Длина маршрута — 2,1 км, или 3 тыс. шагов.
Начнем наш маршрут с осмотра памятника (1) Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко — основателям Художественно-общедоступного театра, ставший впоследствии знаменитым МХАТом. В 1987 году он разделился на нынешние МХАТ им. Горького и расположенный неподалеку от памятника МХТ им. Чехова.
Монумент был установлен на пересечении Тверской улицы и Камергерского переулка совсем недавно, в 2014 году. Его автор — скульптор Алексей Морозов ваял образы двух величайших театральных режиссеров в течение двух лет в Италии. Скульптурную группу отлили из бронзы в Пьетрасанте, а основание сделали в Вероне, использовав финский гранит.
На постаменте выбито начало монолога героини пьесы Чехова «Чайка» Нины Заречной на латинице: Homines, leones, aquilae, et perdices, cervi comigeri…, что переводится как «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени…».

Памятник Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко. Фото: К. Спасский
По соседству находится и (2) памятник Антону Чехову, установленный в рамках празднования столетия Московского Художественного театра в 1998 году. Создан скульптором Михаилом Аникушиным и архитекторами: Михаилом Посохиным-младшим, Марком Фельдманом. Подлинное рождение МХТ связано именно с драматургией Чехова.

Памятник Антону Чехову. Фото: К. Спасский
А вот и сам (3) Московский художественный театр. Конечно же, узнать глубже и прочувствовать его историю лучше при посещении постановки. Отметим только, что главным из комплекса его зданий является бывший особняк в стиле ампир XVIII века, который в 1902 году реконструировали по проекту Федора Шехтеля.

Проезд Художественного театра, МХАТ имени Максима Горького, 1971 год. Фото: Pirogov / pastvu.com
Вход с 1903 года украшает барельеф «Море житейское» (также известный как «Пловец» или «Волна») работы Анны Голубкиной, который облекает в метафорическую форму творческий принцип театра.

Барельеф «Море житейское». Фото: К. Спасский
С 1923 здесь же работает музей МХАТ.

Похороны Антона Чехова, перед Художественным театром. 1904 год. Фото: IBarantsev / pastvu.com
Также наследие Шехтеля проявляется в Камергерском и в виде (4) фонарей. Правда, сделаны они по рисункам архитектора только в 1990-х годах, а украшают переулок с 1998 года.

Фонари Шехтеля на новой пешеходной зоне, 1998 год. Фото: Snok3 / pastvu.com
(5) Памятник Сергею Прокофьеву с 2016 года также является важной частью «Камергерки». Работа скульптора Андрея Ковальчука была установлена напротив дома с номером 6, где великий композитор прожил последние годы своей жизни.
Образ Прокофьева заимствован с одной из фотографий, где он изображен в элегантном пальто и шляпе, а левой рукой придерживает нотные листы с подписью «Серж Прокофьев».
Осенним днем его вполне можно принять за одного из спешащих по своим делам москвича или гостя столицы, предпочитающего классический стиль.

Памятник Сергею Прокофьеву. Фото: К. Спасский
Поворачиваем налево, на Большую Дмитровку, чтобы оказаться у еще одного монумента.
В 2015 году, в день 90-летия со дня рождения величайшей балерины Майи Плесецкой, здесь появился сквер ее имени. Ровно через год его дополнил (6) памятник балерине в образе Кармен работы Виктора Митрошина.
В 1967 году на сцене Большого театра, расположенного неподалеку, состоялась премьера «Кармен-сюиты» Бизе — Щедрина. Этот балет был создан знаменитым кубинским хореографом Альберто Алонсо специально для Майи Плисецкой. Образ Кармен стал одной из ключевых ролей в творчестве балерины и вошел в золотой фонд мировой хореографии.

Памятник Майе Плисецкой. Фото: К. Спасский
Во дворах Большой Дмитровки можно обнаружить достаточно необычное здание. Здесь с 1912 года появился (7) «Первый и Единственный в России Холодильник, приспособленный для хранения исключительно меховых вещей, платья и ковров». Принадлежал он поставщику Его Императорского Величества меховщику Михайлову и был сооружен в составе комплекса доходных домов.

