Одна из ветвей Рюриковичей

Одна из ветвей Рюриковичей, фото

История князей Алабышевых

Князья Алабышевы почитались в числе знатнейших родов России, поскольку вели свою родословную от легендарного Рюрика. По одной из версий, от них же произошло название села Алабушево, часть которого в конце XX века оказалась в зеленоградском районе Силино.

Родоначальником Алабышевых считается князь Федор Федорович, который жил во второй половине XV века и был прямым потомком Рюрика в двадцатом колене. Он получил прозвище Алабыш. Уже в следующем поколении оно превратилось в фамилию. Вероятно, происхождение прозвища связано со старинным русским словом олябыш, означающим круглый вздутый пирожок или пышку. Так могли с насмешкой называть невысокого полного мужчину. Несмотря на своих очень знатных предков, за короткую историю рода Алабышевы так и не смогли приблизиться к вершине русской политической пирамиды. Их влияние было более чем умеренным.

Князь Федор Федорович — правнук ярославского владетельного князя Ивана Васильевича и один из доверенных лиц собирателя русских земель Ивана III. В 1485 году тот присоединил к Москве Тверское княжество, и вскоре назрела необходимость провести учет новых территориальных приобретений. С этой целью в Тверь и был направлен Федор Федорович, возглавивший группу писцов. Упоминания о родоначальнике Алабышевых встречаются в старых документах еще несколько раз — к примеру, князь принимал участие в переговорах с немецким послом Георгом Делатором, который в 1491 году прибыл в Москву, чтобы окончательно договориться о союзе двух государств. Возможно, Федор Федорович какое-то время служил также судьей на севере, в Великом Устюге.

По одной из версий, князь был первым владельцем села, расположенного на левом берегу реки Сходни к северо-западу от Москвы, и потому позднее оно получило название Алабушево. Однако единого мнения нет — встречается много других гипотез разной степени правдоподобности. Часто в названии пытаются разглядеть иноземные корни: село якобы находилось на месте татарского поселения и происходит от слов Аллах и буше, означающих «Бог, спаси». Еще одна популярная версия гласит, что наименование пошло от тюркского «алабуха», означающего «окунь», или же связано со словом «алапа», которым называли заросшую камышом пойму реки. Наконец, довольно расхожим стало предположение, объясняющее название села тюркским словосочетанием «алабаш», которое значит «белоголовый».

У князя Федора Федоровича Алабышева родилось двое сыновей. О старшем из них, Иване, почти никаких сведений не сохранилось — упоминается лишь, что в феврале 1500 года он был гостем на свадьбе московского воеводы Василия Холмского и великой княжны Феодосьи Ивановны, сестры будущего государя Василия III. Порядок проведения свадеб в те далекие времена только начинал фиксироваться в так называемых разрядах, то есть списках придворных с указанием их функций в дни торжеств. Иван Алабышев входил в сословие «детей боярских» — мелких помещиков, состоявших на военной и гражданской службе. На той свадьбе он числился «в поезду», то есть участвовал в процессии жениха, направлявшейся за невестой, а затем — к месту венчания. О дальнейшей судьбе князя история умалчивает, жизнь его, скорее всего, была недолгой.

Брачные празднества знати в средневековой Руси отличались большой пышностью, и особенно это касалось членов великокняжеской семьи. Представление об этом дает даже описание «свадебного поезда». Возглавляли процессию слуги, разодетые в наряды, украшенные золотом. Часть из них ехали верхом. Вслед за ними шли свещник и каравайники. Первый держал в атласном или бархатном чехле большую свечу, а вторые несли большой поднос, обшитый дорогой тканью. На подносе высился огромный каравай, осыпанный монетами. Затем следовал священник, а за ним шла основная часть кортежа. Ее на прекрасном скакуне возглавлял дружка — «шафер» жениха. Следом за ним скакали поезжане: сначала те, кто помоложе, а затем более пожилые и знатные гости. После них ехали сам жених и его тысяцкий, который разделял обязанности распорядителя с дружкой и чаще всего был крестным отцом жениха. Процессию замыкали слуги, которые несли конские попоны. Что касается самого свадебного ритуала, то он представлял собой диковинное смешение христианских и языческих обрядов.

