчик

Когда у Шуддходаны, раджи одного из маленьких северных индийских княжеств, главы племени шакьев, родился сын, счастливый отец поклялся оградить мальчика от малейших неудобств. Несколько великих мудрецов предсказали тому великое будущее, и отец хотел создать для этого все необходимые условия. 29 лет Сиддхартха («Тот, чья цель достигнута» — так назвали мальчика) жил в условиях полной обеспеченности, исключающей любые огорчения: к его услугам были три великолепных дворца, отобранные сверстники для игр и иного общения, ему была подобрана невеста-красавица из царского рода, в этом браке родился сын — живи да радуйся! 

Однако, как это нередко бывает с детьми, принц имел своё представление о собственном предназначении. Выбравшись однажды в город, он увидел нищего старика, больного, отшельника и покойника. «Жизнь есть страдание!» — пришёл к выводу будущий Будда, и даже те, кто никогда не относил себя к его последователям, вряд ли будут с этим спорить. Главной причиной страдания он счёл желания и страсти, привязанность человека к своей внешней оболочке, которая вечно то есть хочет, то пить, то ей жарко, то холодно, то у неё что-то болит… Принц покинул отчий дом, расстался с безмятежной жизнью и начал искать ответы на свои многочисленные вопросы. Он слушал мудрецов, смотрел по сторонам и размышлял, пробовал разные способы самоограничения и техники медитации и в конце концов на шестой год исканий он пришёл к выводу о том, что страдания можно прекратить. Для этого надо понять Путь и следовать ему. Таким образом он стал Буддой, носителем сокровенного знания, «просветлённым».

Как найти путь

В принципе, с этим выводом согласится любая из авраамических религий (иудаизм, христианство и ислам). Принципиальная разница состоит в том, что они этот Путь достаточно подробно расписывают, перечисляя многочисленные предписания и ограничения, подкрепляя их ссылками на божественную волю, переданную через пророков: молись так-то, поступай так-то (а сяк-то ни в коем случае не поступай!), это ешь, а это не ешь, в эти дни работай, а в те — отдыхай и т. д. В случае если на момент смерти баланс грехов и правильных поступков будет в твою пользу — тебя ждёт награда: покой, блаженство, жизнь вечная. 

В буддизме это категорически не так. «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!» — учил Будда.

Путь состоит из восьми «ступеней», что не следует понимать буквально, как простое восхождение по лестнице спортивных разрядов от четвёртого к мастеру спорта международного класса. Дело в том, что все они важны одновременно и тесно между собой связаны, ни про одну из них нельзя забывать. Они воплощают в себе три Великих начала — Мудрость, Нравственность и Духовную дисциплину, и все содержат слово «правильный»: правильное понимание, правильное поведение, правильное усилие, правильное сосредоточение. А какое оно — правильное? 

Вот тут-то мы, воспитанные так или иначе в авраамической традиции (неверующих тоже вполне касается), и сталкиваемся с главной трудностью: нам не дан свод правил поведения («мясо в пост есть нельзя, за исключением случаев а, бэ и вэ»). Разумеется, есть общие рекомендации: воздержание от насилия, обмана, неправедного обогащения, неупотребление мяса, алкоголя, наркотиков и др.; но понятие «греха» иное. Если ты что-то сделал не так—это ошибка; ты сбился с Пути, странник, но ты можешь на него вернуться, если захочешь, если будешь постоянно рефлексировать («работать с картой»), если будешь поверять все свои помыслы и поступки критериями Добра.

Быть буддистом очень легко и невероятно трудно, ведь следовать не тобой выработанным правилам проще, чем каждую минуту сомневаться и решать (в принципе, это знает всякий, служивший в армии; другое дело, что далеко не всем этот опыт понравился). Зато и награда в перспективе — немалая.

Итогом Пути является отказ от привязанностей и освобождение от сансары—круговорота рождений и смертей, достижение нирваны, имеющей довольно мало общего с христианским или мусульманским раем. Это не место, а состояние; состояние растворения в Абсолюте, утрата личности, всеобъемлющее Знание и полный Покой. Тебя как единицы (той самой, которую так жалел Маяковский в поэме о Ленине) больше нет, ты—Всё и Ничто, ты всё понимаешь и потому абсолютно спокоен. «Прекращение раздумий о бытии и небытии называется нирваной», — сформулировал почти две тысячи лет назад великий мудрец Нагарджуна, и с тех пор его ещё никто не опроверг.

