Октябрьская — Тульская: из Боливии в Буркина-Фасо на лифте

Сегодня мы совершим прогулку по местности, находящейся на стыке районов Якиманка, Замоскворечье и Даниловский.

Октябрьская — Тульская: из Боливии в Буркина-Фасо на лифте, фото

Улица Коровий Вал, дом 7, строение 1. Фото: К. Спасский

Элементы архитектуры Древней Греции, место производства духов «Красная Москва», первый советский универмаг с самообслуживанием, а также дом, в котором можно перемещаться между странами на лифте, — в нашем материале.

Длина маршрута — 5,3 км, или 7,5 тыс. шагов.

Начнем прогулку с осмотра (1) памятника Ленину на Калужской площади, установленного в 1985 году. Самый крупный монумент вождю революции в Москве был создан в результате совместной работы скульпторов Льва Кербеля и Владимира Федотова, а также архитекторов Глеба Макаревича и Андрея Самсонова.

В его основании — композиция, состоящая из революционных солдат, рабочих и матросов. Женщина над ними обозначает революцию.

На волне событий 1991 года этот, как и многие другие советские памятники, протестующие пытались демонтировать. В отличие от того же памятника Дзержинскому на Лубянке, ленинский монумент устоял — в первую очередь из-за своей массивности.

Он также является одним из последних памятников Ленину, воздвигнутых в СССР.

Октябрьская — Тульская: из Боливии в Буркина-Фасо на лифте  фото

На Калужскую площадь обращен главный фасад Российской государственной детской библиотеки. Входную группу в РГДБ украшают (2) пропилеи, образованные портиками и колоннами — отсылка к архитектуре Древней Греции.

Октябрьская — Тульская: из Боливии в Буркина-Фасо на лифте  фото

(3) Здание с адресом: ул. Коровий Вал, д. 7, стр. 1, является офисно-жилым домом управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ. В нем находится множество посольств иностранных государств, зачастую это несколько объединенных квартир, иногда — целый этаж в одном из подъездов. Поэтому не удивляйтесь, если за оформлением визы в какую-нибудь из далеких стран вас отправят по этому адресу и с точностью до конкретной квартиры.

Учитывая, что территория посольства принадлежит иностранному государству, этот дом, по сути, позволяет вам перемещаться между странами на лифте.

Далее пройдем до (4) театра «Градский Холл», расположенного в бывшем здании кинотеатра «Буревестник».

Место это было связано с кино с 1914 года, тогда здесь начал свою работу кинематограф «Великан». Название он оправдывал большой вместимостью — 670 мест. В советское время «Великан» переименовали в «Спорт», а в 1941 году он был разрушен от налета немецкой авиации.

В 1957 году по проекту Иван Жолтовского было построено современное здание, названное кинотеатром «Буревестник». В нем снимался один из эпизодов телевизионного фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979) — когда Володя Шарапов под присмотром Промокашки посещает сеанс в «Буревестнике».

В 1991 году московские власти передали здание певцу и композитору Александру Градскому под музыкальный театр, после чего кинотеатр был переоборудован.

Градский возглавлял театр вплоть до своей смерти в 2021 году. Здесь же и прошла церемония прощания с артистом.

По соседству находится (5) универмаг «Добрынинский», построенный по проекту Константина Яковлева в 1928–1929 годах в конструктивистском стиле. Является одним из первых универмагов новой советской Москвы, ранее был также известен как Московско-Ленинский универмаг и «Красное Замоскворечье».

Октябрьская — Тульская: из Боливии в Буркина-Фасо на лифте  фото

В начале 2000–х годов был облицован новыми фасадными панелями, потеряв первоначальный внешний вид.

Октябрьская — Тульская: из Боливии в Буркина-Фасо на лифте  фото

(6) Наземный вестибюль станции метро «Добрынинская» был открыт в 1950 году. Сооружен в виде двух арок на трех широких пилонах, перед павильоном в 1967 году был установлен бюст Петра Добрынина, участника Октябрьской революции и одного из организаторов Красной Гвардии Замоскворечья. В честь него станция и называется с 1961 года.

После этого пройдем до (7) БЦ «Доходный дом “Шервуд”», современное здание которого формировалось в четыре этапа в течение всего XX века.

Изначальный проект архитектора Владимира Шервуда 1914 года подвергался изменениям и надстройкам в 1915, 1976 и 1998 годах — это можно увидеть по «пирогу», который из себя представляет фасад.

