Длина маршрута — 1,7 км, или 2,5 тыс. шагов.
Усадебный дом Лепешкина — Демидова. Фото: К. Спасский
После выхода из наземного павильона станции метро «Новокузнецкая», сразу же обращаем внимание на (1) усадебный дом Лепешкина — Демидова в стиле ампир. Представляет собой типичный образец «послепожарной» архитектуры начала XIX века. Как и многие здания той эпохи, создавался не на пустом месте. В его основе — особняк Федора Лепешкина конца XVIII века в предшествующем ампиру классицистическом стиле.
Архитектор знаковый — Осип Бове, один из главных «воссоздателей» Москвы после пожара 1812 года. Перестраивался особняк для горнозаводчика Демидова.
Со стороны двора можно заметить пилястры-контрфорсы, создающие дополнительную опору. Для чего они были пристроены в XIX веке — неизвестно, но решение оказалось, можно даже сказать, пророческим. В XX веке под зданием пробурили сразу несколько тоннелей метро и теперь контрфорсы абсолютно точно при деле.
Икона Святой Параскевы. Фото: fooby.ru
Остаемся во дворе, чтобы найти (2) икону Святой Параскевы, расположенную на деревянной двери. Это символ памяти о разрушенном в 1935 году храме Параскевы Пятницы на Пятницкой, известном с XVI века. Сейчас на его месте стоит вестибюль станции метро «Новокузнецкая»
Толстовский центр на Пятницкой. Фото: К. Спасский
Возвращаемся на Пятницкую улицу и доходим до (3) Толстовского центра на Пятницкой. Это здание конца XVIII века входило в состав строений, одно из которых снимал в 1857–1858 годах вернувшийся с Крымской войны Лев Толстой. Замоскворечная жизнь сблизила молодого писателя с Островским и Фетом, здесь часто бывали Чичерин, Салтыков-Щедрин, братья Аксаковы. Здесь же начиналась повесть «Казаки» (1863) и был написан рассказ «Три смерти» (1859).
Спустя почти два века место все еще «толстовское». Сейчас в центре проходят тематические и фондовые выставки, детские музейные программы, вечера-встречи с деятелями культуры, концерты.
Колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором. Фото: К. Спасский
Трудно не заметить возвышающуюся над Пятницкой улицей (4) колокольню храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенную в 1781 году в барочном стиле на месте упраздненного в начале XVI века Ивановского монастыря.
Трехъярусная колокольня будто «приглашает» зайти в Черниговский переулок к скрытому для наблюдения с Пятницкой за более современной застройкой храму XVII века. Приглашение мы, конечно же, принимаем, но вернемся сюда буквально через пару десятков минут.
Ансамбль купеческих домов. Фото: К. Спасский
Проходим далее по Пятницкой до (5) ансамбля двух домов с торговыми лавками конца XVIII-XIX века — еще одного образца типичной архитектуры Замоскворечья, но уже купеческого. Первые этажи традиционно отдавались под мастерские и торговые лавки, на втором этаже находились квартиры.
Кинотеатр «Заря», вторая половина XX века. Фото: mos.ru
Здания также известны как место нахождения одного из первых в Москве кинотеатров — Пятницкого электротеатра Белоярцевой, впоследствии известного как Большой Парижский-Пятницкий электротеатр А. Гехтмана. В советское время он скинул «буржуазную листву» в своем названии и стал называться максимально просто — «Заря».
После Октябрьской революции в этом доме жил известный художник и искусствовед Игорь Грабарь. Сейчас здесь размещается Государственная академическая симфоническая капелла.
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором (слева) и перспектива Черниговского переулка, 1983 год. Фото: 1_9_6_3 / pastvu.com
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором. Фото: К. Спасский
Выходим на Кадашёвскую набережную и ныряем во дворы домов, находящихся между Пятницкой и Большой Ордынкой. Как и обещали, возвращаемся к (6) храму Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором. Несмотря на «архитектурные правки» и прошедшие века, церковь в целом сохранила объем и черты постройки конца XVII века. Из оригинальных вещей декора той эпохи — венчающий карниз и оформление южного портала, ранее скрытого крыльцом.
Церковь Михаила и Федора Черниговских. Фото: К. Спасский
Находящаяся напротив (7) церковь Михаила и Федора Черниговских стилистически имеет с предыдущим храмом несомненную общность, что дает историкам полагать — над ними работала одна артель каменщиков. Здание также впоследствии перестраивалось, надстраивалось и реставрировалось, но неизменным осталось одно — узнаваемый стиль русского узорочья.
Доходный дом И. Ф. Нейштадта. Фото: К. Спасский
Здесь же, на изгибе Черниговского переулка, возвышается (8) доходный дом И. Ф. Нейштадта 1915 года, построенный по проекту Капитолия Дулина в неоклассическом стиле.
Один из корпусов гимназии Косицына. Фото: К. Спасский
Далее перейдем к изучению комплекса зданий гимназии Косицына, начав с (9) флигеля. Это уже глубоко вросшее в землю строение является бывшим складом купца Баранова и относится к архитектуре XVIII века.
