Новослободская — Достоевская: двенадцать… тринадцать!

Новослободская — Достоевская: двенадцать... тринадцать!, фото

Вид на Каланча-музей в Тверском районе

 Фото: А. Каменских

Сегодня мы изучим северо-восточную часть Тверского района — очередную, крайне разнообразную на архитектуру, людей и события, часть Москвы. Тяжёлые условия для Владимира Маяковского и мягкий пар для Наталья Гончаровой. Неизвестные поэты и известные регбисты. Первая станция скорой помощи и последняя станция Кольцевой линии метро. Всё это — в нашей сегодняшней статье.

Длина маршрута — 2,9 км, 4 000 шагов.

Начнём прогулку с осмотра (1) вестибюля станции «Новослободская», открытой в 1952 году. Внешне он представляет собой подобие античного храма. Это достигается за счёт простых пропорций, глубокого шестиколонного портика перед фасадом, а также квадратных и круглых колонн.

Новослободская — Достоевская: двенадцать... тринадцать!  фото

Павильон станции метро «Новослободская», начало 1950-х гг. Фото: Danushka / pastvu.com

С 1988 года «Новослободская» имеет переход на станцию «Менделеевская», став последней станцией Кольцевой линии, получившей пересадку. Но с таким титулом эта станция пробудет ещё недолго. Почему и когда это произойдёт — ответим в конце прогулки.

По соседству находится (2) здание Арбитражного суда Московского округа, построенное авторским коллективом под руководством Владимира Плоткина в середине 2000-х гг. Современные здания с похожей функцией редко обладают столь выразительной архитектурой, поэтому оно стало победителем премии «Дом года 2007», а также снискало положительные оценки даже у самых «архитектурно-придирчивых» жителей столицы.

Здание Арбитражного суда Московского округа. Фото: А. Каменских

В бывшем боковом флигеле Сущёвской части находится (3) Студия художников имени В.В. Верещагина МВД России. Основана в 1969 году «с целью укрепления авторитета милиции, для создания в произведениях изобразительного искусства положительного образа защитника правопорядка, отображения истории органов внутренних дел, их героических будней». В выставочном зале можно найти большое количество тематических работ, которые вы вряд ли увидите в классических музеях.

Тут же находится и (4) Центральный музей МВД, который был создан в середине 1970-х гг. В нём хранятся документы, боевые награды, фотографии, личные вещи, рассказывающие о тех, кто стоял у истоков создания правоохранительных органов, боролся с преступностью в тяжёлые для страны 1920-е гг. и годы Великой Отечественной войны, а также о тех, кто поддерживает правопорядок сегодня.

Каланча-музей. Фото: А. Каменских

Музей расположен в бывшем главном здании Сущёвской полицейской части, построенном в 1850-х гг. по проекту архитектора Михаила Быковского. Подобные здания с каланчой были обустроены по всей Москве. Они одновременно выполняли правоохранительную и противопожарную функции. Сейчас их осталось совсем немного, например, в районе Сокольники или на Николоямской улице.

В 1898 году комплекс зданий получил и третью функцию — здесь была устроена самая первая в Москве станция скорой помощи. В 1909 году в Сущёвском арестном доме некоторое время провёл Владимир Маяковский по подозрению в пособничестве побегу женщин-политзаключённых из Новинской тюрьмы.

(5) Селезнёвские (ранее — Самотецкие) бани, обустроенные в 1851 году, являются вторыми по возрасту после Сандуновских (1808 год). У исторического здания бань нет фундамента, они стоят на дубовых сваях. Историк Александр Васькин полагает, что бани на Селезнёвской улице любила посещать бывшая жена Александра Пушкина Наталья Гончарова. Считаются одними из самых мягких классических бань в Москве. Подойдёт тем, кто пока не так опытен в банных делах.

Новослободская — Достоевская: двенадцать... тринадцать!  фото

Селезнёвские бани. Фото: А. Каменских

Далее на маршруте — (6) памятник неизвестному поэту, установленный в 2021 году как часть арт-пространства «Квартал поэтов».

Новослободская — Достоевская: двенадцать... тринадцать!  фото

Памятник неизвестному поэту. Фото: А. Каменских

Интересно и достаточно редкое для Москвы спортивное сооружение — (7) стадион «Слава». Используется сейчас под регбийные матчи одноимённым клубом, основанным в 1974 году на базе Второго Московского часового завода «Слава».

Новослободская — Достоевская: двенадцать... тринадцать!  фото

Регбийный стадион. Фото: А. Каменских

Пожалуй, самая необычная заправочная станция в Москве — (8) заправка «летающая тарелка», находящаяся на Новосущёвской улице. Несмотря на немного «уставший» вид, всё ещё действует.

Новослободская — Достоевская: двенадцать... тринадцать!  фото

Заправка «летающая тарелка». Фото: А. Каменских

(9) Дом Мануйлова, построенный в неоклассическом стиле в 1910-х гг. по проекту архитектора Николая Жерихова интересен тем, что спустя 100 лет после постройки был почти полностью разобран, после чего — восстановлен на этом же месте.

Дом Мануйлова. Фото: А. Каменских

Далее рассмотрите (10) один из особняков городской усадьбы Геппенера, построенный в конце XIX века русским архитектором немецкого происхождения Максимом Геппенером для самого же себя.

Новослободская — Достоевская: двенадцать... тринадцать!  фото

Усадьба Геппенера. Фото: А. Каменских

По соседству находятся (11) дома Ю.Д. Москатиньева, выстроенные в конце XIX века в стиле модерн. Рассмотрите оригинальные резные карнизы и необычной формы наличники, сохранившиеся и после проведённой в 1990-х гг. реконструкции.

Дома Ю.Д. Москатиньева. Фото: А. Каменских

Ещё один особняк на маршруте, на этот раз (12) Соломона Мейера. Построен в 1894 году по проекту всё того же Максима Геппенера. Принадлежал ювелиру Соломону Мейеру, на фасаде даже сохранился вензель «СМ». Известен как «дом Новосельцева» из кинофильма «Служебный роман» (1977).

Новослободская — Достоевская: двенадцать... тринадцать!  фото

Особняк Соломона Мейера. Фото: А. Каменских

В соседнем особняке всё того же Мейера, построенному по проекту всё того же Геппенера, расположен (13) Есенин-центр (отдел Московского государственного музея Сергея Есенина). Здесь проводятся выставки, перформансы, спектакли, концерты, поэтические акции.

Есенин-центр. Фото: А. Каменских

Завершим прогулку осмотром строительной площадки (14) станции метро «Суворовская», которая станет первой с 1954 года новой станцией Кольцевой линии. Она расположится между станциями «Новослободская» и «Проспект Мира» и станет пересадочной на Люблинско-Дмитровскую ветку — единственного диаметра, не имеющего двух пересадок на Кольцевую линию. Открытие станции планируется в 2028 году.

Переход с будущей станции в здание реконструируемого спорткомплекса «Олимпийский» планируется оборудовать траволаторами — первыми в Московском метрополитене.

Надеемся, что «Суворовская», став 13-й станцией Кольцевой линии, несмотря на такое число, принесёт жителям Москвы только удачу.

 

Кирилл Спасский

Читайте также

Фильтр