Холодильник для хранения пушнины и мехов. Фото: К. Спасский
При проектировании здания архитектор Никита Лазарев реализовал ряд уникальных технических решений: охлаждение вентиляции артезианской водой, облицовку стен панелями из пробкового дерева, а также отсутствие окон на этажах с третьего по восьмой. Его функционал оказался настолько востребован, что в Москве тех времен возникла традиция сдавать сюда на летнее хранение меховые изделия и ковры.

Холодильник для хранения пушнины и мехов. Фото: К. Спасский
Пришедшая советская власть продолжила использовать холодильник по прямому назначению. Из «Мировой академией пушнины» готовые шубы и заготовки из меха разлетались по всему миру на экспорт. С 1990-х годов часть помещений сдается под офисы, а холодильная функция здания востребована до сих пор.

Холодильник для хранения пушнины и мехов. Дореволюционный рекламный проспект
На углу Большой Дмитровки находится на первый взгляд рядовое дореволюционное здание, коих в округе множество. Но его историческая ценность сложилась уже в советское время.

Большая Дмитровка, 13. Фото: К. Спасский
(8) В подвале здания, вход в который находился с угла, располагался пивной бар «Яма», также известный как «Субмарина». Именно здесь снимали сцену из фильма «Берегись автомобиля» — момент, где Ефремов и Смоктуновский пьют то самое «фирменное пиво».

Кадр из фильма «Берегись автомобиля» (1966)
После этого «ныряем» в Столешников переулок, чтобы оказаться у (9) доходного дома Карзинкина, построенного по проекту Василия Карнеева в 1874 году.

Доходный дом Карзинкина. Фото: К. Спасский
В квартире № 10 на третьем этаже с 1886 по 1935 год проживал известный русский писатель, журналист и летописец московской жизни Владимир Гиляровский. В этом доме у него гостили выдающиеся деятели культуры: Антон Чехов, Александр Куприн, Иван Бунин, Николай Телешов, Исаак Левитан, Федор Шаляпин.
В честь Гиляровского на здании установлена памятная доска.

Доходный дом Карзинкина. Фото: К. Спасский
Памяти автора и его нетленной книги «Москва и москвичи» посвящен (10) Центр Гиляровского — самый молодой филиал Музея Москвы, устроенный во флигеле XIX века бывшей усадьбы XVIII века. Как и сам Гиляровский, Центр изучает социальную историю Москвы, опираясь на личные воспоминания и архивные материалы. Специалистов интересует не только прошлое города, но и его дух: как менялись улицы и повседневная жизнь горожан, какие традиции и нравы формировали столицу. Эти темы раскрываются в выставках, лекциях и конференциях. Особый акцент сделан на Москве рубежа XIX-XX веков, эпохе, которую Гиляровский описал так ярко.

Центр Гиляровского. Фото: К. Спасский
Про связь Гиляровского со Столешниковым хорошо написано в книге Екатерины Киселевой и Елены Абаренковой «Москва Гиляровского: неизвестные страницы»: «Дядя Гиляй обожал уютный Столешников переулок с его фонарями, чугунными козырьками подъездов и лепниной на фасадах. Ему были дороги даже мельчайшие детали — “кукушки” на крышах, причудливый узор московской застройки. Он знал этот переулок в любое время года и суток, знал — и любил».
Перед Центром установлен памятник Гиляровскому работы скульптора Александра Головачева. С 2012 по 2017 год Дядя Гиляй находился у Музея Москвы на Зубовском бульваре, пока не переехал «поближе к дому».

Памятник Гиляровскому. Фото: К. Спасский
С 2019 года Столешников украшает и совершенная современность в виде (11) жанровой скульптуры «Агата», созданная в 2017 году Григорием Ореховым. Стальная матрешка была названа в честь дочери художника, чье рождение, по словам автора, «послужило импульсом для создания этого произведения».