Дом XVIII–XIX веков с палатами XVII века, в котором располагалась гимназия Косицына. Фото: К. Спасский
Парадный корпус гимназии является (10) главным домом усадьбы XVII–XVIII веков в стиле классицизм. За свою историю он много раз менял хозяев и свой внешний облик под их вкусы и веяния времени.
Последний этап преобразования под руководством Владимира Шервуда произошел уже в начале XX века. Тогдашний владелец, торговец кожами Дурилин, после выполненных работ сдал весь комплекс помещений внаем ведомству вдовствующей императрицы Марии Федоровны под частную мужскую гимназию. Ее возглавил педагог Владимир Касицын, сын писателя Дмитрия Касицына — издателя ежемесячного православного журнала «Душеполезное чтение» и настоятеля расположенной неподалеку церкви Святителя Николая в Толмачах. В таком статусе учебное заведение проработало до Октябрьской революции, после чего было преобразовано в рядовую школу.
В 1989 году в здании начал работу Международный фонд славянской письменности, первым президентом которого стал филолог-славист, академик РАН, основатель русской этнолингвистической школы Никита Ильич Толстой — правнук знаменитого писателя.
Кадр из фильма «Брат 2» (2000)
Но гимназия в этих стенах появилась вновь уже в самом конце XX века, хоть и в фильме «Брат 2» (2000). Именно сюда герой Сергея Бодрова Данила пришел жестко поговорить с банкиром в исполнении Сергея Маковецкого, но передумал идти на крайние меры после услышанного от его сына стишка «Я узнал, что у меня есть огромная семья…».
Усадьба Куманиных в процессе превращения в конструктивистский дом, 1930-е годы. Фото: Rothast / pastvu.com
Выходим на Большую Ордынку, чтобы найти (11) бывшую усадьбу Куманиных. Но в своем внешнем виде как усадьба она себя идентифицирует слабо. Это надстроенное с полной утратой планировки и декоративного оформления здания в стиле конструктивизм 1930-х годов.
Ни в коем случае не умаляя эстетику и значение авангардизма, бывшая усадьба все же стала выглядеть как обедневшая и лишенная всего дворянка, не сбежавшая из Москвы в пылу революционных событий. Последнее напоминание о былом величии — сохранившаяся ограда XIX века в стиле классицизм. Она, будто спрятанное бриллиантовое колье, греет душу воспоминаниями о прошлом.
Бывшая усадьба Куманиных. Фото: К. Спасский
Предполагается, что в центральной части усадебного дома в свое время бывал юный Достоевский, куда он потом «поселил» героя Парфена Рогожина из романа «Идиот» (1869). Семья владельцев — Куманиных — и их окружение стали при этом прототипами других героев произведения.
Но большинство москвичей знают этот дом именно как «Легендарную Ордынку», в котором с 1938 по 1966 год останавливалась Анна Ахматова, приезжая в Москву по литературным делам или житейским надобностям. Жила она у своих друзей Ардовых, в квартире № 13. Кстати, именно здесь произошла единственная встреча Ахматовой и Цветаевой.
Памятник Анне Ахматовой. Фото: К. Спасский
В 2000 году во дворе этого дома установили (12) первый в России памятник Ахматовой, выполненный в бронзе скульптором Владимиром Суровцевым по рисунку Амедео Модильяни — знакомого поэтессы.
Регулярно поднимался вопрос об устройстве в квартире Ардовых музея Ахматовой. Даже проживавшие в этой квартире жильцы были не против переехать в другой дом ради открытия музея.
Открытие памятника московскому генерал-губернатору Великому князю Сергею Александровичу и Великой княгине Елизавете Федоровне, 1 ноября 2024 года. Фото: В. Новикова / mos.ru
Завершим прогулку у (13) памятника московскому генерал-губернатору Великому князю Сергею Александровичу и Великой княгине Елизавете Федоровне, который появился на карте Москвы совсем недавно — 1 ноября 2024 года, в честь 160-летия со дня рождения Елизаветы.
Композиция создана по проекту художника Георгия Франгуляна. В основе — Великокняжеская чета в день их бракосочетания в 1884 году. Место неслучайное — рядом находится основанная Великой княгиней в 1909 году Марфо-Мариинская обитель милосердия.
Памятник московскому генерал-губернатору Великому князю Сергею Александровичу и Великой княгине Елизавете Федоровне. Фото: К. Спасский
Позади «бронзовой четы» гранитные стелы с изображением Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Алексия Московского, княгини Елизаветы Федоровны, императора Николай II и Александра III, а также Креста-памятника, установленного в Московском Кремле на месте убийства Сергея Александровича. Изображения на стелах также имеют большое символическое значение — это объекты, сооруженные благодаря усилиям и под покровительством Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизавете Федоровне.
В таком исполнении памятник стал еще и символом меценатства, столь популярного на стыке XIX и XX веков и будто не столь востребованного сейчас среди обеспеченных людей.
Благодетели, сохраняющей, в отличие от капиталов, твое имя в веках.
Кирилл Спасский