Более 600 лет эти кварталы складывались, перестраивались и переживали различные исторические события, пока до них не добралось Постановление Московского городского комитета КПСС 1972 года «О застройке центральной части города Москвы». Эту местность планировалось почти полностью расчистить от старой застройки, заменив ее новым районом в стиле советского модернизма.
К счастью, такая «архитектурная революция» была крайне негативно воспринята профессиональным сообществом, поэтому Генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев распорядился пересмотреть план застройки, оставив нам возможность изучать историческое Замоскворечье не только по архивным снимкам.
Длина маршрута — 4,1 км, или 6 тыс. шагов.
Храм Параскевы Пятницы на Пятницкой, 1919 год. Фото: Sergey1949 / pastvu.com
Начнем прогулку с осмотра (1) павильона станции метрополитена «Новокузнецкая», открытой во время Великой Отечественной войны, 20 ноября 1943 года. Изначально название писалось через дефис как «Ново-Кузнецкая».
Станция «Новокузнецкая». Фото: К. Спасский
Сооруженный в виде массивной ротонды с упрощенным куполом павильон стал первым таким в Московском метрополитене, а в дальнейшем — типовым. Внутреннюю отделку вестибюля составляют барельефы работы Георгия Мотовилова, а также мозаика Владимира Фролова «Парад физкультурников».
Ранее на этом месте располагался Храм Параскевы Пятницы на Пятницкой, известный с середины XVI века. Был снесен в 1935 году для еще одной «архитектурной революции» — соединения Бульварного кольца, которого, к слову, так и не произошло. Тем не менее, эта церковь навсегда осталась в московских топонимах — из-за нее теперь Пятницкая улица называется именно так.
Фонтан «Адам и Ева». Фото: К. Спасский
По соседству, в сквере у метро, находится (2) фонтан «Адам и Ева», открытый в 2008 году. Его авторами стали скульптор Мария Левинская и авторский коллектив Архитектурной мастерской В. И. Симонихина.
ЖК «Мечта москвича» или «Клубный дом первой гильдии». Фото: gdeetotdom.ru
Далее пройдем до (3) ЖК «Клубный дом первой гильдии», имевшего ранее название «Мечта москвича». Если хотели увидеть, какова она, эта мечта — она прямо перед вами.
Дом Громова. Фото: К. Спасский
На Пятницкой находится прекрасный образец московского модерна — (4) бывший доходный дом Аникиты Громова, построенный в 1903 году по проекту Семена Суворова. Это единственная постройка этого архитектора в Москве, реализованная при этом в лучших традициях стиля. Тот случай, когда первый блин вышел совсем не комом, а модерном.
Доходный дом с магазином. Фото: К. Спасский
На этой же улице находится (5) бывший торговый дом меховщика И. М. Гальперина в стиле модерн с элементами готики, построенный по проекту Федора Шехтеля в 1908-1909 годах. Одно из немногих дореволюционных торговых зданий, сохранявших свою функцию и конкретный товар реализации от момента постройки сквозь советское время в современную Россию. В здании также работал магазин галантерейных товаров Николая Крестовникова, члена Московской городской думы и выборного из купеческого сословия Москвы.
Фасад выполнен глазурованной керамической плиткой темно-зеленого цвета, так называемым кабанчиком. Из-за этого здание часто называют изумрудом Шехтеля. Здание выделяется еще и фиалами на крыше, восстановленными в результате надстройки одного этажа в постсоветское время.
Торговый дом Смирнова. Фото: К. Спасский
На углу Овчинниковской набережной и Пятницкой улицы находится (6) особняк винно-водочного короля Российской Империи Петра Смирнова, который изначально построил купец Морковкин в середине XIX века. Автором проекта выступил архитектор Николай Гейнц.
До сих пор на фасаде можно увидеть надпись «Поставщик двора Его Императорского Величества Петр Арсеньевич Смирнов» — наиболее почетное звание для торговых марок в Российской империи.
Особняк Гельтищевой, 1980-е годы. Фото: Losinka1 / pastvu.com
Особняк Гельтищевой. Фото: К. Спасский
Далее пройдем до еще одного ярчайшего представителя московского модерна — (7) особняка Лидии Яковлевны Гельтищевой. Построен в 1904 году по проекту Флегонта Воскресенского. Фасад здания изобилует растительными мотивами, кровля интересна необычными слуховыми окнами.
Палаты в Овчинниках, 1990-е годы. Фото: Leonovvaleri / pastvu.com
Палаты в Овчинниках. Фото: К. Спасский
Рядом притаились (8) палаты в Среднем Овчинниковском переулке конца XVII века. Здание в XIX веке успело облачиться в одеяния особняка, скрыв свое происхождение (как и многие палаты в Москве). Однако уже в XX–XXI веках зданию вернули первоначальный вид.
