О Никольской улице, ее истории и расположенных на ней зданиях написано столько материалов, что, обратив это в печатную форму, наверняка можно заполнить ее в полную высоту зданий на всем протяжении — от Красной площади до Лубянки. Мы лишь напомним и обратим внимание на те ее факты и артефакты, которые можно упустить среди нескончаемой толпы, круглосуточно наполняющей Никольскую.
История появления выражения «долговая яма», построенная на средства Дмитрия Пожарского церковь как памятник реставратору Петру Барановскому, секрет мороженого из ГУМа, легендарное «звездное небо», бывшая тайная шахта, первая русская типография, настоящие солнечные часы в центре Москвы и первая «телевизионная башня» нашей страны.
Длина маршрута — 1,4 км, или 2 тыс. шагов.
(1) Дом губернского правления возведен архитектором Петром Гейденом в 1733-1744 годах по проекту, присланному из Санкт-Петербурга. Это двухэтажное здание в стиле барокко, которое, подобно ширме, прикрывает собой обширный комплекс Монетного двора.
В 1781 году Матвей Казаков провел реконструкцию зданий Губернского правления и Монетного двора. В камерах этого комплекса временно содержали заключенных, среди которых был и Александр Радищев, арестованный за публикацию книги «Путешествие из Петербурга в Москву». В 1812 году, во время французской оккупации, здесь держали подозреваемых в поджогах Москвы.

Дом губернского правления. Фото: К. Спасский
Во внутреннем дворе находился флигель с долговой тюрьмой, известной как «Яма» — здесь сидели неплатежеспособные должники. Именно от этого места происходит выражение «долговая яма».
(2) Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади по наиболее распространенной версии изначально построен на средства князя Дмитрия Пожарского в память об освобождении Русского государства от польско-литовских интервентов.

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. Фото: К. Спасский
Осенью 1812 года, во время Отечественной войны, в соборе перед чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери совершался молебен о спасении России, на котором присутствовал фельдмаршал Михаил Кутузов.
Храм можно назвать живым памятником Петру Барановскому — архитектору-реставратору памятников древнего русского зодчества, одному из авторов новых методов реставрации и консервации архитектурных объектов, основателю и первому директору музея в Коломенском.
Восстановление исторического облика храма в 1993 году стало возможным только благодаря ему и его ученику Олегу Журину. В 1930-х годах, незадолго до сноса собора, Барановский успел провести детальные обмеры здания и даже руководил его реставрационными работами в 1920-х годах. Эти бесценные материалы и позволили точно воспроизвести утраченный памятник архитектуры.

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. Фото: К. Спасский
В 1918 году в здании (3) Верхних торговых рядов (ныне ГУМ) обосновался Народный комиссариат продовольствия во главе с Александром Цюрупой. В истории он остался наркомом, который, по легенде, упал в голодный обморок от истощения, занимаясь распределением продовольствия в голодные годы.

Памятник Александру Цюрупе. Фото: К. Спасский
Сейчас на фасаде здания установлена мемориальная доска с надписью:
«Здесь в 1918-1924 годах работал Народный комиссариат продовольствия под руководством видного деятеля Коммунистической партии, соратника В. И. Ленина — Александра Дмитриевича Цюрупы».
(4) Мороженое уже много лет является одной из главных достопримечательностей ГУМа. История легендарного лакомства началась в 1954 году — именно тогда, после масштабной реконструкции магазина, завершившейся в 1953 году, вышел приказ о продаже мороженого.
Производство соответствовало советскому ГОСТу, который считался самым строгим в мире и допускал использование только натуральных ингредиентов. Уникальность заключалась и в том, что мороженое делали прямо в здании магазина — в подвале располагался специальный цех.

День ГУМовского мороженого, 2022 год. Фото: gum.ru
На Никольскую «выглядывают» и старинные палаты (5) Монетного двора, возведенные в 1697 году, — можно увидеть удивительный декор в стиле московского барокко. Сам Монетный двор работал до 1797 года, чеканя золотые, серебряные и медные монеты.

Фасад Монетного двора. Фото: К. Спасский
(6) Подвесные гирлянды «звездное небо» на Никольской были установлены в 2017 году, являясь одной из самых современных достопримечательностей древней улицы. Они также стали широко известны через репортаж и фотографии во время чемпионата мира по футболу 2018 года.

«Звездное небо» Никольской улицы. Фото: К. Спасский
(7) Торговые ряды Заиконоспасского монастыря были построены в 1895-1897 годах по проекту архитектора Михаила Преображенского. Сегодня здесь находится Российская телевизионная и радиовещательная сеть.

Торговые ряды Заиконоспасского монастыря. Фото: К. Спасский
Это здание также имеет важное историческое значение для отечественного телевидения. В 1931 году отсюда (предположительно с колокольни) начались первые экспериментальные телевизионные передачи в СССР.

Памятная табличка. Фото: К. Спасский
Небольшой сквер на пересечении Никольской улицы и Богоявленского переулка представляет собой строительную площадку с шахтным комплексом, известным как (8) «Строительство № 100». Этот объект является частью скрытой инфраструктуры — транспортно-пешеходного тоннеля-убежища, который в рассекреченных ныне архивных документах фигурирует под названием «соединительная ветка».

