Печатное слово было одним из главных оружий революционной России начала ХХ века. Это требовало множества подпольных типографий для издания листовок, прокламаций, газет, брошюр. Одна из таких типографий расположилась в посёлке Лосиноостровском на территории современного Бабушкинского района.
Подпольная большевистская типография 1907 года
Сотрудники нелегальных большевистских типографий жили, как герои остросюжетных, часто детективных романов. Они прыгали на ходу в конки, убегая от погони, знали, какие секретные слова нужно сказать, чтобы магазины оказывались тайными организациями, жили по поддельным документам под несколькими именами, переезжали с места на место и, конечно, прятались от преследователей на тихих уединённых дачах сами и организовывали на дачных улочках тогдашнего Подмосковья типографии или, как их тогда называли, «техники», секретные штабы, склады оружия и литературы.
Вполне подходящим для этих целей был в то время посёлок Лосиноостровский, сегодня расположившийся на территории Бабушкинского района Москвы. Именно тут в 1907 году жил и работал глава конспиративно-технического аппарата Московского комитета РСДРП Осип Пятницкий-Таршис.
Москва и Подмосковье в 1905-1907 годах
Во время первой русской революции Москва и окрестности представляли собой кипящий котёл негодования: то тут, то там собирались демонстрации и митинги, бойкоты и стачки, жандармерия только успевала проводить обыски и аресты. Сложившаяся ситуация стала толчком для московских большевиков к созданию организационных форм своей деятельности и, в частности, к налаживанию регулярного выхода агитационных материалов. Так, только Московский комитет в 1905 году имел пять подпольных типографий.
Общероссийская стачка, инициированная как раз московскими газетами, привела к выходу манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года, который хоть и немного успокоил массовую революционную борьбу, но был воспринят не как стремление провести реальные политические изменения, а как тактический ход. И потому не мог предотвратить подготовку нового витка революции, на сей раз уже в форме военного конфликта.
Активизации и милитаризации большевиков немало способствовало убийство в октябре 1905 года Николая Баумана, видного деятеля и организатора подпольной большевистской печати. Его похороны превратились в политическую демонстрацию, давшую сигнал к подготовке вооружённого восстания.
Похороны Баумана, 1905 год
Уже в ноябре 1905 года был создан Московский совет народных депутатов, инициировавший забастовку, которая вылилась в семидневное жестокое противостояние, считающееся кульминацией первой российской революции. Восстание было приостановлено тем же Советом депутатов ввиду очевидного неравенства сил.
Вопреки формальной легализации оппозиционной печати и провозглашению политических прав и свобод, для большевистской печати началось тяжёлое время. К первому мая 1906 года были рассекречены и арестованы четыре из пяти нелегальных типографий, активисты массово уезжали из Москвы, в мае того года загранпаспортов было выдано столько, сколько за весь 1905 год.
Жандармерия тем временем гордо рапортовала о «спокойствии» в Москве, а те революционные деятели, которые остались на свободе, были вынуждены существовать в постоянном страхе преследования. Арестованных могли провезти по нескольким тюрьмам, прежде чем где-то оказывалось свободное место. Но даже в этих условиях революционеры продолжали агитационную, организаторскую и пропагандистскую работу, партия пополняла ряды своих членов, а поток печатаемой за рубежом большевистской литературы не прекращался, позволяя революционерам держать руку на пульсе бурного времени.
Печатный станок «Бостонка», Самарский краеведческий музей им. Алабина. Фото: Елизавета Сухова
«Внутриредакционная» жизнь подпольных типографий
Подпольная типография Московского комитета на Рождественском бульваре успешно работала целых восемь месяцев 1907 года под руководством Пятницкого. И за это время отпечатала около полутора тысяч листовок, которые были так необходимы в тот момент.