Учение Будды широко распространилось в Азии, дойдя до Малайзии на юге, Японии на востоке и Монголии на севере. По причине отсутствия единого канона священных текстов («Священного писания») число направлений и школ в нём не поддаётся учёту. Строго говоря, буддизм трудно назвать религией в классическом смысле слова, будды (а Сиддхартха — не единственный просветлённый) не божества. Тем не менее определённая догматика имеется, организация и обрядность — тоже, так что его сегодня относят, наряду с христианством и исламом, к мировым религиям.

Москва буддистская

В современной России к буддистам себя относят менее полутора миллионов человек (практикующих — примерно в три раза меньше). Традиционно он распространён в Калмыкии, Бурятии, Тыве и на Алтае, но сегодня буддистские общины есть в большинстве крупных городов. Как правило, исповедуется буддизм ламаистского толка, пришедший из Тибета, с его развитой обрядовой стороной, тяготением к дацанам (монастырям-университетам) и строгой дисциплиной для монашествующих. 

До недавнего времени в Москве храма не было. Но в начале 2000-х Московская буддистская община выступила с инициативой его строительства, нашла поддержку городских властей и получила участок на территории Духовно-просветительского комплекса российских традиционных религий в Отрадном. Его Святейшество Далай-лама XIV, духовный лидер последователей тибетского буддизма, благословляя строительство московского храмового комплекса, дал ему название «Тубден Шедублинг», то есть «Центр изучения и практики учения Будды». Впрочем, московская община подчёркивает, что «все традиции могут и должны быть представлены в жизни будущего московского храма в той мере, в какой они развиваются в нашей стране и её столице».

Отрадное многоконфессиональное  фото

Первая постройка — временная ступа — была возведена в 2006 году. 19 февраля 2015 года, в день буддистского праздника Цаган Сар (начало весны и Новый год по лунно-солнечному календарю), состоялась церемония открытия Пагоды рая, в которой приняли участие послы ряда государств и представители российских республик, где традиционно исповедуют буддизм. Обряд освящения барабана провели монахи из Калмыкии. Через два с половиной года, в сентябре 2017-го, было торжественно открыто третье сооружение комплекса — Ступа Просветления, трёхуровневое сооружение, символизирующее цель буддистского Пути. В ней замуровано шесть тонн текстов, реликвий и статуй в 128 ящиках.

 Главная работа по возведению храмового комплекса ещё впереди. По проекту предполагается возвести два храма — Малый одноэтажный и Большой трёхэтажный, а также большую статую Будды. В Большом храме будут располагаться залы для молитвы и медитации, проведения конференций, библиотека, лекторий, благотворительная столовая и центр восточной медицины.

«Нет божества, кроме Аллаха», или как возникли два течения ислама

Разрешение на возведение мечетей в Российской империи давали с трудом. «Все имеющиеся сломать и впредь строить не допущать»—вот типичная фраза из указа XVIII века. Кстати, и сегодня в Москве построено только пять больших мечетей. Две из них находятся в районе Отрадное.

Две мечети построены под одной крышей и в официальной статистике считаются одним культовым сооружением. Остальные три — это Историческая мечеть на Большой Татарской улице, Соборная мечеть в районе метро «Проспект Мира» и Мемориальная мечеть на Поклонной горе.

Здесь стоят рядом шиитская мечеть «Инам» и суннитская «Ярдям». Читая о двух ветвях ислама, чаще всего находишь информацию об их многовековом противостоянии и единичных попытках примирения. Построенные под одной крышей московские мечети словно подтверждают: различия между суннитами и шиитами лежат не в области веры и культа. Где именно проходит линия раздела?

Язычники vs монотеисты

Ислам называют самой молодой мировой религией. Это действительно так: ещё в VI веке в Аравии самым распространённым верованием было язычество. Попытки привнести в арабский мир монотеистические религии предпринимались: например, в Йемене в V–VI веках недолгое время официальной религией был иудаизм. После завоевания Йемена эфиопами в том же VI веке усилились позиции христианства. Но большинство населения Аравии продолжали верить в племенных богов и поклоняться идолам. 

