Откуда советский народ узнал о начале и об окончании Великой Отечественной войны, как выглядит «гвоздь в гроб конструктивизма» и настоящий глубоководный обитаемый аппарат в центре Москвы — в нашем материале.
Длина маршрута — 2,6 км, или 4 тыс. шагов.
Гостиница «Националь». Фото: К. Спасский
Начнем прогулку с осмотра одной из знаковых московских гостиниц — (1) 5-звездочного «Националя». Построенная на рубеже XIX и XX веков, в золотой век Российской империи, она до сих пор сохраняет атмосферу того времени. При этом реализованная по эклектичному проекту Александра Иванова, гостиница со временем видоизменялась, наполняясь атрибутами последующих эпох.
Гостиница «Националь», начало XX века. Фото: Pirogov / pastvu.com
Одним из самых ярких изменений, сохранившихся от реконструкции начала 1930-х годов, является советское лозунговое панно на фасаде, заменившее оригинальное майоликовое «Аполлон и музы». Старое было создано художниками Сергеем Чехониным и Александром Головиным на керамическом заводе предпринимателя Саввы Мамонтова «Абрамцево». Новое выполнено Иваном Рербергом и изображает труд советского рабочего.
Последние масштабные реставрационные работы в «Национале» проходили в 1990-х годах, тогда в числе прочего удалось восстановить несколько исторических люксов с антикварной мебелью и предметами декора начала XX века.
Список известных личностей, живших в номерах гостиницы, можно продолжать бесконечно — от Владимира Ленина с Надеждой Крупской до британского писателя-фантаста Герберта Уэллса. В советское время гостиница «Националь» в основном принимала почетных иностранных гостей.
Одна из интереснейших легенд, связанных с отелем, гласит, что сын советского художника Бориса Иогансона Андрей, сидя в ресторане, нарисовал эскиз культовой этикетки водки «Столичной». И правда, изображение на ней соответствует виду, который открывается из окон «Националя» на гостиницу «Москва».
Памятный знак жертвам теракта 9 декабря 2003 года. Фото: К. Спасский
Перед зданием гостиницы можно обнаружить (2) кубический памятный знак жертвам теракта 9 декабря 2003 года. Работа в граните выполнена скульпторами Салаватом Щербаковым и Алексеем Тихоновым и посвящена теракту, унесшему жизни шести человек. Главный элемент памятного знака — искусственный кристалл, который молнией врезается в гранитный куб.
Дом Жолтовского на Моховой. Фото: К. Спасский
Фасад (3) дома Жолтовского на Моховой несет важное символическое значение. Построенный в 1934 году, на стыке архитектурных эпох, он ознаменовал окончательный переход к новому облику Москвы, за что был прозван «гвоздем в гроб конструктивизма».
Автор проекта Иван Жолтовский является одним из главных старожилов отечественной архитектуры, он творил с конца XIX века вплоть до начала эпохи типового домостроительства конца 1950-х годов.
Палаццо дель Капитаниато, 2016 год. Фото: Didier Descouens / wikipedia.org
Во внешнем виде дома на Моховой явно прослеживаются шедевры любимого итальянского зодчего Жолтовского Андреа Палладио — Лоджия дель Капитаньо и Палаццо Вальмарана.
В здании до 1953 года располагалось посольство США, благодаря этому можно обнаружить много высококачественных цветных фотографий Мартина Манхоффа, служившего в нем в качестве атташе. Они впоследствии были опубликованы американским историком Дугласом Смитом.
Похороны Сталина, 1953 год. Фото: Мартин Манхофф
С 1953 года здание занимал «Интурист», а на крыше вплоть до 1990 года красовался лозунг «Коммунизм победит!».
Геологический музей им. В. И. Вернадского. Фото: К. Спасский
(4) Государственный геологический музей имени В. И. Вернадского РАН является одним из старейших естественно-исторических музеев мира и крупнейшим минералогическим музеем России. Он был основан в 1755 году как минеральный кабинет при Московском университете.