Судя по обстоятельствам обыска и арестов в связи с рассекречиванием этой типографии, охранке стало о ней известно от одного из её бывших сотрудников. Иначе это было сделать трудно, так как работала подпольная типография весьма аккуратно. Несмотря на расположение в оживлённом месте, удобном для слежки, ни на одном из этапов — от завоза бумаги до распространения листовок — сотрудники никак себя не обнаружили. Для этого наборщикам приходилось и ночевать в «магазине», и проявлять смекалку: когда в магазин входил покупатель, нажималась некая «тревожная кнопка», которая оповещала типографию о необходимости приостановить работу шумного станка.
Сотрудникам типографий не с такой продуманной и отлаженной системой конспирации приходилось и вовсе месяцами буквально сидеть в сыром подполье со слабым освещением, без возможности общаться с близкими людьми, чтобы не выдать себя. Особенно это тяжело давалось в дни, когда рабочие выходили на забастовки и митинги.
Самым сложным в организации подпольных типографий была техническая сторона вопроса: помещение, станок, шрифт, бумага — ничего не доставалось в тогдашних условиях легко. Попытки обзавестись бумагой подозрительного формата уже могли стать поводом для ареста, и даже когда надёжный поставщик найден, нужно было эту бумагу как-то до типографии довезти. Для этого, а также для распространения готовой продукции необходимы были явочные квартиры, подставные адреса. Сотрудничали большевики также и с сочувствующими владельцами продовольственных магазинов, куда тайно завозили листовки, чтобы распространитель не был связан с самой типографией.
Отдельного упоминания стоит кириллический шрифт, для приобретения которого нужно было специальное разрешение, недоступное организаторам типографий без поддельных документов. Был и иной путь получения шрифта: рабочие поступали на службу в легальные типографии и оттуда мелкими партиями выносили свинцовые буквы.
Долгие поиски подходящего помещения и надёжных соратников вынуждали активистов подпольной борьбы обустраивать типографии в квартирах и домах, где они сами жили, а нехватка финансирования и полицейский режим, мешавший свободно покупать необходимое для издательства, вынуждали самостоятельно в домашних условиях делать из сажи краску, а станки заказывать у кустарей или частями на разных предприятиях. В каких-то типографиях не было не то что станка, но и вала, а оттиски делали, присаживаясь на стул, на котором лежали форма и бумага.
Лосиноостровская типография
Никогда и нигде организовывать подпольную печать не было делом простым и безопасным, и Москва во время реакции не исключение. Помимо подстерегающих на каждом шагу представителей закона, везде снующих провокаторов, нехватки средств, конспирации, заставляющей быть начеку даже во сне, большевики к тому же после октябрьского манифеста потеряли сотни соратников в лице кадетов и эсеров, а объявленная свобода слова, как ни парадоксально, проредила подпольные ряды арестами, ссылками и бегством за границу сотрудников как легальных, так и незаконных печатных органов. Именно в это время, в 1907 году на дачу в Лосиноостровский с двумя наборщиками переехал Осип Пятницкий.
Конечно, ни американским печатным станкам, ни до деталей продуманным прикрытиям тут уже не было места. Пятницкий был теперь ещё больше ограничен в своих действиях. Печатный станок для него разработал сотрудник подпольных типографий, причём вал ходил, как колёса по рельсам, — бесшумно. Изготовленный в слесарной мастерской в Сокольниках специально для типографий Московского комитета, этот станок напечатал тысячи листовок. Сократился и штат сотрудников, специализировавшихся на различных операциях типографского процесса.
Здесь не печатались газеты, только адресованные рабочим и крестьянам листовки и прокламации, Установить, в какой именно типографии была отпечатана та или иная прокламация, было невозможно, поскольку, что естественно для нелегальной печати, выходные данные были скудны и содержали только принадлежность к Московскому или Окружному комитету. Тираж указывался далеко не всегда, а адрес, понятное дело, присутствовал для того, чтобы сбить охранку со следа.
Москва. Вход во фруктовую лавку на улице Лесной, в подвале которой располагалась подпольная типография. Ныне здесь музей. Фото: Денис Емельянов
Типография на Рождественском бульваре просуществовала долгие для революционного времени восемь месяцев, таким долголетием не может похвастаться ни одна из её последовательниц. В Лосиноостровском типография не проработала и полгода и в целях конспирации была перевезена на новое место.