Новокузнецкая — Добрынинская: типографии не горят

Сегодня мы совершим прогулку по центральной части района Замоскворечье. По пути вам встретятся — тот самый пес Хатико, «тучерез» Нирнзее, место отказа от уплаты дани Татаро-Монгольскому игу, дом первого отечественного киноскандала, подземный бункер времен Холодной войны, «несгорающая» типография и многое другое.

Новокузнецкая — Добрынинская: типографии не горят, фото

Тень от колокольни Храма Спаса Преображения на фасаде бывшего дома усадьбы Волкова

Фото: К. Спасский

Длина маршрута — 2,8 км, или 4 тыс. шагов.

Новокузнецкая — Добрынинская: типографии не горят  фото

Начнем прогулку с осмотра (1) памятника Хатико — псу породы акита-ину из Японии, который во всем мире стал символом преданности. Памятник не является официальным, он лишь привлекает внимание к расположенному напротив ресторану. Еще на московского Хатико иногда надевают шарфики.

Новокузнецкая — Добрынинская: типографии не горят  фото

Далее пройдем до (2) доходного дома Бабанина, построенного в 1912–1913 годах по проекту Эрнста-Рихарда Нирнзее. Здание сочетает в себе элементы московского ампира и неоклассики.

Дом Бабанина относится к числу первых небоскребов Москвы — так называемых тучерезов. Благодаря своему господствующему высотному положению над окружающей застройкой, в период Великой Отечественной войны на крыше этого дома расположили средства ПВО.

Данный «тучерез», впрочем, как и все остальные, отличался высоким уровнем технических новшеств для своего времени в виде центрального отопления и лифтов, а этажи были нарезаны на максимально просторные планировки для доходных домов.

Новокузнецкая — Добрынинская: типографии не горят  фото

(3) Городская усадьба Матвеевых, также выполнявшая функцию Пятницкой полицейской части, была возведена в середине XVIII века. С 1818 года здесь размещалась уже полицейская часть, к которой спустя 10 лет достроили пожарную каланчу — раньше эти две городские службы зачастую размещали в одном здании.

Новокузнецкая — Добрынинская: типографии не горят  фото

Каланча простояла почти сто лет, пока не была разобрана.

На той же Пятницкой улице расположен (4) Особняк Коробковой, современный вид которого сложился в результате множества перестроек во второй половине XIX и начале XX века. Здесь смешиваются рококо, модерн, викторианский и неогреческий стили, формируя эклектичный дух фасадов. Автором получившегося здания можно называть архитектора Льва Кекушева.

Новокузнецкая — Добрынинская: типографии не горят  фото

Изучая фасады особняка, можно увидеть один из почерков Кекушева: разновеликие окна — только в одной из комнат их можно насчитать пять. И все разной формы.

После революции и логичной для тех времен национализации в особняке проживали первый выборный президент Российской академии наук Александр Карпинский, а также ботаник и географ Владимир Комаров.

Новокузнецкая — Добрынинская: типографии не горят  фото

(5) Дом, расположенный по адресу: ул. Пятницкая, д. 47, стр. 1, в изначальном объеме был построен в 1850-е годы для купца Матвеева, современный фасад сформировался в конце XIX века.

Здание отличает появившаяся в советское время «шапка» в виде надстройки двух этажей даже без попыток соблюсти единообразие в фасаде.

Именно здесь с 1909 года размещалась одна из первых российских кинофабрик «Глория» Якова Зоммерфельда. Съемки проходили прямо во дворе дома.

С «Глорией» связан и один из первых киноскандалов нашей страны. В начале XX века кинофабрика сняла фильм «Драма в Москве», который запретили цензурой в первый день показа. Так как лента была снята по реальным событиям, их участники потребовали через суд запретить выставление на показ своей личной жизни.

По соседству расположен (6) Храм Троицы Живоначальной в Вишняках. Здание построено в 1804 году, сгорело в пожар 1812 года и было восстановлено в 1824 году.

Своими формами воспроизводит лучшие законы позднего классицизма.