О младшем сыне Федора Алабышева Семене известно гораздо больше. Он посвятил себя ратному делу и служил воеводой при Василии III и его наследнике Иване Грозном. Дошедшие до нас строки биографии князя в основном представляют собой перечень военных походов и мест службы. Одной из первых кампаний Алабышева была Русско-литовская война 1512-1522 годов, которая завершилась победой русского оружия. В 1516 году, во время затишья в войне Семен Алабышев командовал полком левой руки при походе из Белой к Витебску. При этом речь шла, скорее, о небольшом рейде, который не принес серьезных успехов. В 1520 году воевода возглавил передовой полк в судовой рати (речном десанте) во время похода под Казань. Годом позже, согласно летописям, Семен Федорович уже служил воеводой в Стародубе. Как раз тогда произошло нападение Крымского и Казанского ханств на Московское княжество, закончившееся тяжелым поражением последнего. Захватчики опустошили Нижний Новгород, Владимир, окрестности Москвы и множество других городов и селений. Татары увели в плен десятки тысяч людей и затем продали их на невольничьих рынках. Алабышеву же повезло, поскольку Стародуб находился в стороне от неприятельского удара.

Одна из ветвей Рюриковичей  фото

Чертеж Витебска, 1664 год

В 1528 году князя отправили воеводой в Нижний Новгород, а затем он был назначен городским наместником. В 1536 году Семена Федоровича серьезно понизили, но о причинах такого решения нам остается только догадываться. Незадолго до этого как раз началась Русско-казанская война, которая спустя полтора десятка лет привела к окончательному падению Казанского ханства. Впрочем, на тот момент исход противостояния был еще совсем неочевиден. В конце 1535 года казанцы совершили успешный набег на Нижний Новгород, и, возможно, как раз из-за неспособности помешать атаке противника Алабышев вскоре превратился из наместника во второго воеводу полка правой руки. В 1537 году его отправили в Кострому, но вскоре вернули в Нижний Новгород.

Весной 1541 года русские войска должны были отправиться в большой поход на Казань. Рати сосредотачивались во Владимире. Боярское правительство при Иване IV направило туда и Семена Федоровича, стоявшего во главе полка левой руки. Поход в итоге был сорван из-за вторжения крымского хана Сахиба Герая. В документах той эпохи также содержится упоминание о местническом споре Алабышева со вторым воеводой большого полка во Владимире князем Петром Ивановичем Репниным, но чем он завершился, неясно.

Местничество было неотъемлемой частью государственной системы почти до конца XVII века. Заключалось оно в раздаче титулов и должностей по знатности происхождения. В связи с этим часто возникали споры: к примеру, боярин мог возмутиться рассадкой за столом и потребовать посадить его ближе к царю, потому что ближе сидели его предки. Впрочем, чаще местнические споры разгорались именно в войсках, когда воеводы отказывались подчиняться или быть равными представителям других родов. Такие конфликты обычно оканчивались тем, что недовольных челобитников ставили ниже тех, на кого они жаловались.

Военная служба Семена Федоровича продолжалась, по крайней мере, до 1543 года, когда он возглавлял сторожевой полк в Коломне. Парой лет позже на князя была возложена важная задача по организации смотра царских невест в Можайске и на Волоке: Иван Грозный как раз подыскивал себе партию. А вот у самого воеводы, несмотря на брак с княгиней Анастасией Микулинской, детей не было, и после его смерти в 1554/1555 году род Алабышевых прервался. Согласно последней воле князя его земли были переданы Троице-Сергиевому монастырю.

Читайте также

Фильтр