Активно проповедовали монотеизм среди арабов ханифы—последователи учения, вобравшего традиции иудаизма и христианства. В Коране ханифом называют пророка Ибрагима (Авраам в Библии). Пророк Мухаммед, согласно исламской доктрине, возродил учение Ибрагима и первым сумел сплотить людей вокруг новой идеи единого Бога. 

В 632 году Мухаммед умер, не оставив сыновей: к моменту его кончины у него оставалась только одна дочь Фатима, все остальные дети умерли. И естественно, встал вопрос о том, кто будет наследником Пророка и возглавит мусульманскую общину—умму. 

Дело о наследнике

Большая часть членов уммы склонилась к тому, что вопрос о наследнике должен решать Совет старейшин. Совет постановил: следующим халифом должен стать тесть Мухаммеда Абу Бакр. С этим не согласилась меньшая часть членов уммы—они выступали за передачу власти прямым потомкам. Таковым признали двоюродного брата Пророка Али ибн Абу-Талиба (он же был мужем Фатимы). Сторонники этой позиции стали именоваться shia’t ‘Ali—«последователи Али», позже название сократилось до «шииты». Те, кто поддерживал Абу Бакра, стали именоваться «суннитами», то есть руководствующиеся суннами.

Халиф — это наместник Мухаммеда, высший титул у мусульман. Следует различать халифов и имамов: имам—это духовный руководитель, «предстоятель на молитве». Халифы, совмещавшие высший официальный пост с постом имама, фактически оказывались единоличными лидерами нации и государства

В вопросе о наследнике Мухаммеда победили сторонники Абу Бакра. Он стал первым праведным халифом, а сунниты упрочили свои позиции в исламском мире—сегодня от 85 до 90% мусульман принадлежат к этому направлению. Большинство мусульман, живущих в России (а всего в нашей стране исповедует ислам около 20 млн человек), также сунниты.

Пять столпов, четыре школы и один лидер

Каких же принципов придерживаются сунниты? Как и все мусульмане, они соблюдают Пять столпов ислама — пять непреложных правил, которые должен соблюдать каждый верующий. А именно:  

  • Шахада — исповедание единобожия и почитание Мухаммеда как Пророка.  
  • Намаз — совершение пяти ежедневных молитв.  
  • Ураза — соблюдение поста во время священного месяца Рамадан.  
  • Закят — раздача милостыни нищим или уплата налога в пользу бедных. 
  • Хадж — совершение паломничества в Мекку.
Отрадное многоконфессиональное  фото

Наряду с Кораном сунниты черпают знания об устройстве мира и правилах поведения в нём в суннах—рассказах о жизни Пророка. Если Коран—это Священное Писание ислама, то сунны—это священное предание. В них на примерах из жизни Мухаммеда описывается, как следует себя вести, какого образа мыслей придерживаться, как толковать Коран. Во многих случаях священное предание становится ключом к пониманию Священного Писания, а кроме того, сунны являются источником правовых норм. 

Для толкования сунн у суннитов существует четыре основные богословско-правовые школы, или мазхаба. По главным вопросам между школами нет разногласий: расхождения можно найти в том, что мы называем «бытовыми мелочами». В качестве хрестоматийного примера обычно приводят вопрос о том, можно ли употреблять в пищу конину: разные мазхабы придерживаются разных точек зрения. Что же касается принципа передачи власти халифов, то тут сунниты относительно демократичны. Они подчёркивают, что правитель должен быть в первую очередь просвещённым и пользоваться авторитетом среди единоверцев. А напрямую принадлежать к роду Мухаммеда ему при этом необязательно. 

Шииты — «Правильные мусульмане»?

Как и любые противоборствующие течения, сунниты и шииты обвиняют друг друга в отступлениях от канонической веры. Так являются ли более малочисленные шииты правоверными мусульманами? 

Отрадное многоконфессиональное  фото

Надо сказать, что в вопросах канона между двумя течениями больших разногласий нет. Шииты тоже придерживаются Пяти столпов ислама. В шиитских обрядах есть лишь небольшие нюансы. Например, шахада, или признание единобожия, в устах шиита будет звучать так: «Свидетельствую, что нет Божества кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха и Али — друг Аллаха». У суннитов последняя часть высказывания, естественно, отсутствует. 

Признают шииты и сунны, но не все, а только те, которые входят в так называемое четверокнижие. Именно эти сунны, как считают мусульмане, были переданы людям непосредственно членами рода Мухаммеда, а значит, подлинность их неоспорима. Те предания, которые передавались из уст в уста несколько раз, шииты истинными не признают, а сунниты относятся к ним более лояльно. 

