Как мы помним, еще в 1910-х годах общественники поднимали вопрос о выделении станций скорой медицинской помощи в отдельную структуру, которая была бы независима от полиции. Прежние городские власти на это категорически не соглашались, вероятно, по причине экономии городских средств. Но вот прежних властей не стало, как и царской полиции, а значит, что эту инициативу можно попробовать «протолкнуть» у новой, советской власти. Решился на это бывший старший врач Московского почтамта Владимир Поморцов. Он направил свои предложения по этому вопросу на рассмотрение коллегии врачебно-санитарного отдела Московского совета рабочих депутатов, где председателем был Николай Семашко. На заседании 18 июля 1919 года предложения Поморцова были приняты, было решено создать станцию скорой медицинской помощи, отдав ей три небольших комнаты в левом крыле Шереметьевской больницы (Большая Сухаревская площадь, д. 3, стр. 1), гараж же для карет скорой поместился на Миусской площади. Таким образом, машина сначала выезжала к станции, забирала врача, после чего уже следовала на вызов. Первым руководителем станции стал, что логично, Владимир Поморцов.

Владимир Поморцов, начало ХХ века
Станция открылась 15 октября 1919 года, ее коллектив состоял из 60 работников: 15 врачей (хирурги, терапевты и гинекологи), 30 человек среднемедицинского персонала и еще 15 сотрудников административно-хозяйственного персонала. В этот же день станция приняла свой первый вызов — к пострадавшему с переломом нижней конечности выехал врач Леонид Овосапов. В первое время выездов было около 4-5 в день, поскольку немногие из москвичей тогда знали о работе открывшейся станции. Впрочем, в первые годы своего существования она выезжала только на несчастные случаи, случившиеся на улицах, общественных местах, фабриках и заводах. Из архивов известно, что в 1922 году было совершено 2129 вызовов, в 1923 году — 3659. С собой врачи возили около 30 банок с лекарствами, перевязочный материал и хирургические инструменты. Ряд источников указывает, что для передвижения по городу медикам передали трофейный автомобиль, который был переделан под нужды скорой.

Леонид Овосапов, 1920–1930 годы
В 1923 году Владимир Поморцов покидает свою должность из-за состояния здоровья, его сменит Александр Пучков, который пробудет во главе московской скорой почти 30 лет, до самой своей смерти в 1952 году. Коренной москвич из семьи медиков (его отец был главврачом той самой Гаазовской больницы), он внес огромный вклад в свое дело. При нем произошло слияние станции с Центропунктом — организацией, занимавшейся доставкой больных тифом в больницы и специальные бараки, поскольку тогда в Москве бушевала эпидемия этой страшной болезни. На базе станции и Центропункта появится Московская станция скорой медицинской помощи. Вскоре ей передадут еще один автомобиль, и бригад станет две. И все равно этого не хватало на весь город. Только в 1926 году удалось создать третью, а в 1927 — четвертую.

Автомобиль московской скорой помощи, 1920-е годы
Были и другие изменения. Например, учреждена должность старшего дежурного врача, на которую назначались только опытные медики, умевшие быстро ориентироваться в ситуации и использовать бригады рационально, направляя на самые серьезные вызовы. Был установлен регламент, по которому сотрудники скорой стали выезжать на вызовы и по ночам. Кроме того, почти с нуля разработана система учета и работы бригад, внедрен аппарат конференц-связи, определения бригады и так далее. В 1924 году сотрудники станции дежурили на похоронах Владимира Ленина, позже такие дежурства будут сопровождать крупные все столичные мероприятия: митинги, военные парады, спортивные мероприятия. С 1926 года московская скорая стала выезжать к больным на дом, причем изначально на такие вызовы ездили на мотоциклах с колясками, но после пересели на небольшие автомобили. Добавили и еще одну неотложную службу — психиатрическую, которая выезжала к особо опасным «буйным». В 1929 году московская скорая совершила 14 762 выезда, а в 1930 году к четырем бригадам добавилась пятая.

Скорая помощь на московской улице, 1920–1930-е годы
В 1930-е годы началось открытие подстанций скорой медицинской помощи по всей Москве. Первая из них открылась 1 ноября 1930 года в Первой градской больнице (Ленинский пр-т, д. 8), а через три года открыты вторая и третья подстанции — на территории Боткинской больницы и на Симоновском валу, на территории первой Таганской больницы. До начала Великой Отечественной войны по всему городу действовало уже шесть подстанций скорой помощи. Из наиболее важных нововведений этих лет можно отметить два: в 1938 году на станции было организовано ночное дежурство врачей-педиатров, а в 1940 году станция скорой медицинской помощи вместе со всеми подстанциями была передана в подчинение Мосгорздравотделу. В годы Великой Отечественной войны столичные медики, как и все жители нашего города, проявили свое мужество и героизм. 185 сотрудников скорой помощи были награждены медалью «За оборону Москвы», множество сотрудников проявили себя как военные медики на фронте, отличившись высоким уровнем профессионализма.

Медики оказывают помощь раненому бойцу, 1940-е годы
После окончания войны развитие московской скорой помощи продолжилось. В конце 1940-х годов разработан и выпущен новый санитарный автомобиль на базе ЗИС-110. С 1957 года была введена двухсторонняя радиосвязь между выездными бригадами и оперативным отделом, в 60-е годы создаются специализированные бригады: токсикологическая, противошоковая, педиатрическая и кардиологическая. Последняя выезжала к больным с инфарктом миокарда, причем в больницу их доставляли максимально бережно — на полуспущенных шинах и со скоростью не более 40 км/ч. В эти же годы открывается сразу шесть новых городских подстанций.

Оперативный отдел московской скорой за работой, 1950–1960-е годы
Отдельно стоит отметить деятельность Николая Каверина, который руководил станцией с 1970 по 1984 год. При нем было выполнено слияние служб скорой и неотложной медицинской помощи в одну структуру. Задача была трудная, поскольку специфика работы двух служб была разной, не хватало кадров, были проблемы с транспортом. Тем не менее объединение состоялось, диспетчеры стали принимать в 7,5 раз больше вызовов. Был реформирован оперативный отдел, введены новые должности, появились новые подразделения, такие как отдел связи, технический отдел, служба ремонта. При Каверине было построено новое здание Управления станции около института Склифосовского. После всех этих реформ количество подстанций в Москве возросло до 40 штук, и столичная скорая помощь стала крупнейшей медицинской организацией в СССР.

Бригада врачей скорой оказывают помощь пациенту, 1970-е годы
После распада Советского Союза в 1991 году московская скорая помощь переживала непростое время. Тем не менее, преодолев кризис 90-х годов, она продолжила свое развитие. Сегодня она — самая быстрая в Европе и одна из самых оперативных в мире. В ее состав входит 1042 бригад, около 8 тыс. фельдшеров и более 2 тыс. врачей, за год они совершают около 4 млн выездов к москвичам. А ведь когда-то все начиналось всего-то с двух карет, нескольких врачей и пары десятков энтузиастов.
Роман Голосов