Храм Михаила Архангела в Овчинниках, 1933 год. Фото: Architectors / pastvu.com
Храм Михаила Архангела в Овчинниках. Фото: К. Спасский
(9) Храм Михаила Архангела в Овчинниках известен с середины XVI века, в каменном обличье выстроен в первой половине XVII века. В дальнейшем неоднократно перестраивался, что можно увидеть по отличию фасадов разных частей храма. В советское время был закрыт и переоборудован, лишь в 1997 году здесь возобновились богослужения, а позже были проведены восстановительные работы.
Дом бабушки Гуфа. Фото: К. Спасский
(10) Здание по адресу: Овчинниковская наб., д. 22/24, стр. 2, построенное в 1962 году в достаточно типовом виде, вряд ли особо выделяется с архитектурной точки зрения. Однако именно здесь проживала бабушка известного московского рэпера из группы «Центр» Алексея Долматова (Гуфа). Его композиции уже стали классикой отечественного хип-хопа, в которых Замоскворечью и бабушке Алексея Тамаре Константиновне посвящено много строк.
Бизнес-центр «Аквамарин». Фото: К. Спасский
По Озерковской набережной пройдем до современного (11) бизнес-центра «Аквамарин», напоминающего североамериканскую деловую архитектуру вкупе с элементами советского модернизма. Одно из популярнейших мест для фотосъемок.
Главный дом городской усадьбы Михайлова. Фото: К. Спасский
В (12) бывшем главном доме городской усадьбы Митрофана Михайлова сейчас располагается Центр детского творчества «Замоскворечье» — бывший Дом пионеров Кировского (Москворецкого) района. Само здание было построено в 1900–1910 годах по проекту инженера-архитектора Николая Фалеева в эклектичном стиле.
Вдоль красной линии застройки улицы Бахрушина возвышается ограда на рустованных столбах с изящной чугунной кованой решеткой, воротами, калиткой.
Пионерский парк (Михайловский сад), 1961 год. Фото: Pirogov / pastvu.com
Михайловский сад. Фото: К. Спасский
За домом расположен (13) современный Михайловский (Пионерский) сад, заложенный в XVIII веке при купеческом владении и ставший общедоступным лишь после Октябрьской революции.
Памятник Михаилу Ульянову. Фото: К. Спасский
В саду готовится к открытию (14) бронзовый памятник народному артисту СССР Михаилу Ульянову, выполненный скульптором Андреем Балашовым. Обязательно вернитесь сюда позже, чтобы лично рассмотреть его.
Интересно, что в 2012 году памятник Ульянову открыли в его родной Таре Омской области. Там он изображен на деревенской лавочке в рубахе с засученными рукавами. Московская же скульптура изображает артиста в пиджаке и джинсах. Как заявляет автор, он хотел передать некий рабочий момент — обсуждение пьесы.
Кинотеатр им. Моссовета, 1979 год. Фото: Rubleff / pastvu.com
Кинотеатр «Пять Звезд на Павелецкой. Фото: К. Спасский
(15) Кинотеатр, ныне известный как «Пять Звезд на Павелецкой», был построен в конце 1940-х годов в качестве нового здания кинотеатра им. Моссовета вместо деревянного, разрушенного в период Великой Отечественной войны. Он просуществовал здесь до 1985 года, пока не переехал на Преображенскую площадь. Уже в начале XXI века здание, претерпев реконструкцию, вернуло себе изначальную функцию.
Театральный музей им. Бахрушина. Фото: К. Спасский
Завершим прогулку осмотром (16) бывшего особняка потомственного почетного гражданина Москвы Алексея Александровича Бахрушина, занимаемого сейчас Государственным центральным Театральным музеем. Он был основан в 1894 году на деньги самого Бахрушина, известного в том числе своей активной благотворительной и меценатской деятельностью. Сейчас музей представляет собой уникальное собрание экспонатов, посвященных отечественному театру от XVIII века до наших дней.
Дом Бахрушина, 1910-е годы. Фото: Danushka / pastvu.com
Сам особняк, сейчас являющийся главным зданием музея, был построен в 1896 году по проекту архитектора Карла Гиппиуса для семьи Бахрушина. В отличие от многих богатых деятелей времен заката Российской империи, Алексей Александрович остался в новой Советской России. В 1918 году по предложению Владимира Ленина его даже назначили пожизненным директором собственного музея. На этой должности он оставался до своей смерти в 1929 году.
Так, искусство помогло Бахрушину преодолеть политические и социальные потрясения, несмотря на все признаки его буржуазности, столь неприемлемой для новой страны.
Кирилл Спасский