Строительство ЖК Nicole и место расположения объекта «Строительство № 100» (справа). Фото: К. Спасский
Подземная система связывает ключевые государственные объекты центра Москвы, включая Московский Кремль, бункер № 101 (ранее находившийся под гостиницей «Россия», а теперь скрытый под парком «Зарядье»), здание Администрации президента на Старой площади и здание органов госбезопасности на Лубянке. Таким образом, этот комплекс обеспечивает скрытое перемещение между стратегически важными точками Москвы.
От монет — к бумаге. (9) Печатный двор на Никольской — первая русская типография, основанная в 1553 году по указу Ивана Грозного. Причиной ее создания стало множество ошибок в рукописных церковных книгах, которые допускали неграмотные переписчики.

Печатный двор. Фото: К. Спасский
О типографии упоминает в своих записках опричник Генрих фон Штаден в сочинении «О Москвии»:
«Никольские ворота ведут из Кремля в город… У этих ворот стоял слон, привезенный из Аравии. Далее находились Земский суд и цейхгауз, а за ними — друкарня, или Печатный двор».
Как и любая инновация, сравнимая, например, с появившимся недавно искусственным интеллектом, изобретение книгопечатания вызвало резкое неприятие у переписчиков.
В 1811-1814 годах старые здания частично перестроили в новое монументальное строение в готическом стиле по проекту архитекторов Алексея Бакарева и Ивана Мироновского, вдохновленного русской архитектурой XVII века. В 1871 году архитектор Дмитрий Чичагов оформил дворовую часть восточного корпуса.

Памятная табличка. Фото: К. Спасский
Особый колорит сооружению придает пара размещенных на фасаде (10) солнечных часов.

Солнечные часы. Фото: К. Спасский
Необязательно даже бывать в нем, чтобы знать про знаменитый (11) «Славянский базар» — гостинично-развлекательный комплекс, существовавший с 1872 по 1917 год на Никольской улице. Здание, спроектированное архитектором Робертом Гедике, включало гостиницу и полукруглый торговый корпус, который в 1873 году перестроили под первый в Москве ресторан русской кухни. Инициатором проекта выступил предприниматель Александр Пороховщиков, а оформлением занимались известные мастера, включая художника Илью Репина.
После Октябрьской революции комплекс закрыли. Ресторан ненадолго возродился в 1966 году, но после пожара 1993-го окончательно прекратил работу.
Как писал Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и Москвичи»: «Фешенебельный “Славянский базар” с дорогими номерами, где останавливались петербургские министры, золотопромышленники и… аферисты».
Комплекс оставил след в культуре: Антон Чехов упоминал его в «Даме с собачкой» и «Чайке», а Михаил Булгаков в «Собачьем сердце» вложил в уста профессора Преображенского фразу: «Когда-то их великолепно приготовляли в “Славянском базаре”».

Ресторан «Славянский базар», 1900-е годы. Фото: Pirogov / pastvu.com
Посмотрим налево, чтобы увидеть уютный (12) Третьяковский проезд, проложенный в 1870-1871 годах по проекту архитектора Александра Каминского, по инициативе и на средства купцов-меценатов братьев Павла и Сергея Третьяковых. Он заменил ранее существовавший проезд, застроенный в XVIII веке, и получил свое название сразу после окончания строительства в честь братьев-благотворителей. Проезд является единственной в Москве торговой улицей, построенной на частные средства. Спустя 150 лет он сохраняет свою функцию.

Третьяковский проезд. Фото: К. Спасский
В конце XIX века аптека Феррейна на Никольской улице стала символом роскоши и передовой медицины. Владелец Владимир Феррейн превратил семейное дело в крупнейшую в Европе фармацевтическую империю, где производили сотни лекарств, парфюмерию и даже вина с целебными добавками. Аптека поражала посетителей богатым интерьером: мраморные лестницы, позолоченные зеркала, дубовые шкафы и чучело медведя у входа — часть рекламной стратегии Феррейна.
В 1915 году антинемецкие погромы и революция положили конец процветанию предприятия, но его здание в стиле неоренессанс сохранилось как памятник архитектуры.

Аптека Феррейна. Фото: К. Спасский
Вы также могли слышать и про (14) «Расстрельный дом» — здание на Никольской улице в Москве, место, где в 1935-1950 годах располагалась Военная коллегия Верховного Суда СССР. В этот период здесь были вынесены десятки тысяч приговоров. По свидетельствам и позднее обнаруженным доказательствам, часть приговоров приводилась в исполнение прямо в подвалах здания.

«Расстрельный дом». Фото: К. Спасский
Завершим прогулку у здания, которое трудно назвать памятником. Тем не менее (15) ТЦ «Наутилус» является одним из самых выразительных примеров так называемого лужковского стиля в архитектуре, который также постепенно заменяют термином «капром» — капиталистический романтизм.

Торговый центр «Наутилус». Фото: К. Спасский
Несмотря на, мягко говоря, неоднозначное отношение к этому зданию в архитектурной среде, находятся и те, кто считает его ярким символом своей эпохи. Даже его недостатки ими объясняются в контексте меняющейся жизни в начале постсоветской эпохи.
Как бы банально ни звучало, в вопросе архитектуры всегда есть один главный судья, выносящий финальный вердикт. И это время.
Кирилл Спасский