Основной раскол между суннитами и шиитами произошёл по вопросу о власти халифов и имамов. Эти разногласия стали причиной многих кровопролитных войн и многовекового противостояния.

В ожидании Спасителя

Первостепенное значение для шиитов имеет законная передача власти наследникам Али — имамам Алидам. Для шиитов это был не только и не столько вопрос государственный, сколько вообще вопрос правильности мироустройства. Шиитские мыслители считали, что, когда власть вернётся к Алидам, на Земле установится порядок и благоденствие, правосудие и справедливость. 

Можно было бы ожидать, что один шиитский имам наследует другому до сих пор. Но нет — последним имамом был двенадцатый, Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Махди, хотя правил он в Х веке. Почему так произошло? Шииты верят в то, что Мухаммад не умер, а исчез и стал «скрытым имамом». С именем аль-Махди шииты связывают будущее второе пришествие и видят в нём Мессию, который возглавит битву с дьяволом. А до этого времени новых имамов у шиитов не будет — ведь двенадцатый, по их представлениям, всё ещё жив. Шиитской общиной пока правят не имамы, а духовные лидеры, некоторые из которых даже якобы общаются со скрытым имамом. 

Правда, по этому вопросу внутри шиитов тоже нет единства: не все почитают будущим Мессией именно аль-Махди. Кто-то полагает, что законное наследование прервалось на пятом имаме, кто-то видит последним законным имамом шестого, кто-то — седьмого. Но все уверены, что последний имам сейчас скрыт и ждёт возможности спасти мир.

История противостояния

Шииты — это мусульманское меньшинство, в мире их всего около 10–15% от общего числа последователей ислама. В России, например, мусульмане-шииты — в основном аварцы, лезгины, небольшая часть татар и проживающих в России азербайджанцев. Однако есть несколько государств, которые всё ещё можно назвать шиитскими — в первую очередь это Иран и Азербайджан. А когда-то шииты были настолько сильны, что у них была целая Сефевидская империя, успешно противостоявшая Османской.

Первым поводом для столкновения суннитов и шиитов стала смерть халифа Али. После смерти Мухаммеда халифом стал Абу Бакр — первый праведный халиф. Вторым и третьим праведными халифами были Омар и Осман, и только четвёртым стал почитаемый шиитами Али. Однако он пробыл халифом совсем недолго: Али был убит представителями клана Омейядов — суннитов, которые тоже претендовали на власть. Так в 661 году началась война суннитов и шиитов. Сын убитого Али Хусейн (внук Мухаммеда) отказался принести присягу Омейядам, и с тех пор шииты ведут собственный отсчёт имамов. Хусейн погиб в противостоянии с Омейядами, был убит даже его полугодовалый сын. С тех пор город Кербела, близ которого погиб Хусейн, стал для шиитов священным местом. А 10-й день священного месяца Мухаррам — Ашура— посвящён трауру по Хусейну.

Сефевидская империя занимала территорию современных Азербайджана, Ирана, Армении, Грузии, Туркменистана, Афганистана, Ирака, восточной Турции, Кувейта, Бахрейна, части Пакистана, юга Узбекистана, востока Сирии и части России. Во главе этого государства стояли представители династии Сефевидов. Основным противником Сефевидов была Османская империя: две державы вели борьбу за главенство в мусульманском мире. До поры до времени им удавалось удерживать нейтралитет, но в 1514 году османский султан Селим I объявил Сефевидам войну.

Отрадное многоконфессиональное  фото

С переменным успехом противостояние двух империй продолжалось более 100 лет. В 1638 году османы отвоевали у Сефевидов Багдад, и шииты потеряли контроль над Месопотамией. После этого противостояние с Османской империей закончилось и Османы даже пытались заключить с Сефевидами союз против христиан, вспомнив, что и сунниты, и шииты являются в первую очередь мусульманами. Но шииты на такой союз не пошли. А чуть менее века спустя Иран оказался под властью афганцев — империя Сефевидов пала, династия пресеклась, а «осколки» империи до сих пор остаются островками шиизма в мире. 

Попытки примирения

Религиозное противостояние, начавшееся в VII веке и особенно ярко проявившееся в противоборстве двух империй, продолжается до сих пор. Сунниты и шииты спорят, кто же из них является «истинными» мусульманами. А проще говоря, обвиняют представителей противоположной ветви в неверии. 