Образец серпентинита перед входом в Геологический музей. Фото: К. Спасский
В 1988 году получил статус академического учреждения и современное название. Его фонды насчитывают около 300 тысяч экспонатов, среди которых образцы минералов, горных пород, окаменелостей, метеоритов и других геологических объектов. Чтобы увидеть часть из них, не нужно покупать билет и даже заходить в здание музея — некоторые из экспонатов можно обнаружить на газоне перед входной группой.
Стеклянный павильон с глубоководным обитаемым аппаратом «Аргус». Фото: К. Спасский
Там же, в стеклянном павильоне, хранится (5) глубоководный обитаемый аппарат «Аргус», созданный в Институте океанологии АН СССР в 1975 году. Он бывал во многих экспедициях учреждения — в Черном и Средиземном морях, на шельфе Атлантического океана, исследовал пролив Гибралтар и участвовал в спасательной операции на затонувшем в 1986 году у Новороссийска пароходе «Адмирал Нахимов».
В 2013 году был перевезен в Москву, превратившись в экспонат Геологического музея.
Институт стран Азии и Африки МГУ. Фото: К. Спасский
(6) Институт стран Азии и Африки МГУ расположен в одном из исторических зданий университета. В первоначальном виде построен в 1793 году по проекту Матвея Казакова. Сгоревшее в пожаре 1812 года здание, уже в 1817 году по настоянию Александра I было восстановлено и достроено в стиле классицизма под руководством архитектора Доменико Жилярди.
Сам факультет был создан в 1956 году в качестве специального отделения для изучения восточных языков.
В сквере перед ИСАА находятся памятники:
Памятник Николаю Огарёву. Фото: К. Спасский
(7) Николаю Огарёву — поэту, публицисту, революционеру
Памятник Александру Герцену. Фото: К. Спасский
и его ближайшему другу, писателю-революционеру (8) Александру Герцену.
Оба монумента установлены в 1922 году и созданы скульптором Николаем Андреевым — членом Товарищества передвижников.
Леопарды над входом в Зоологический музей МГУ. Фото: К. Спасский
Далее пройдем до (9) Научно-исследовательского зоологического музея МГУ, одного из самых крупных и старейших музеев естественно-исторического направления в мире. Основан в 1791 году как Кабинет натуральной истории при университете.
Все 10 тысяч экспонатов ярко иллюстрируют многообразие животного мира нашей планеты, демонстрируя представителей всех типов животных: от одноклеточных до птиц и млекопитающих. Среди уникальных экспонатов — чучело странствующего голубя, ставшего символом борьбы за сохранение природы.
Над входной группой неоклассического здания, построенного на рубеже XIX и XX веков по проекту Константина Быковского, можно обнаружить фигуры двух леопардов.
Институт Европы РАН. Фото: К. Спасский
(10) Институт Европы Российской академии наук занимает бывшее здание химической лаборатории МГУ XIX века. Специализируется на комплексном изучении Европы. Является одним из символов окончания холодной войны, так как появился в пику сближения и расширения сотрудничества с государствами Западной Европы в конце 1980-х годов.
Здесь же находится и (11) дом-музей великого русского химика Николая Зелинского, открывшего активированный уголь и подарившего миру первый противогаз. Кстати, именно в этом музее вы можете увидеть единственный сохранившийся образец первого противогаза 1916 года.
Надгробие иерея Марка. Фото: К. Спасский
В местном тихом дворике есть интереснейший артефакт, обделенный должным вниманием. (12) Надгробие иерея Марка является самым ранним из сохранившихся памятников городской культуры Москвы на территории Московского университета. Дата смерти Марка — 1747 год, к этому же времени и относится сам памятник.