На Люсиновской улице находится (8) городская усадьба Игнатьевой-Белкина, возведенная в 1819–1833 годах. Интерьеры и экстерьеры представляют собой хорошо сохранившийся образец ампира своей эпохи.

Интересно, что в XIX веке комплекс зданий располагался на 42 м восточнее современного места. В 1981 году в рамках расширения Люсиновской улицы оно было передвинуто.

Сейчас здание занимает Центр археологических исследований Комитета по культурному наследию города Москвы.

(9) Клубный дом Pleasant House является реконструированным уже в XXI веке зданием в стиле модерн, построенным в 1917 году по проекту Александра Назарова. Фасад декорирован элегантным фризом из изразцов ручной работы, а также эркером и пилястрами, отделанными итальянской плиткой.

Октябрьская — Тульская: из Боливии в Буркина-Фасо на лифте  фото

Целый квартал занимает территория (10) Морозовской детской городской клинической больницы. Она была основана в 1903 году на средства московского купца и мецената Алексея Викуловича Морозова, которые ему специально под эту инициативу завещал отец Викула.

В начале XX века больница состояла из нескольких корпусов и могла принять до 300 пациентов. После Октябрьской революции больница была национализирована, переименована и стала Городской образцовой детской клинической больницей № 1. В последующие годы она продолжала развиваться и расширяться. После Великой Отечественной войны больница стала одним из ведущих детских медицинских центров в СССР.

Развитие Морозовской больницы продолжается и по сей день. Помимо новых корпусов, в 2023 году достроили больничный храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Напротив больницы расположены (11) три сохранившихся корпуса Мытного двора, построенные в 1803–1804 годах по проекту архитектора Федора Соколова. Здесь раньше собирали мыт, то есть пошлину, за пригнанный в Москву для продажи скот. В дальнейшем мытные дворы носили за собой таможенные функции, являлись местом торговли или становились гостиницами.

На углу улиц Мытная и Павла Андреева находится (12) бывший конструктивистский дом 1927 года, перестроенный в 1950-х в неоклассическую «сталинку». Помимо измененной формы, фасад здания был дополнен декором, несвойственным архитектуре авангарда.

Через дорогу расположен (13) комплекс зданий Московской печатной фабрики «Гознак», история которой началась с эвакуации Экспедиции заготовления государственных бумаг из Петрограда в феврале 1918 года.

Октябрьская — Тульская: из Боливии в Буркина-Фасо на лифте  фото

Спустя два года фабрике были выделены здания бывшей парфюмерной фабрики товарищества «Брокар и К». «Брокар и К» являлся одной из крупнейших парфюмерных фирм в Российской империи на рубеже XIX и XX веков. Гознак объединил бумажные и печатные фабрики, монетные дворы.

Октябрьская — Тульская: из Боливии в Буркина-Фасо на лифте  фото
Октябрьская — Тульская: из Боливии в Буркина-Фасо на лифте  фото

Часть бывших помещений парфюмерной фабрики после Октябрьской революции были переданы (14) Государственному мыловаренному заводу № 5, известному в дальнейшем как «Новая Заря». Именно здесь с 1925 года производятся духи «Красная Москва», рецепт которых, согласно некоторым версиям и легендам, был разработан для императрицы Марии Федоровны «сыном французского мыловара» Августом Мишелем к 300–летию дома Романовых.

В связи с переездом сюда «Гознака», в 1920-х годах необходимо было построить дома для его сотрудников. Для этого в 1926–1927 годах по проекту архитекторов М. Певзнера и Н. Алексеева был сооружен (15) квартал домов фабрики «Гознак». Это был один из первых районов массовой конструктивистской застройки в СССР.

Октябрьская — Тульская: из Боливии в Буркина-Фасо на лифте  фото

Уже в 1930–х годах некоторые здания были надстроены на два этажа по проекту архитектора Н. Курочкина.

Завершим прогулку у (16) Даниловского универмага, построенного в 1929–1934 годах. Изначальный конструктивистский проект был доработан архитектором Георгием Олтаржевским, реализовавшим в нем черты стиля ар-деко. В разное время именовался Московским показательным и Москворецким универмагом. Он также вошел в историю торговли Москвы. Именно в нем впервые в столице была внедрена такая простая и привычная современному жителю города функция, как самообслуживание покупателей.

Октябрьская — Тульская: из Боливии в Буркина-Фасо на лифте  фото

Кирилл Спасский

Читайте также

Фильтр