Попытки примирения время от времени предпринимаются как на уровне большой политики, так и на уровне общин. Например, в 2005 году в Иордании прошла Международная мусульманская конференция, где приняли Декларацию мусульманских лидеров, среди которых были и сунниты, и шииты. Она подтвердила приверженность мусульман принципу мирного сосуществования. В Декларации также осуждались попытки представителей одних течений уличить в неверии представителей других. 

Но любая история свидетельствует, что принятие решений на глобальном уровне не гарантирует отсутствие локальных противоречий. Вспомним хотя бы совсем недавние события: в 2016 году московские шииты были фактически изгнаны из Московской Соборной мечети — их отказались пускать туда якобы из-за того, что их обряды то время траурных служб мешают остальным молящимся (у шиитов принято проводить обряд самобичевания). Хотя и до изгнания шииты проводили свои службы… в подвале мечети.

Отрадное многоконфессиональное  фото

Вместе или отдельно?

А действительно, могут ли молиться вместе сунниты и шииты? На практике они стараются посещать разные мечети, но не исключают возможности совместной молитвы или иных форм взаимодействия. Например, в Иране, где есть и сунниты, и шииты, в некоторых мечетях практикуют чередование: одну пятницу богослужение ведёт священник-суннит, а другую пятницу—шиит. Главное, чего стараются избегать сунниты, это присутствия при шиитской церемонии, посвящённой памяти сына Али Хусейна. 

В Москве суннитская и шиитская мечети построены не просто в непосредственной близости, а в одном комплексе. Суннитская мечеть «Ярдям» (в переводе с татарского название означает «помощь») была возведена всего за год и открыта в 1997-м. Её строили на средства Благотворительного фонда развития татарского духовного наследия «Хиляль». В официальной информации можно прочитать, что это Джума-мечеть, то есть «пятничная». Такие мечети строились для того, чтобы вся община могла совершать в них коллективную молитву в полдень пятницы (Джума-намаз). Обычно Джума-мечети большие, правда, «Ярдям» по московским меркам вместительностью не отличается — одновременно там могут молиться около 2000 человек. Хотя, судя по количеству минаретов, эта мечеть относится к средним — минаретов у неё два.

При мечети «Ярдям» есть медресе—школа, которую могут посещать до 200 учеников. Считается, что медресе—это основа суннитской ортодоксии: в таких школах издавна изучали богословие, языки, Коран, философию, историю и другие науки. 

Шиитская мечеть «Инам» (в переводе с азербайджанского «доверие») открылась чуть позже, в 1999 году. Инициатором и спонсором её строительства был первый президент Азербайджана Аяс Муталибов. Что интересно: автором обоих проектов — и суннитской, и шиитской мечети—является один человек, Ряшит Баязитов, который возглавляет Духовное управление мусульман Сибири. К сожалению, с его именем связан и конфликт вокруг этой мечети, так как «Инам» построена на земле, принадлежащей Баязитову. В какой-то момент он вступил в конфликт с верующими и службы в мечети прекратились. Как писали в разгар конфликта в прессе (в начале 2019 года), Баязитов не исключал, что сделает эту мечеть суннитской.

Отрадное многоконфессиональное  фото

Закончить этот короткий экскурс в историю ислама хотелось бы цитатой доктора Омера Спахича, доцента факультета исламских знаний и гуманитарных наук Международного исламского университета Малайзии, специалиста по исламской архитектуре: «Наименования «суннизм» и «шиизм», хотя в некоторых контекстах имеют значение, являются искусственными. Человек никогда не войдёт в рай Аллаха (Джанна), будучи суннитом, шиитом, суфием, салафитом, ибадитом, ваххабитом, ханафитом, шафиитом, маликитом, ханбалитом и т. д. Туда по милости Аллаха войдут такие категории, как верующие, праведники, добродетельные, богобоязненные, творящие добро, мученики». И московский комплекс из двух мечетей, суннитской и шиитской, под одной крышей вполне мог стать шагом к преодолению этих “искусственных наименований”. И если пока не стал, то, как говорил Мухаммед: “Когда Всевышний Аллах возлюбит кого-нибудь, Он подвергает его испытаниям”».  

 

Читайте также

Фильтр