Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»

Сегодня мы совершим прогулку по центральной части Тверского района, чтобы увидеть реализованную уже в конце XX века задумку Федора Шехтеля, первый в России меховой холодильник, место встречи Деточкина и Подберезовикова, названную в честь дочери стальную матрешку и множество в полном смысле этого слова уместных современных памятников.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря», фото

Памятник Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко

Фото: К. Спасский

Длина маршрута — 2,1 км, или 3 тыс. шагов.

Начнем наш маршрут с осмотра памятника (1) Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко — основателям Художественно-общедоступного театра, ставший впоследствии знаменитым МХАТом. В 1987 году он разделился на нынешние МХАТ им. Горького и расположенный неподалеку от памятника МХТ им. Чехова.

Монумент был установлен на пересечении Тверской улицы и Камергерского переулка совсем недавно, в 2014 году. Его автор — скульптор Алексей Морозов ваял образы двух величайших театральных режиссеров в течение двух лет в Италии. Скульптурную группу отлили из бронзы в Пьетрасанте, а основание сделали в Вероне, использовав финский гранит.

На постаменте выбито начало монолога героини пьесы Чехова «Чайка» Нины Заречной на латинице: Homines, leones, aquilae, et perdices, cervi comigeri…, что переводится как «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени…».

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

По соседству находится и (2) памятник Антону Чехову, установленный в рамках празднования столетия Московского Художественного театра в 1998 году. Создан скульптором Михаилом Аникушиным и архитекторами: Михаилом Посохиным-младшим, Марком Фельдманом. Подлинное рождение МХТ связано именно с драматургией Чехова.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

А вот и сам (3) Московский художественный театр. Конечно же, узнать глубже и прочувствовать его историю лучше при посещении постановки. Отметим только, что главным из комплекса его зданий является бывший особняк в стиле ампир XVIII века, который в 1902 году реконструировали по проекту Федора Шехтеля.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

Вход с 1903 года украшает барельеф «Море житейское» (также известный как «Пловец» или «Волна») работы Анны Голубкиной, который облекает в метафорическую форму творческий принцип театра.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

С 1923 здесь же работает музей МХАТ.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

Также наследие Шехтеля проявляется в Камергерском и в виде (4) фонарей. Правда, сделаны они по рисункам архитектора только в 1990-х годах, а украшают переулок с 1998 года.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

(5) Памятник Сергею Прокофьеву с 2016 года также является важной частью «Камергерки». Работа скульптора Андрея Ковальчука была установлена напротив дома с номером 6, где великий композитор прожил последние годы своей жизни.

Образ Прокофьева заимствован с одной из фотографий, где он изображен в элегантном пальто и шляпе, а левой рукой придерживает нотные листы с подписью «Серж Прокофьев».

Осенним днем его вполне можно принять за одного из спешащих по своим делам москвича или гостя столицы, предпочитающего классический стиль.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

Поворачиваем налево, на Большую Дмитровку, чтобы оказаться у еще одного монумента.

В 2015 году, в день 90-летия со дня рождения величайшей балерины Майи Плесецкой, здесь появился сквер ее имени. Ровно через год его дополнил (6) памятник балерине в образе Кармен работы Виктора Митрошина.

В 1967 году на сцене Большого театра, расположенного неподалеку, состоялась премьера «Кармен-сюиты» Бизе — Щедрина. Этот балет был создан знаменитым кубинским хореографом Альберто Алонсо специально для Майи Плисецкой. Образ Кармен стал одной из ключевых ролей в творчестве балерины и вошел в золотой фонд мировой хореографии.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

Во дворах Большой Дмитровки можно обнаружить достаточно необычное здание. Здесь с 1912 года появился (7) «Первый и Единственный в России Холодильник, приспособленный для хранения исключительно меховых вещей, платья и ковров». Принадлежал он поставщику Его Императорского Величества меховщику Михайлову и был сооружен в составе комплекса доходных домов.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

При проектировании здания архитектор Никита Лазарев реализовал ряд уникальных технических решений: охлаждение вентиляции артезианской водой, облицовку стен панелями из пробкового дерева, а также отсутствие окон на этажах с третьего по восьмой. Его функционал оказался настолько востребован, что в Москве тех времен возникла традиция сдавать сюда на летнее хранение меховые изделия и ковры.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

Пришедшая советская власть продолжила использовать холодильник по прямому назначению. Из «Мировой академией пушнины» готовые шубы и заготовки из меха разлетались по всему миру на экспорт. С 1990-х годов часть помещений сдается под офисы, а холодильная функция здания востребована до сих пор.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

На углу Большой Дмитровки находится на первый взгляд рядовое дореволюционное здание, коих в округе множество. Но его историческая ценность сложилась уже в советское время.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

(8) В подвале здания, вход в который находился с угла, располагался пивной бар «Яма», также известный как «Субмарина». Именно здесь снимали сцену из фильма «Берегись автомобиля» — момент, где Ефремов и Смоктуновский пьют то самое «фирменное пиво».

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

После этого «ныряем» в Столешников переулок, чтобы оказаться у (9) доходного дома Карзинкина, построенного по проекту Василия Карнеева в 1874 году.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

В квартире № 10 на третьем этаже с 1886 по 1935 год проживал известный русский писатель, журналист и летописец московской жизни Владимир Гиляровский. В этом доме у него гостили выдающиеся деятели культуры: Антон Чехов, Александр Куприн, Иван Бунин, Николай Телешов, Исаак Левитан, Федор Шаляпин.