«Агата». Фото: К. Спасский
Здесь же в 1998 году появилась (12) часовня, установленная в память о церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Столешниках.

Часовня Рождества Богородицы. Фото: К. Спасский
Построенная в 1620 году, она с различными «архитектурными правками» просуществовала до 1927 года, пока не была снесена, несмотря на многочисленные протесты руководства Главнауки РСФСР, Московского архитектурного общества, общества «Старая Москва», Государственной академии материальной культуры и представителей Академии наук.

Церковь Рождества Богородицы в Столешниках, 1920-е годы. Фото: Mchpv / pastvu.com
(13) Бывший доходный дом Грачевой — одна из первых построек в стиле модерн в Москве, реализованный проект архитектора Эммануила Розена. Стиль ярко выражен в волнообразных формах окон, задающих ритм всему фасаду.

Доходный дом Грачевой. Фото: К. Спасский
В 1902-1903 годах это здание стало эпицентром русского модерна, приняв первую в России программную выставку нового стиля — «Выставку архитектуры и художественной промышленности нового стиля». Среди участников были звезды архитектуры — от русских зодчих до европейских новаторов: Чарльза Макинтоша, Йозефа Ольбриха и Яна Котеры.
Но слава места не ограничивалась искусством. Здесь располагался культовый магазин «Жак» — Мекка модников начала XX века, стоявшая в одном ряду с легендарными «Мюром и Мерилизом». Одной из тогдашних московских диковинок был и кинотеатр «Таумотограф», а фотомастерские Романовского, Эйхенвальда и «Паола» Свищева притягивали московскую интеллигенцию. Неудивительно, что Максим Горький и Антон Чехов были завсегдатаями этого дома.
Но одним из самых выразительных примеров модерна в Москве является (14) доходный дом Сокол, построенный в 1904 году по проекту архитектора Ивана Машкова.

Доходный дом Сокол. Фото: Оксана Гильдеева / mos.ru
Здание было спроектировано под влиянием идей австрийского архитектора Отто Вагнера. Его фасад украшает трехчастная майоликовая мозаика, созданная по эскизам художника Николая Сапунова на Бутырском керамическом заводе «Абрамцево». Она перекликается с декоративными мотивами гостиницы «Метрополь». Дополнительным элементом оформления стали рельефные изразцы, выполненные по рисункам Михаила Врубеля 1890-х годов.

Доходный дом Сокол. Фото: К. Спасский
С 1909 года в здании размещалось итальянское издательство «Данте Алигиери», при котором работала бесплатная читальня. Здесь же находились фотоателье «Шерер, Набгольц и Ко» и ресторан. В советский период помещения занимали магазины Мосторга, книжная лавка «Международная книга» и магазин издательства «Академия». С 1961 года в особняке располагается «Моспроект-3», а в 1980-е годы часть первого этажа была переоборудована под офисы зарубежных авиакомпаний.
Завершим прогулку у (15) дома Мясоедова — одного из немногих фрагментов Большой Дмитровки классического периода.

Усадьба Мясоедовых. Фото: К. Спасский
Этот дом примечателен не только фасадом с пилястровым портиком, запечатленным в альбомах Матвея Казакова, но и уникальной усадебной планировкой с полукруглым задним двором. Главное здание усадьбы было построено не позднее середины XVIII века, а своды в его северной части, возможно, относятся к еще более раннему периоду.

Усадьба Мясоедовых. Фото: К. Спасский
В 1831 году сюда из Поварской перевели Театральную школу — сегодня это то самое Щепкинское училище. Позже школа перебралась на Неглинную, а в здании на Дмитровке разместилась дирекция Театральной конторы.

Усадьба Мясоедовых. Фото: К. Спасский
При недавних реставрационных работах специалисты обнажили оригинальные элементы отделки фасада, которые, словно технология архитектурной дополненной реальности, может перенести подготовленного зрителя в прошлое.
Нужно только использовать воображение.
Кирилл Спасский