Повернув за угол, пройдем до (7) бывшего главного дома усадьбы Лукутиных, построенного в трехэтажном виде во второй половине XVIII века. Из-за расположенных вокруг садов дом уцелел в пожаре 1812 года.

В 1910 году дом усадьбы был надстроен четвертым этажом и переделан под квартиры. Спустя 20 лет здание приросло еще двумя этажами, а в 1980-х годах — еще тремя. Таким образом, он надстраивался «шапкой на шапке» не менее трех раз за свою историю.

Новокузнецкая — Добрынинская: типографии не горят  фото

(8) Деревянный дом на Новокузнецкой улице ранее был частью усадьбы Волкова, построенной в 1830–1840-х годах. После революции деревянные дома в Москве практически не строили. Зачастую даже построенные дома перестраивали и сносили (они часто горели), поэтому образцов исторической деревянной застройки остается все меньше. Этот дом — один из немногих оставшихся. Да еще и в прекрасном состоянии.

Новокузнецкая — Добрынинская: типографии не горят  фото

Напротив расположен еще один пример «деревянной Москвы», в редком для сооружений такого типа материале — (9) колокольня Храма Спаса Преображения на Болвановке.

Новокузнецкая — Добрынинская: типографии не горят  фото

Сам (10) храм в стиле русского барокко в современном виде построен в 1749–1755 годах на месте, где с 1465 года находились деревянные церкви.

Первоначальное основание храма связано с важным для отечественной истории событием. Именно здесь Иоанн III встретил ханских послов и отказался платить дань, после чего повелел воздвигнуть храм:

«Прием же басму лица его и поплевав на ню, низлома (разломал, разорвал) ея, и на землю поверже, и топта ногами своима, и гордых послов всех изымати (схватить, арестовать, а затем и казнить) повеле, а единого отпусти живе».

Новокузнецкая — Добрынинская: типографии не горят  фото

Несмотря на такую историческую роль, храм закрывался в советское время и использовался под гражданские функции. Возвращен Русской православной церкви в 1991 году.

Новокузнецкая — Добрынинская: типографии не горят  фото

За храмом можно обнаружить (11) Музей современной фортификации «Бункер-703 МИД СССР», который был рассекречен и передан под музей только в 2018 году. Бывшее подземное хранилище документарных фондов и архивов МИДа. Построен после Великой Отечественной войны и до сих пор сохраняет в своих стенах дух эпохи.

Новокузнецкая — Добрынинская: типографии не горят  фото

Интересен и (12) бывший жилой дом завода «Геодезия», построенный в 1934–1938 годах по проекту архитектора Кирилла Афанасьева, который и прожил в нем после его постройки до конца своих дней. Внешний вид здания является смешением сталинской неоклассики и неоренессанса.

Новокузнецкая — Добрынинская: типографии не горят  фото

К нему прилегает (13) Бывший доходный дом Смирнова, он же «Дом с орлом» (так как над воротами можно разглядеть горельеф орла). Построен в ярко выраженном псевдоготическом стиле в 1910 году по проекту архитектора Сергея Гончарова, который специализировался, скорее, на модерне.

Завершим прогулку осмотром (14) главного производственного корпуса Товарищества Ивана Сытина, который «возглавляет» ансамбль исторических корпусов бывшей типографии.

Новокузнецкая — Добрынинская: типографии не горят  фото

Здание типографии появилось здесь в 1903 году, оно построено по проекту архитектора Адольфа Эрихсона при участии Владимир Шухова. Интересно, что на этом месте ранее располагался дом, в котором 14 лет прожил драматург Александр Островский.

Спустя два года после постройки типография была сожжена в пылу революционных действий 1905 года. Тогда было уничтожено все дорогостоящее оборудование и бумага.

Всего через год Сытин восстановил работу типографии, в которой позже успели побывать Лев Толстой, Максим Горький, Владимир Маяковский, Сергей Есенин. Последний даже успел поработать у Ивана Сытина корректором.

Такой быстрый ренессанс наводит на мысль: может, рукописи и горят, но типография Сытина — точно нет.

Кирилл Спасский

Читайте также

Фильтр