В честь Гиляровского на здании установлена памятная доска.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

Памяти автора и его нетленной книги «Москва и москвичи» посвящен (10) Центр Гиляровского — самый молодой филиал Музея Москвы, устроенный во флигеле XIX века бывшей усадьбы XVIII века. Как и сам Гиляровский, Центр изучает социальную историю Москвы, опираясь на личные воспоминания и архивные материалы. Специалистов интересует не только прошлое города, но и его дух: как менялись улицы и повседневная жизнь горожан, какие традиции и нравы формировали столицу. Эти темы раскрываются в выставках, лекциях и конференциях. Особый акцент сделан на Москве рубежа XIX-XX веков, эпохе, которую Гиляровский описал так ярко.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

Про связь Гиляровского со Столешниковым хорошо написано в книге Екатерины Киселевой и Елены Абаренковой «Москва Гиляровского: неизвестные страницы»: «Дядя Гиляй обожал уютный Столешников переулок с его фонарями, чугунными козырьками подъездов и лепниной на фасадах. Ему были дороги даже мельчайшие детали — “кукушки” на крышах, причудливый узор московской застройки. Он знал этот переулок в любое время года и суток, знал — и любил».

Перед Центром установлен памятник Гиляровскому работы скульптора Александра Головачева. С 2012 по 2017 год Дядя Гиляй находился у Музея Москвы на Зубовском бульваре, пока не переехал «поближе к дому».

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

С 2019 года Столешников украшает и совершенная современность в виде (11) жанровой скульптуры «Агата», созданная в 2017 году Григорием Ореховым. Стальная матрешка была названа в честь дочери художника, чье рождение, по словам автора, «послужило импульсом для создания этого произведения».

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

Здесь же в 1998 году появилась (12) часовня, установленная в память о церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Столешниках.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

Построенная в 1620 году, она с различными «архитектурными правками» просуществовала до 1927 года, пока не была снесена, несмотря на многочисленные протесты руководства Главнауки РСФСР, Московского архитектурного общества, общества «Старая Москва», Государственной академии материальной культуры и представителей Академии наук.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

(13) Бывший доходный дом Грачевой — одна из первых построек в стиле модерн в Москве, реализованный проект архитектора Эммануила Розена. Стиль ярко выражен в волнообразных формах окон, задающих ритм всему фасаду.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

В 1902-1903 годах это здание стало эпицентром русского модерна, приняв первую в России программную выставку нового стиля — «Выставку архитектуры и художественной промышленности нового стиля». Среди участников были звезды архитектуры — от русских зодчих до европейских новаторов: Чарльза Макинтоша, Йозефа Ольбриха и Яна Котеры.

Но слава места не ограничивалась искусством. Здесь располагался культовый магазин «Жак» — Мекка модников начала XX века, стоявшая в одном ряду с легендарными «Мюром и Мерилизом». Одной из тогдашних московских диковинок был и кинотеатр «Таумотограф», а фотомастерские Романовского, Эйхенвальда и «Паола» Свищева притягивали московскую интеллигенцию. Неудивительно, что Максим Горький и Антон Чехов были завсегдатаями этого дома.

Но одним из самых выразительных примеров модерна в Москве является (14) доходный дом Сокол, построенный в 1904 году по проекту архитектора Ивана Машкова.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

Здание было спроектировано под влиянием идей австрийского архитектора Отто Вагнера. Его фасад украшает трехчастная майоликовая мозаика, созданная по эскизам художника Николая Сапунова на Бутырском керамическом заводе «Абрамцево». Она перекликается с декоративными мотивами гостиницы «Метрополь». Дополнительным элементом оформления стали рельефные изразцы, выполненные по рисункам Михаила Врубеля 1890-х годов.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

С 1909 года в здании размещалось итальянское издательство «Данте Алигиери», при котором работала бесплатная читальня. Здесь же находились фотоателье «Шерер, Набгольц и Ко» и ресторан. В советский период помещения занимали магазины Мосторга, книжная лавка «Международная книга» и магазин издательства «Академия». С 1961 года в особняке располагается «Моспроект-3», а в 1980-е годы часть первого этажа была переоборудована под офисы зарубежных авиакомпаний.

Завершим прогулку у (15) дома Мясоедова — одного из немногих фрагментов Большой Дмитровки классического периода.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

Этот дом примечателен не только фасадом с пилястровым портиком, запечатленным в альбомах Матвея Казакова, но и уникальной усадебной планировкой с полукруглым задним двором. Главное здание усадьбы было построено не позднее середины XVIII века, а своды в его северной части, возможно, относятся к еще более раннему периоду.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

В 1831 году сюда из Поварской перевели Театральную школу — сегодня это то самое Щепкинское училище. Позже школа перебралась на Неглинную, а в здании на Дмитровке разместилась дирекция Театральной конторы.

Охотный Ряд — Театральная: дом дяди Гиляя у «Житейского моря»  фото

При недавних реставрационных работах специалисты обнажили оригинальные элементы отделки фасада, которые, словно технология архитектурной дополненной реальности, может перенести подготовленного зрителя в прошлое.

Нужно только использовать воображение.

Кирилл Спасский

Читайте также

Фильтр