Гостиница The Carlton. Фото: К. Спасский
Открытая в 2006 году (13) гостиница The Carlton Moscow, до 2022 году носившая еще и приставку Ritz, находится на месте снесенной в 2002 году 22-этажной гостиницы «Интурист». Вместе с гостиницей «Россия», эти два ярких примера советского модернизма долгое время дополняли вид центра Москвы, внося свою архитектурную брутальность в элегантные ансамбли Манежной и Красной площадей, улицы Варварки, основных открыточных видов столицы.
Гостиница «Интурист» и Центральный телеграф, 1978 год. Фото: Valentina5 / pastvu.com
Стоит сказать, что оба здания абсолютно не вписывались в окружающую застройку, поэтому и снос их не сопровождался какими-либо скандалами. Появившиеся на их месте соразмерная соседним зданиям гостиница и парк «Зарядье» гармонизировали исторический центр.
Кстати, «Интурист» и «Россия» — еще и яркие примеры такого термина, как «брюсселизация», выражающего хаотический подход к реконструкции исторических центров городов и новому строительству в них.
Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой. Фото: К. Спасский
В строительных лесах запрятался (14) Московский драматический театр им. Марии Ермоловой, образованный в 1925 году как передвижной. С 1946 года располагается в эклектичном здании бывшего торгового пассажа Постниковых, построенного в 1886-1887 годах по проекту Семена Эйбушица при участии Владимира Шухова.
Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой, начало 1980-х годов. Фото: Losinka1 / pastvu.com
Театр предлагает широкий репертуар, включающий как классические произведения, так и современные постановки. В разное время здесь работали такие известные актеры и режиссеры, как Всеволод Якут, Татьяна Догилева, Владимир Андреев. С 2012 года художественным руководителем театра является Олег Меньшиков.
Здание Центрального телеграфа. Фото: К. Спасский
Также в строительных лесах и покрывающих их информационном тенте находится (15) здание Центрального телеграфа, построенное в 1925-1927 годах по проекту архитектора Ивана Рерберга. Один из самых известных примеров советского ар-деко, он был сооружен еще на дореволюционном фундаменте так и недостроенных доходных домов.
На тот момент это было одно из самых (если не самое) технологичных зданий в Москве. В газетах Центральный телеграф именовали ярким эпитетом — «механизированный дворец связи».
Здание Центрального телеграфа, конец 1920-х годов. Фото: Silver44 / pastvu.com
Телеграф символичен и для отечественной истории, так как в нем также находилась штаб-квартира Всесоюзного радио. Отсюда 22 июня 1941 года Вячеслав Молотов сообщил советским жителям о нападении немецкой армии на Советский Союз, а в мае 1945-го Юрий Левитан сообщил о капитуляции Германии. Отсюда транслировалось и знаменитое выступление Сталина по радио 3 июля 1941 года.
К XXI веку функция здания окончательно перестала быть актуальной, поэтому сейчас его адаптируют под современное использование. По проекту британского архитектурного бюро David Chipperfield Architects в эти исторические стены вдыхается новая жизнь. Ожидается, что после окончания работ Центральный телеграф станет еще одной важной точкой на карте культурной и деловой жизни Москвы.
Ждем и сохранения важных атрибутов фасада — башенных часов, надписи «ТЕЛЕГРАФ», а также яркого советского глобуса.
Бывшее административное здание НКВД СССР. Фото: К. Спасский
Завершим прогулку у (16) бывшего административного здания НКВД СССР, построенного в 1944-1946 годах по проекту Иосифа Ловейко. Построено по указанию Лаврентия Берии в момент разделения НКВД на МГБ и собственно МВД, поэтому в дальнейшем здание стало известно как дом МВД СССР.
Один из примеров архитектуры сталинского периода, когда стилизация под классицизм достигла своего пика и его уже трудно отличить от сооружений конца XVIII века.
Этому также способствует состояние здания, готовящееся к строительным работам. Можно найти крайне забавным тот факт, как среди идеально отреставрированных памятников архитектуры XVIII и XIX веков в Газетном переулке, оно, на первый взгляд, выглядит даже древнее их. Но это только на первый взгляд.
Кирилл Спасский